Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 1 (январь) 2005 г.

Кто поможет малышу. Часть 1.

Когда родители узнают от врача в роддоме, больнице или детской поликлинике, что их малыш не такой, как все, их нередко охватывает отчаяние: как учить, лечить, воспитывать этого кроху? Да, сегодня все слышали, что с детьми, имеющими нарушения в развитии, можно и нужно заниматься, но куда обратиться за помощью и поддержкой?

Оказывается, уже несколько лет в нашей стране развивается система ранней помощи особому ребенку. Рассказать о ней мы попросили ученого секретаря Института коррекционной педагогики РАО, к.п.н., заведующую лабораторией ранней помощи Юлию Анатольевну РАЗЕНКОВУ.
—    В течение нескольких десятилетий психологи и педагоги нашего института работали с детьми, у которых нарушено познавательное развитие, снижен слух, имеются серьезные проблемы со зрением, нарушена двигательная система. Эти исследования убедительно показали, что, если отклонения в развитии малыша выявлены достаточно рано, в первом полугодии жизни, и с ребенком сразу начали работать педагоги и психологи, можно добиться удивительных результатов, и прогноз, который первоначально давали медики, может не оправдаться.
—    Но почему начинать занятия нужно так рано? Не лучше ли подождать, пока малыш подрастет, окрепнет?
—    Дело в том, что в первый год и особенно в первое полугодие жизни (это так называемый сензитивный период) мозг младенца запрограммирован на интенсивное развитие. Именно в этот период закладываются основы речи, формируются первые двигательные навыки, развивается зрение и слух. В течение всей последующей жизни мозг больше никогда не будет столь активно и бурно расти и развиваться. И если в этот момент, пока больной ребенок по своему опыту почти ничем не отличается от здорового, начать заниматься с ним, очень многих проблем можно избежать, многое можно подправить и предотвратить. Маленький ребенок
обладает колоссальными способностями для восстановления и развития, но сам он эти возможности реализовать не может. Ему жизненно необходима помощь взрослых: грамотного специалиста и, главным образом, мамы, обладающей необходимыми знаниями и навыками. Служба ранней помощи как раз и призвана оказать психологическую и профессиональную поддержку семье.
Задача службы — обеспечить родителей необходимой информацией о возможностях ребенка, научить их наблюдать и понимать поведение малыша, постепенно, шаг за шагом, вводя его в жизнь семьи, ближайшего окружения и в социум.
—    Служба ранней помощи есть только в Москве?
—    Мы стремимся создать такую систему ранней помощи, которая охватывала бы всю Российскую Федерацию. Раньше всего такая служба появилась в Санкт-Петербурге, и на сегодняшний день именно там она организована лучше всего. Москва присоединилась к этой работе два года назад. Система ранней помощи есть и в регионах, например, в Самаре и Самарской области, Великом Новгороде и Новгородской области, в некоторых других городах.
—    Расскажите, как организована эта система?
—    К сожалению, единой сети пока нет, но уже есть некоторые организационные виды помощи, такие как группы кратковременного пребывания. Обычно они открываются на базе детских садов. Ребенок приходит сюда вместе с мамой на 2–3 часа на специальные занятия: с логопедом, педагогом, психологом, специалистом по ЛФК.
—    А не полезнее было бы малышу находиться в такой группе целый день под присмотром специалистов?
—    Маленьким детям без мамы плохо. Они начинают тосковать, болеть, развиваются хуже, чем могли бы. Гораздо полезнее создать дома обстановку, чтобы кроха постоянно находился в развивающей среде. Собственно, для этого мы и обучаем мам. Занятия в группах кратковременного пребывания организованы таким образом, чтобы мама поняла, что и как нужно делать с ребенком дома.
—    Что еще входит в систему ранней помощи?
—    Сейчас во многих городах появляются лекотеки: собрания игрушек, откуда за небольшую плату родители могут взять напрокат развивающие игры. Их единственное отличие от обычного пункта проката заключается в том, что за столом сидит педагог или психолог, который исподволь выспросит у мамы, какие у малыша проблемы, подскажет, какие игрушки взять, объяснит, как с ними играть и какой развивающий и коррекционный эффект они дают. Вообще главная задача службы ранней помощи — подсказывать родителям, что полезно именно их ребенку. Не слабослышащему или слепому ребенку вообще, а именно их малышу: Петеньке, Ванечке, Машеньке. Ведь каждый ребенок индивидуален и нуждается в индивидуальной, ориентированной именно на него помощи, программе развития.
—    Как быть, если малыш настолько тяжело болен, что не может выходить из дома?
—    К таким детям и к самым маленьким, от рождения до полутора лет, специалисты служб ранней помощи приходят на дом.
—    У нас в стране много разнообразных реабилитационных медико-социальных центров. Участвуют ли они в вашей работе?
—    Еще в недалеком прошлом такие центры работали в основном с детьми более старшего возраста: дошкольниками и школьниками. Но сейчас специалисты этих центров понимают: чем раньше начнется помощь проблемному ребенку, тем более эффективной и менее затратной она будет, причем не только в экономическом, но и в психологическом, эмоциональном плане. 

Пожаловаться
Рубрика:  Поведение ребенка до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи