Календарь развития ребенка
2 года - 2.5 года

Развивающие игры

Развиваем наблюдательность

Игра 1. «Чей силуэт?»

Наблюдательность ребёнка формируется на основе зрительного восприятия и внимания. В этой игре тренируются обе способности, а также развивается умение анализировать детали предметов и их изображений.

Вам понадобятся

Старые детские журналы или рекламные буклеты, ножницы, лист бумаги, фломастеры.

Как сделать игрушку

Вырежьте из журнала или буклета несколько изображений животных, людей или предметов. Приложите каждый из них к листу бумаги и обведите фломастером. Затем уберите вырезанные предметы и закрасьте получившиеся силуэты.

План игры

1. Покажите малышу вырезанные картинки, а затем укажите на их «тени» на бумаге. 2. Попросите отыскать для каждого изображения его «тень». 3. Каждый раз, когда ребёнок находит подходящий силуэт, просите его проверять правильность своего выбора, накладывая сверху картинку.

Родителям на заметку

1. Можно усложнить игру, нарисовав по два силуэта к каждому предмету и к одному из них добавив лишние детали. 2. Когда ребёнок научится легко отыскивать закрашенные силуэты предметов, попробуйте поиграть, рисуя лишь их контуры. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

В этом возрасте большинство детей могут похвастаться 15 и более зубами, мальчики весят 11,8-15 кг при росте 88,5-95,3см, соответствующие показатели для девочек: 11,2-14,5 кг и 87,1-94,2 см.

Ребенок научился бегать и прыгать, он может бросать мяч руками в движении и пинать его перед собой. Также, многие малыши осваивают искусство ходьбы задом наперед или ловко передвигаются на цыпочках. Ребенок может пить из чашки и пользоваться соломинкой. Теперь он с легкостью открывает все двери в комнатах и шкафах. И сознательно выдвигает ящики комода, зная, где лежит нужная ему вещь.

Малыш продолжают активно исследовать мир вокруг, открывая все более интересные вещи как в доме, так и за его пределами. В этом возрасте дети понимают что есть опасные и безопасные для них предметы и ситуации. Они гораздо лучше ориентируются в пространстве, оценивают связи предметов между собой, понимают понятия «здесь» и «там», «дальше» и «ближе», «внутри» и «снаружи». Ребенок может лучше определить размеры предметов, оценить их количество по принципу «больше» или «меньше». Теперь он может нарисовать замкнутый круг и собирать простые паззлы, а также с удовольствием строит из кубиков довольно сложные конструкции и сооружения.

В этом возрасте малыши обычно добавляют в свой активный словарный запас 50 новых слов в месяц и могут связно изъясняться простыми фразами и предложениями. Если раньше разобрать детскую речь могли только близкие, то теперь разговорные навыки ребенка настолько усовершенствовались, что даже незнакомый человек может понять, что говорит малыш. Любопытный ребенок будет постоянно задавать окружающим вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?», усложняя их по мере пополнения словарного запаса.

Малыш становится все более социально активным, начинает с интересом общаться с другими детьми, знакомится на практике с правилами совместных игр.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

В два года дети не скрывают своих эмоций: будь то радость, огорчение, обида, ревность или «крокодиловые слезы» из-за пропущенной прогулки в парке. Не заостряйте внимание малыша на негативных эмоциях, обнимите его, покажите, что вы рядом и дайте время, чтобы он успокоился. У малыша должна быть возможность самому разобраться в своих чувствах, чтобы в будущем он смог лучше управлять своими эмоциями. Иногда надо помочь ребенку понять, почему он испытывает определенные чувства: «Ты так расстроился потому, что мама не взяла тебя не прогулку в парке».

Если игрушки не будут вести себя так, как задумал малыш, это тоже может вызвать приступ раздражения. Ребенок может в сердцах раскидать кубики, которые не желают складываться в замок, или накричать на них. В этом возрасте у детей очень активное воображение, и они не всегда могут провести грань между выдумкой и реальностью. Ребенку трудно смириться с тем, что его «я хочу» не может заставить окружающих поступать определенным, нужным ему образом. Ему пока трудно осознать необходимость контролировать свои импульсы.

Когда дети не могут выразить свои чувства словами, они могут перейти к активным действиям, например, к укусам. Ребенок уже понимает слово «нельзя», поэтому пусть и не с первого раза, поймет, что так поступать не стоит.

Малыш может посочувствовать чужой боли и пожалеть маму, например, если она прищемит пальчик. Проявлять свои эмоции дети учатся, наблюдая за взрослыми: ребенок погладит маму по голове, поцелует ее в заболевшее место - ведь именно так поступает мама, утешая самого малыша. Играя с игрушками, ребенок также может выражать разные эмоции: погладить или обнять любимую куклу или бросить на пол «провинившегося» мишку.

У малыша нет чувства времени, и иногда ему трудно самостоятельно прервать одно занятие, чтобы перейти к другому. Погрузившегося в игру ребенка будет не просто убедить, что пора обедать или чистить зубы. Если несколько раз до «часа пик» мама напомнит малышу, что скоро обед, ему будет легче смириться с неизбежным.

Поначалу, на игровой площадке ваш малыш может играть самостоятельно, как будто не замечая других детей. Это так называемая «параллельная» игра, когда дети осознают присутствие своих ровесников, но не готовы сразу перейти к активному общению и совместным играм. Постепенно, малыши учатся играть вместе. Изучая реакции друг друга, они осознают, какие действия приводят к плачу и прекращению игры. И, наоборот, на практике приходят к выводу, что играть по очереди «общими» игрушками гораздо интереснее. В этом возрасте у детей появляются первые товарищи и друзья, которых они выделяют и с кем предпочитают играть.

Уход за ребенком

Регулярно чистить зубы необходимо не только для сохранения здоровья зубов и свежести дыхания, но и чтобы привить малышу необходимые правила личной гигиены. Обязательно посоветуйтесь с врачом, выбирая зубную щетку и специальную зубную пасту. Детям старше 2-х лет хватит количества зубной пасты размером с горошину. Утром и вечером чистите зубы с внешней и внутренней стороны, не забудьте про язык и небо, там тоже скапливаются вредные микробы. Если ребенок еще не умеет полоскать рот – ничего страшного, детские зубные пасты создаются с учетом детской физиологии и их можно «съесть» без вреда для здоровья.

Лучший способ помочь малышу полюбить эту необходимую процедуру – чистить зубы вместе. Встаньте с ребенком перед раковиной (наверняка, в ванной комнате уже стоит детская табуретка-лесенка или специальный стульчик). Возьмите в руки орудия труда, вместе выдавите пасту на щетку и вперед! Лучше всего, если ребенок сможет наблюдать за процессом в зеркале, сравнивая движения взрослого со своими. В конце обязательно проверьте, кто справился с заданием лучше. Скорее всего, у мамы на зубах осталось небольшое пятнышко, которое малыш с удовольствием поможет почистить.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Как можно больше общайтесь со своим малышом. Во время совместных игр и занятий подробно описывайте не только свои действия, но и действия своего маленького партнера: «Посмотри, как катится твой мяч, он попал прямо в ворота, ты забил гол!». Вместе с ребенком осваивайте правила командной игры, например, бросайте мяч по очереди.

Поощряя малыша, используйте как можно более конкретные формулировки. Вместо общей фразы «Какой ты молодец!» скажите: «Какой хороший дом ты построил! Молодец!».

Дети обожают музыку и танцы, дайте им возможность проявить себя. Проигрывайте малышам разные танцевальные мелодии и танцуйте вместе с ними, покажите, что для разных танцевальных мелодий можно использовать разные движения.

«Вопросы и ответы» - одна из самых любимых форм общения малыша со взрослыми, ведь таким образом он не только получает новую информацию, но и общается со взрослыми «на равных». Отвечайте на детские вопросы понятным и простым языкам. Помните, что дети любят не только спрашивать, но и отвечать. Например, можно задавать малышу вопросы, которые заставят его задуматься о положении предметов и живых существ в пространстве: «Где живут птицы? Куда летят самолеты? Куда открывается эта дверь?»

Часто дети, которые уверенно могут использовать большое количество слов и научились правильно строить фразы и предложения, начинают говорить очень быстро и проглатывать слова. В таких случаях, на помощь придут короткие стихи и простые скороговорки. Выучите вместе с малышом небольшое стихотворение наизусть и попробуйте проговаривать его то быстрее, то медленнее.

Книжки должны постоянно окружать вашего ребенка. Чтение – это драгоценные минуты общения детей и родителей, а книга – источник новых знаний и радостей. Наверняка у малыша есть любимая книжка с картинками, которую он готов перелистывать постоянно. И сам открывает книгу на нужной странице, чтобы мама или папа продолжили читать интересный рассказ.

Питание

Обычно, к этому возрасту дети полностью переходят на «взрослое» меню. Но, не забывайте, что пищеварительная система у детей до трех лет еще очень нежная, функции печени, желудка и поджелудочной железы не достигли полной зрелости. Обратите повышенное внимание на качество продуктов для малыша. «Взрослым» консервам не должно быть места на детском столе, так же как сосискам, колбасе и газированным напиткам.

Для того, чтобы составить полноценное меню на каждый день, маме придется постараться, ведь энергичному малышу требуется ежедневно около 1500 ккал.

Молоко – источник огромного количества полезных веществ и витаминов, необходимых для растущего организма. В свежем цельном молоке присутствуют иммунные тела, способные уничтожать вредные для человека бактерии. Молочные продукты должны обязательно присутствовать в ежедневном рационе. Даже если ребенок отказывается пить молоко, наверняка, найдутся молочные блюда, которые придутся ему по вкусу. На молочном супе, к примеру, выросло не одно поколение малышей. А на десерт предложите ребенку вкусный несладкий йогурт со свежими ягодами или творог с кусочками банана. Нежирный творог или кефир можно давать детям каждый день, а вот сливочный сыр и запеканку из жирного творога - не чаще 2-3 раз в неделю.

Хлеб и хлебобулочные изделия – источник клетчатки и ценных пищевых волокон, необходимых для роста малыша. Калории маленькому ребенку не страшны, к тому же, хлеб из пшеничной муки тонкого помола усваивается лучше, поэтому вместе с основным блюдом можно угостить малыша куском белого хлеба. Детям постарше будет полезнее хлеб из муки более грубого помола.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Сон

В этом возрасте дети по-прежнему спят 10-11 часов ночью, а вот дневной сон может сократиться до 2-2,5 часов*. Но, если малыш постоянно засыпает в транспорте, неохотно просыпается утром и часто бывает капризным и раздражительным, скорее всего, он недосыпает.

В этом возрасте дети часто спят уже во «взрослой» кроватке, из которой могут выбраться самостоятельно. Поэтому ночных визитов от беспокойного малыша родителям не избежать. Детям иногда снятся плохие сны. У них живое воображение, и в «придуманном» мире могут жить и чудовища, и привидения. Приласкайте нежданного гостя, отведите в детскую и уложите спать. Подождите, пока малыш успокоится, пожелайте ему сладких снов и постарайтесь уйти, пока он не заснул окончательно. Так ребенку будет проще заснуть самостоятельно, если он еще раз проснется ночью.

Постарайтесь придерживаться единого режима и в будни, и в выходные. Если малыш отказывается спать днем, можно пойти на хитрость: скажите, что настало время для отдыха, и нужно просто полежать в кроватке и отдохнуть, а «спать» совсем необязательно.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Игровые площадки – отличное место для общения с другими детьми, для развития мелкой моторики (игры в песочнице) и крупной моторики (всевозможные горки и лесенки). Обязательно убедитесь, что ваша детская площадка безопасна. Не должно быть никаких острых углов, незакрепленных поверхностей. Деревянные детали должны быть гладкими и не оставлять заноз. Защитные решетки должны быть рассчитаны на детей вашего возраста, чтобы ребенок не мог пролезть сквозь прутья.

На прогулке учите вместе элементарные правила дорожного движения: что такое пешеходный переход, что означают разные сигналы светофора.

Риск обезвоживания – достаточно серьезная проблема и летом, и весной. Всегда носите с собой бутылочку с питьевой водой. В теплую погоду активному ребенку необходимо пить каждый час.

Самые читаемые записи на этом периоде


24 октября 2017, 12:12

Девочки, подскажите , как вы учите говорить своих деток ? Сыну 2,3 говорить не хочет , знает можно слов 15


24 октября 2017, 12:12

Хотя начала в некоторые только сейчас играть, да и то с моей подачки, но решила округлить))

вот наш список, хотя игрушек намно…

Фотографии малышей этого периода

Мамы с детьми такого же возраста

Нужные организации на этом периоде в вашем городе
Медицинский центрБассейнДетский садЖурнал
Клиника семейная
Клиника семейная
Гинекология, Детские медицинские услуги, Ведение беременности, Консультации, Операции, Обследования, Анализы, Массаж, Консультации, Операции, Обследования, Анализы, Массаж, Консультации, Операции, Обследования, Анализы, Массаж
Россия, Москва и Московская область, Москва, Каширское шоссе, д.56
Медcи II
Медcи II
Детские медицинские услуги, Анализы, Обследования, Операции, Консультации, Массаж
Россия, Москва и Московская область, Москва, Большая Пироговская, 7
Садко
Садко
Гинекология, Ведение беременности, Детские медицинские услуги
Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Бекетова, 13
Семья
Семья
Гинекология, Детские медицинские услуги
Россия, Ростовская область, Ростов-на-Дону, Дачная, 8
Бассейн «Останкино»
Бассейн «Останкино»
Виды деятельности не указаны
Россия, Москва и Московская область, Москва, Большая Марфинская, 7А
Бассейн «Олимп»
Бассейн «Олимп»
Виды деятельности не указаны
Россия, Москва и Московская область, Москва, Бульвар Дмитрия Донского, 14в
Бассейн «Москвич»
Бассейн «Москвич»
Виды деятельности не указаны
Россия, Москва и Московская область, Москва, Люблинская, 15
Автономная некоммерческая организация «Мир детства» (филиал «Теремок») - Детский сад № 1233
Автономная некоммерческая организация «Мир детства» (филиал «Теремок») - Детский сад № 1233
Виды деятельности не указаны
Россия, Москва и Московская область, Москва, Бибиревская, 17А
Автономная некоммерческая организация «Мир детства» (филиал "Светлячок")
Автономная некоммерческая организация «Мир детства» (филиал "Светлячок")
Виды деятельности не указаны
Россия, Москва и Московская область, Москва, Череповецкая, 8А
Детский сад комбинированного вида № 115
Детский сад комбинированного вида № 115
Виды деятельности не указаны
Россия, Москва и Московская область, Москва, Верхняя Красносельская, 20
Академическая гимназия на Габричевского (Частный детский сад)
Академическая гимназия на Габричевского (Частный детский сад)
Виды деятельности не указаны
Россия, Москва и Московская область, Москва, Габричевского, 8, стр.3
Счастливые родители
Счастливые родители
Виды деятельности не указаны
Россия, Москва и Московская область, Москва, Шаболовка, 31/Б, подъезд 6

Полезно знать на этом периоде


7 ноября 2014, 11:18

Наверное у многих мамочек найдется родственница или подруга, которая в ответ на желание успокоить, взять плачущего малыша на ру…


16 апреля 2014, 11:34

Движение приносит нашим детям колоссальную радость, а главное здоровье. Все дети так или иначе – непоседы. Именно поэтому в «ра…

Сервисы для мам
Следите за
беременностью
в специальном
календаре

Наш календарь беременности открывает Вам особенности всех этапов беременности — необычайно важного, волнующего и нового периода Вашей жизни.

Мы расскажем Вам, что будет происходить с Вашим будущим малышом и Вами в каждую из сорока недель.

Первый триместр
12345678910111213
Второй триместр
141516171819202122232425262728
Третий триместр
293031323334353637383940
Полезные материалы о планировании беременности
Первый год жизни ребенка
Первые недели
1234567891011
Первые месяцы
34567891011