Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 3 (март) 2005 г.

Иезекииль – пророк надежды

В последний раз мы говорили о пророке Иеремии, возвестившем идеям разрушение Иерусалима и Храма. Так и произошло: в конце IV в. до н.э. город и его святыня лежали в развалинах, Иудея опустела – жестокие вавилонские завоеватели увели значительную часть населения в плен.

Национальная катастрофа? Безусловно. Но и новое начало. Как это часто бывает в истории, жестокое поражение заставило народ задуматься о себе и своем предназначении на этой земле. Из плена иудеи вернутся другим народом – теперь они твердо будут помнить о своей уникальности, о том, что само их существование как нации всецело зависит от веры в Бога. Одним из тех, кто произвел этот переворот в сознании людей, был пророк Иезекииль.
Видение колесницы
Пока главной святыней израильтян оставалась Скиния (шатер), а затем Храм, пророки постоянно призывали народ приносить Богу жертвы только перед ними. Единый религиозный центр показывал людям, что и Бог Един, он отучал их от поклонения разнообразным духам и божествам на «высотах» (то есть холмах) и под раскидистыми деревьями. Именно в Скинии и Храме израильтяне наблюдали видимое явление Славы Божьей, которое обычно описывалось как свет или даже пламя. Так Господь подтверждал Свое присутствие среди людей, Свое участие в земной истории.
Но что теперь? Единой святыни больше нет. Жертвы не приносятся. Господь отвернулся от Своего народа?
Среди пленников, живущих в Вавилонии – пророк Иезекииль. Однажды он выходит погулять и встречается со… Славой Господней. Здесь, в чужой земле, где поклоняются идолам, буквально в чистом поле Господь является людям так же, как являлся в Храме. Он не связан религиозными или географическими условностями. Иезекииль описывает это явление как нечто страшное и непонятное, что не имеет никакого соответствия в повседневном опыте человека:
«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных. И таков был вид их: у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла. Лицо человека и лицо льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лицо тельца и лицо орла у всех четырех».
Образы этих удивительных существ навсегда вошли в сознание нашей культуры. В свое время именно человек, лев, телец и орел станут символами четырех Евангелистов. А помните песню А. Хвостенко про льва, вола и орла, которые живут в золотом небесном городе? Впрочем, эти существа – только свита. Далее Иезекииль описывает колесницу Господа:
«Подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их, казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, колеса двигались на четыре стороны. А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего».
Разумеется, с точки зрения техники это описание немыслимо: невозможно создать повозку с колесами, которые бы двигались одновременно во все стороны. По-видимому, пророк видел нечто, превосходящее человеческое воображение, которое все же сковано тремя измерениями нашего мира. Средневековые иудейские толкователи, готовые часами обсуждать малейшие детали священного текста, принципиально отказывались толковать только одну главу Библии – ту, где описывается эта колесница. Слова здесь – лишь бледная тень мистического опыта, пережитого пророком.
Но один вывод, несомненно, мы вправе сделать. Пророк описывает уже не престол, но колесницу Бога. Бог не просто сидит в Своем храме – Он присутствует там, где пожелает, и Он безмерно превосходит все наши представления о Нем.
Цивилизация перед судом
Но пророчество Иезекииля было обращено не только к иудеям. Как и многие другие пророки, он говорил о судьбах других окрестных народов, значит, и о судьбах человечества в целом. Кстати, по сравнению с некоторыми своими соседями иудеи выглядели убогими провинциалами – относительно маленький народ, не добившийся ни высокого уровня жизни, ни политического могущества, ни преимущества в науке и культуре.
Даже грека Геродота в свое время ошеломил Вавилон, крупнейший политический, экономический, религиозный и научный центр Ближнего Востока – так какое же впечатление он должен был произвести на уведенных туда в плен иудеев! Да и не только Вавилон выглядел богатым и влиятельным. Точно так же иудеи порой не без зависти поглядывали на финикийцев, своих давних соседей и союзников, которые вели морскую торговлю по всему Средиземноморью. Но земное величие обманчиво. Именно к финикийскому городу Тиру пророк обращает слова Господа:
«Тир! ты говоришь: “я совершенство красоты!” Строители твои усовершенствовали красоту твою; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои. Богатство твое и товары твои, все склады твои, корабельщики твои и кормчие твои, и все множество народа в тебе упадет в сердце морей. От вопля кормчих твоих содрогнутся окрестности. За то, что ты говоришь: “я бог, восседаю на престоле божьем в сердце морей”, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой. Скажешь ли тогда перед твоим убийцею: “я бог”?»
Цивилизация становится самодостаточной, обожествляет свой успех, свое влияние, свое богатство – и так сама осуждает себя. Избранный народ должен был пойти к своему возрождению другим путем.
Кости сухие
Но как вообще возможно такое возрождение? На что надеяться иудеям? Казалось, их народ безвозвратно погиб. На это отвечает еще одно видение Иезекииля:
«Господь поставил меня среди поля, и оно было полно костей. И сказал мне: “Сын человеческий! оживут ли кости сии?” Я сказал: “Господи Боже! Ты знаешь это”. И сказал мне: “Изреки пророчество на кости сии и скажи им: кости сухие! слушайте слово Господне! Я обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь”. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости. И вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: “Изреки пророчество духу и скажи: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут”. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои».
Судя по всему, иудеи в то время еще не верили в то, что умершие когда-нибудь оживут снова (в новозаветные времена эта вера стала у них всеобщей). Вероятно, они относили это видение к судьбе собственного народа: Господь, но не их собственные усилия, приведут к национальному возрождению. Но в библейском тексте всегда можно найти несколько смыслов, и сегодня эти слова читаются в Православной Церкви на службе великой Субботы накануне Пасхи. Они звучат для нас вестью о грядущем воскресении мертвых, о том, что у Бога все живы.
Важно только, оживляя плоть, не остаться без духа. По-видимому, это относится и к отдельным людям, и к целым народам.
Новый Иерусалим
Когда Иезекииль говорит о грядущем возрождении, земное у него неразрывно переплетено с небесным. Он подробно описывает новый Иерусалим и новый Храм. Они никогда не будут построены в точном соответствии с его словами, скорее перед нами – идеальная картина. Земной город – только более или менее удачное воплощение града небесного. Каким же он видит этот град?
В его центре стоит новый Храм, куда возвращается Слава Господня. Отныне не только небольшое внутреннее помещение, но и весь храм, и все пространство вокруг него становятся местом присутствия Бога (в Библии это называется «Святое Святых»). Из Храма вытекает поток, который орошает пустынные земли, делает гнилые озера здоровыми. Люди получают в изобилии рыбу в водах этого потока и плодовые деревья по его берегам. Конечно, и это можно понимать символически – присутствие Бога преображает саму природу.
 В этом городе уже нет человека-царя (его правитель называется «князем»), потому что его настоящий царь – сам Господь. Вот почему иначе этот город можно назвать Царство Божьим. Мечта о новом Иерусалиме отныне навсегда останется с иудейским народом, а его описание будет появляться вновь и вновь – например, в Откровении Иоанна Богослова. Теперь люди, сверяющие свою жизнь по библейским пророчествам, будут интересоваться не столько судьбами земных царств и городов, сколько дорогой в этот город.


О том, как чувствовали себя переселенцы из Иудеи в Вавилоне, мы можем судить по некоторым псалмам:
При реках Вавилонских – там мы были,
там рыдали, о Сионе вспоминая;
мы на ветви повесили арфы,
на тополя земли вавилонской.
Пленившие нам петь приказали,
угнетатели велели веселиться:
«Песни Сионские нам пойте!»
Как нам петь на чужбине песнь Господню?
Если тебя, Иерусалим, забуду, –
пусть забудет меня моя десница;
пусть присохнет язык к гортани,
если тебя не буду помнить,
если главной радостью моей
Иерусалим уже не будет!
Попомни, Господи, сынам Эдома
день бедствия Иерусалима,
как говорили: «Разрушайте,
разрушайте его до основания!»
Дочь Вавилона, ждет тебя гибель –
блажен, кто воздаст тебе по заслугам!
Блажен, кто твоих младенцев схватит,
размозжит их о камень!

Этот текст прекрасно знаком многим – ведь его пела на зажигательную мелодию даже знаменитая группа Boney M. Но, как правило, последние строки пропускаются: они дышат ненавистью к врагам, слушать их как-то неудобно. Да, и такая ненависть есть в Библии.
Отцы Церкви часто трактовали последние две строки этого псалма так: Вавилон – это сатана, его дети – это дурные помыслы, и блажен человек, который сумеет убить их в себе прежде, чем они доведут его до греха. Однако очевидно, что в древности эти слова понимали более буквально. Может быть, Библия и нужна была в том числе и для того, чтобы отучить человечество от подобного отношения к врагам?

Андрей Десницкий

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи