Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 2 (февраль) 2004 г.

Моисей-Посредник: Бог и Его народ

В прошлый раз мы говорили о Моисее – о человеке, который вывел народ Израиля из Египта. Отныне израильтяне были свободны от рабства. Но свобода бывает не только от чего-то, но и для чего-то. Израилю предстояло стать посредником между Богом и человечеством – а Моисей стал посредником между Богом и Израилем.
Завет
Богу принадлежит весь этот мир, ведь это Он его сотворил. Но после грехопадения человек стал жить своим умом, своими чувствами, все более отдаляясь от Бога, подменяя Его многочисленными идолами. Когда-то идолы делались из камня или металла, сегодня – по большей части из славы, денег и удовольствий. И Бог решил избрать из всех народов земли один, чтобы на его примере показать, как развиваются отношения Бога и человека. Чтобы через этот народ разговаривать через него со всем человечеством. Чтобы однажды, став человеком, родиться от одной из дочерей этого народа…
 Этот народ, Израиль, не был примечателен ни в каком отношении. Казалось бы, Бог мог выбрать куда более достойных кандидатов – египтян, шумеров, ассирийцев… Но все эти народы могли бы приписать свои успехи себе самим, а Израилю оставалось надеяться только на Бога.
Бог не просто приказывал израильтянам, ведь они уже не были рабами, но Он предлагал им вступить в двусторонние отношения, заключить завет, то есть договор. Тогда, как, впрочем, и сейчас, договоры между двумя неравными сторонами отнюдь не были редкостью. Например, правитель могущественной империи мог подписать пакт с небольшим племенем: он обещал племени покровительство и помощь, а племя в ответ обязывалось признавать его своим царем, выплачивать подати и участвовать в его войнах. Именно этой модели и следовал завет Бога и Израиля.
Закон
Итак, евреи оставили Египет и могли без помех отправиться к горе Хорив (другое ее название – Синай), где когда-то Моисей услышал голос Бога. Теперь тот же голос должен был услышать весь народ. Гора окуталась дымом и пламенем, над ней раздавались раскаты грома…
Древние люди очень остро ощущали величие Бога. Пройдут века, прежде, чем они привыкнут называть Его Отцом – а пока они видели в Нем прежде всего грозного Царя. Они не осмеливались подняться на дымящуюся гору, да и Сам Он не велел им этого делать – прежде, чем учиться говорить Богу «Ты», надо научиться видеть дистанцию между ним и собой.
От имени народа Моисей взошел на дымящуюся гору и «вступил во мрак, где Бог». Вся активная деятельность этого пророка берет исток от близкого, интимного общения с Богом, которое Писание называет «мраком» – не потому, что это общение мрачно, а потому, что оно таинственно, не доступно взорам других. Это общение продолжалось сорок дней, и Бог передал ему две скрижали – каменные таблицы, на которых был записан Закон.
Именно Закон стал главным стержнем Завета, он остается таковым в иудаизме по сей день. Бог велит человеку соблюдать определенные правила, а взамен обещает Свою помощь.
Закон – слишком сложное понятие, чтобы разбирать его здесь, но уже в древние времена евреи излагали его суть предельно кратко: «люби Бога и своего ближнего, а всё остальное – только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая – излагала правила, по которым должны были жить люди. Многие положения этого Закона были совершенно революционными: например, принцип равенства всех людей перед Законом или даже знаменитый принцип «око за око». На первый взгляд, он призывает калечить преступников, но на самом деле он ограничивает возмездие: ты не можешь причинить преступнику большее зло, чем он причинил тебе. За имущественные преступления (такие, как кража) Закон налагает только штраф и никогда не лишает за это человека жизни, как водилось в очень многих обществах, от вавилонского до советского…
Золотой телец
Но пока Моисей пребывал на горе, израильтяне попросили его брата Аарона сделать им золотого тельца. Бог был далеко, Моисей тоже их покинул… Им так хотелось иметь простой и ясный символ Божества, как у прочих народов! Казалось бы, что в этом плохого? Они же не отказывались от Бога. Но они стремились «одомашнить» Его, приспособить Его к своим нуждам и представлениям. Бог на такое согласится не мог.
Спустившись с горы, Моисей застал праздник поклонения золотому тельцу в самом разгаре. В гневе он разбил каменные скрижали: договор был нарушен прежде, чем заключен! Господь предложил Моисею: «да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя». Но Моисей умолил Бога не уничтожать народ – ведь он Сам обещал ввести его в обетованную землю! Разве в радость ему будет жизнь, если окажется, что он вывел свой народ в пустыню на погибель?
Народ постигло суровое наказание, многие зачинщики были убиты, а Моисею предстояло новое восхождение на гору, за новыми скрижалями… Второе начало оказалось на сей раз возможным.
Сорок лет в пустыне
От горы Хорив путь израильтян лежал к новой земле, которую им давал Бог – Палестине. Вся дальнейшая их история будет неразрывно связана с этой землей, которую они будут называть «землей Израиля», по-еврейски – «Э́рец Йисраэ́ль».
На протяжении всего пути Моисей по-прежнему узнавал вою Бога и передавал ее израильтянам. Только он из многотысячного народа был готов к прямому общению с Творцом всего мира… Библия описывает это так: «Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания. Когда Моисей входил в скинию, спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим».
Вести огромный народ через пустыню – задача не из легких, особенно если этот народ только что освободился из рабства. И еще по дороге к Хориву Моисей услышал слова: «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Вывели вы нас в эту пустыню, чтобы уморить голодом». В ответ Бог даровал людям манну – таинственные зернышки, которые сам появлялись на земле каждое утро. А на следующий день на стан израильтян опустилась стая перепелов, и они смогли полакомиться дичью.
Но еще не раз Моисею предстояло слышать жалобы народа на лишения в пути… Ответом всегда было чудо, и совершал это чудо по воле Бога именно Моисей – например, он ударял своим жезлом в скалу, и из нее начинал бить поток воды, столь необходимой в пустыне. Настал даже такой момент, когда Моисей обратился к Богу с горьким упреком: «разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка?»
Наконец, самым страшным провалом стала первая попытка войти в обещанную (обетовангную) землю. Когда израильтяне уже стояли на ее пороге, Моисей отправил двенадцать разведчиков, но вести о жителях Палестины, которые они принесли, перепугали народ: «Для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?» Только один из разведчиков, Иисус Навин, призывал народ смело последовать Божьему призыву. Ему и предстояло ввести потомков этих людей в обещанную землю после смерти Моисея… А израильтянам, которые могли бы войти в Палестину уже тогда, предстояло странствовать по пустыне сорок еще лет, пока не умерли все, кто вырос рабом.
Но все подходит к концу, окончились и годы странствий. Моисей поднялся на гору Нево, с которой он могу видеть обещанную землю, Палестину… Но войти в эту землю ему было не суждено. Он умер на этой горе. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довел народ Израиля до Нового Завета, и замер на его пороге.
А первые пять книг Библии, которые получили со временем имя «Моисеево Пятикнижие», заканчиваются такими словами: «Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась… И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля».
Помощнику Моисея Иисусу Навину суждено было ввести народ в обещанную землю, но об этом – в следующий раз.

Врезка:

Сегодня Десять Заповедей кажутся нам банальными. Но так было не всегда, и эти заповеди до сих пор неизвестны народам, среди которых не проповедовали последователи великих мировых религий. Среди этих народов до сих пор убийство чужака (иногда с последующим его поеданием) нередко считается делом доблести и геройства.
Бог передал Моисею две скрижали, и заповеди делятся на две группы. Первая регулирует отношения Бога и человека. В библейской картине мира человек есть образ Божий, и поэтому даже наши еженедельные выходные напоминают об отдыхе Бога после шести дней творения…
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил».
Вторая группа заповедей регулирует отношения между людьми, но… разве могла бы она появиться без первой? И опыт двадцатого века показывает, что в странах, где поклонялись не Богу, а человеку или идеологии, последовательно отменяли и все заповеди «второй скрижали»…
Вот они:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Андрей Десницкий

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи