Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 6 (июнь) 2004 г.

Я выдумал его, а теперь боюсь (работа с детскими страхами)

Маленькие дети часто испытывают разные страхи. Они могут бояться природных явлений (темноты, грозы), сказочных героев (приведений, Бабу-Ягу), собак, чудовищ в своих снах и т.п. Такие страхи – нормальное возрастное явление, со временем они исчезают. Страхи необходимы для нормального функционирования психики, так же как и любовь, радость. Они участвуют в инстинктивном поведении и уводят от опасностей, помогают самосохранению малыша. Но, чтобы страхи не завладели личностью малыша, не переросли в патологию, мы можем помочь ему преодолеть их. В этом нам помогут интересные творческие упражнения.

ТЕХНИКА №1. Ритуал символического исцеления.
Пригласите ребенка вместе отправиться в волшебную страну, где ему предстоит проявить силу и мужество, чтобы победить страшных и мерзких героев, которые вам встретятся на пути.
«Ты ведь у меня решительный, смелый и сообразительный. А я буду всегда с тобой и, если тебе потребуется моя помощь, ты можешь на меня рассчитывать».

1 этап.  Внешнее отделение.
Выберите комнату для вашего виртуального путешествия. Закройте дверь, чтобы никто не мешал.
2 этап. Очищение или подготовка.
Подготовим все необходимое: свечи, спички, фарфоровая емкость, тазик с подкрашенной водой голубого цвета (делаем это с помощью ароматизированной соли), пластмассовая баночка, полотенце для рук, гуашь, кисти, бумага, емкость для воды, «волшебный пенек» (задрапированный табурет).
Предложите малышу опустить руки в тазик: «Это вода волшебная. Она придаст нам силы и уверенности. Подержи в ней руки, пока не почувствуешь, что готов двигаться дальше. Готов? Тогда вытрем насухо руки чистым полотенцем и отправимся в путь».
Взаимодействие с водой поможет ребенку расслабиться и настроиться, т.е. мысленно перейти в иное, сказочное пространство.

3 этап. Представление или актуализация.
«А сейчас сядь на этот волшебный пенек. Всем, кто на него садится, он помогает сочинять различные истории и защищает. Я тоже сяду рядом с тобой»
Предложите ребенку вспомнить какую-нибудь ситуацию, когда ему было страшно. Пусть он обратит внимание на свои физические ощущения и попробует запомнить их.
Когда малыш откроет глаза, попросите его рассказать, чего он боится, а волшебный пенечек поможет сочинить целую историю.
Дайте малышу высказаться, не перебивайте и не мешайте ему. Это очень важно. Пусть все, что беспокоит ребенка, актуализируется в виде слов и эмоций.

4 этап. Материализация.
На этом и следующем этапе ребенок учится переводить тревожащую его энергию в другое русло – в творчество (психологи называют это сублимацией). Очень важно показать ребенку новый путь преобразования таких чувств, как страх, тревога, беспомощность, боль, злость в творчество. Творческий процесс помогает человеку выразить и осознать то, что его тревожит.
Предложите малышу сесть за стол и нарисовать свой страх, каким он его представил и почувствовал.
Посоветуйте ему закрыть глаза и вспомнить, какие у него возникли неприятные ощущения, какая у страха была форма, какие цвета лучше передадут этот зловещий образ? Пусть рука рисует то, что ей захочется. Скажите, что если у малыша будет желание, он может говорить о том, что рисует. Посоветуйте ему: «Если вдруг тебе опять станет страшно, окуни руки в волшебную воду. Смелость и уверенность опять к тебе вернутся».
Когда работа над образом будет завершена, спросите у ребенка, какие чувства он у него вызывает.
Как известно, страх невидим и неосязаем, а потому он пугает и тревожит. Только материализованный, т.е. «вынутый» из себя и запечатленный на листе бумаги, страх теряет свою зловещую окраску. Страх становится просто страшным рисунком, с которым можно сделать все, что захочется.

5 этап. Трансформация.
Продолжаем нашу работу. Спросите у ребенка: «Что бы ты хотел теперь сделать со своим страхом, чтобы он тебя больше не пугал? Может, разорвать его на маленькие кусочки и сжечь?».
Поставьте на стол глубокую фарфоровую емкость. Предусмотрительно поставьте рядом тазик с водой. Пусть малыш отрывает по небольшому кусочку от рисунка и кладет в пиалу. Сжигайте рисунок страха постепенно, добавляя небольшие кусочки. Во-первых, это важно с целью противопожарной безопасности. Во-вторых, процесс отрывания кусочков от страха, будет способствовать релаксации и снятию мышечного напряжения. В-третьих, огонь маленького костерчика будут способствовать эмоциональному очищению.
Когда пламя догорит, скажите малышу: «Посмотри, во что превратился твой страх. Это пепел. Его очень мало, он лежит спокойно на дне пиалы. Ты можешь с ним сделать все, что захочешь. Давай, если ты не возражаешь, избавимся от него раз и навсегда».
Если позволяют погодные условия, можно процесс сжигания перенести на улицу. Это усилит эффективность и выразительность ритуала.
Чтобы эмоциональная разрядка была более полной, предложите малышу покричать что-нибудь подходящее к случаю: «Костер гори, страх уходи!» или «Костер сгорай, страх исчезай!» Присоединитесь к ребенку, возьмитесь с ним за руки, прыгайте у костра, ритмично поднимая руки вверх, произнося кричалки. Чем выкрики будут громче, а действия –  выразительнее, тем сильнее очищающий эффект.

Оставшийся пепел на улице можно втереть с силой ногами в землю (снег).

6 этап. Возвращение или избавление.
Испытав и пережив трансформирующую силу символа, малыш должен отделиться от него и вернуться к нормальному состоянию.
Подойдите к тазику с волшебной водой, предложите ребенку опустить в него руки, совершить какие-либо плавные действия, а затем умыться этой водой и опять насухо вытереться полотенцем. Попросите малыша рассказать, как он себя сейчас чувствует, как изменились его внутренние ощущения, какое у него настроение. Поскольку весь ритуал эмоционально затратный, возможно ребенок устал и ничего вам не скажет. Это нормально. Не приставайте к нему с расспросами. Потушите свечи, откройте дверь комнаты. Скажите ему примерно следующее: «Сегодня ты встретился со своим страхом и победил его. Страх сгорел. Его больше нет. Теперь ты сильный, уверенный и бесстрашный. Ты молодец».
На этом ритуал символического исцеления заканчивается. Ритуал, как вы смогли убедиться, носит очень мощный психотерапевтический эффект. Сила его воздействия распространяется и на взрослого, находящегося вместе с ребенком. Желательно, чтобы во время ритуала взрослый находился всегда рядом с ребенком. Если малыш в чем-то затрудняется, пример работы взрослого создаст атмосферу доверительности и защищенности.

ТЕХНИКА №2. Драматизация с масками.

Вам потребуется: птичье перышко (например, перо голубя или вороны), белый лист бумаги А3, гуашь, кисти, баночка для воды, клей ПВА, альбомный лист бумаги, шило, тесьма примерно 50 см.

1 этап. Настройка, создание доверительной обстановки.
Предложите малышу: «Давай отправимся в сказочное путешествие с необыкновенными превращениями. Поведет нас в путь вот это волшебное перышко. Погладь им свою ладошку, пальчики.
Дотронься до личика: до лба, щек, носа, подбородка. Что ты сейчас чувствуешь?
Теперь подуй на перышко так, чтобы оно подлетело, а сам следуй за ним. Помогло ли волшебное перышко тебе расслабиться и настроиться на работу? Хорошо. Перышко еще не раз сегодня нам поможет в пути».

2 этап. Материализация страха. Создание маски.
«Усаживайся поудобнее за столом. Сейчас мы отправимся в путь. Я легонько коснусь волшебным перышком твоего лица, и ты закроешь глазки. Сначала у тебя перед глазами возникнет темнота, а потом начнут появляться те герои, которых ты будешь представлять.
Вспомни, пожалуйста, ситуацию, когда тебе было страшно. Какие ощущения внутри тела у тебя возникли? Прислушайся к ним. А теперь открой глаза и расскажи о своем страхе».
Внимательно выслушайте ребенка, не перебивайте. Если вам что-то показалось не ясно, вы можете, когда ребенок завершит рассказ, задать ему уточняющие  и конкретизирующие вопросы. Такие, как: «Так ли я поняла, что …». «Я почувствовала, что ты …».
Предложите ребенку изобразить свой страх в виде маски. Для этого лист бумаги надо приложить к лицу и отметить точками, где находятся глаза. Форму глаз ребенок нарисует сам, какую захочет.
Когда маска будет нарисована, малыш должен будет «выстричь» ее пальчиками, без помощи ножниц. Глаза «вырезают», проколов несколько раз бумагу шилом.
Когда маска будет готова, с двух сторон нужно приклеить тесьму и закрепить ее сверху кусочками бумаги.
Итак, ребенок уже «вынул» страх из себя, нарисовав его. А теперь ему предстоит взять этот уже «абстрактный» страх (как бы уже не его, чужой) и надеть на себя для театрализации. Этот процесс в психологии называется «эмоциональные качели» (попеременный переход от состояния опасности к состоянию безопасности). Ребенок учится регулировать и управлять своим эмоциональным состоянием.
Если ваш малыш отказывается надеть маску на свое лицо, не настаивайте. Пусть он держит ее в руках. Возможен и такой вариант: приклейте на обратную сторону маски палочку, чтобы она выходила снизу на 25-35 см так, чтобы ребенок смог держать маску за палочку, время от времени, поднося ее к лицу.

3 этап. Драматизация или спонтанный театр.
Предложите ребенку свою маску. Попросите его придумать, какие движения она совершает, каким голосом говорит. Скажите ему: «Представь, что ты – маска страха. Напугай меня страшными движениями и мерзким голосом. Если твоя маска захочет прыгать, кричать, пугать, визжать и топать ногами, ты можешь это делать».
Как правило, драматизация занимает совсем немного времени. Ребенок в процессе театрализации высвобождается от психической энергии, направленной на агрессию и разрушение. Энергичные движения и крик практически полностью освобождают ребенка от эмоциональной напряженности.

4 этап. Заключительный этап. Рефлексия (анализ собственного психического состояния).
Предложите малышу снять маску. Спросите, изменились ли его ощущения? Попросите рассказать, какого цвета были его чувства, когда он рассказывал и рисовал свой страх? Какого цвета стали чувства сейчас? Знайте, удалось ли ему избавиться от страха?
Похвалите малыша, скажите, что гордитесь тем, что он смог избавиться от страха. Погладьте перышком по лицу, рукам, ногам и телу малыша: «Перышко тоже хочет поблагодарить тебя за смелость, решительность и находчивость»

ТЕХНИКА №3. Отработка эмоции страха в скульптуре.

Нам потребуется: глина или пластилин, ножичек или стек, большой гвоздь для выполнения мелких деталей, картон или плотный лист бумаги А3. Для изготовления волшебной палочки: палочка или веточка 30-40 см, серпантин, цветная бумага, нитки, ножницы, акриловые краски, пуговицы, фольга, клей, тесьма.
Лучше использовать голубую глину или глину для детского творчества, которая продается в художественных салонах.
Глина – материал, не имеющий определенной формы, обладает мягкостью и гибкостью. Работа с глиной позволяет расслабиться. Агрессивные дети находят выход своему раздражению, а неуверенные и боязливые получают опыт ощущения контроля и владения собой.

1 этап. Подготовка.
Предложите малышу отправится в гости к сказке. «В сказке нам повстречаются разные герои: добрые и злые, страшные и смешные. Главным героем нашего приключения будешь ты. В большинстве сказок главные герои имеют како-то волшебный предмет, чтобы в случае опасности воспользоваться им и защититься. Давай и мы с тобой смастерим волшебную палочку».
Предлагаем один из вариантов изготовления волшебной палочки. Принесите с улицы палочку-прутик 35-40 см. Ее можно заменить простым карандашом или старым фломастером. Снимите кору с палочки, очистите ее. Такая работа очень нравится детям, особенно мальчишкам. Можете понюхать, как она приятно стала пахнуть. Если у вас есть перламутровые краски, вы предлагаете малышу раскрасить палочку так, как он хочет. Краски высыхают за 5-7 минут, эффектно переливаются. Кончик волшебной палочки можно украсить фольгой или завязать бант из тесьмы и т.п.
При отсутствии акриловых красок, вы используете следующий способ изготовления волшебной палочки: на очищенную веточку приклеиваете серпантин или разной формы цветную бумагу. На плотную нить одеваете по очереди пуговицы и закрепляете их узлами. Эту своеобразную гирлянду закручиваете на палочке. Завершаете волшебный инструмент украшением из фольги.
Главное условие – уделить этому процессу достаточно времени, поскольку волшебная палочка должна обладать «магическими» возможностями. Ребенок должен поверить в ее волшебную силу.
2 этап. Изготовление образа страха из глины.
«Теперь, когда волшебная палочка у тебя в руках, нам можно отправиться в путь-дорогу. Закрой глаза и вспомни, чего ты боишься. Представь, как выглядит твой страх. А сейчас вылепи свой страх из глины. Ты можешь лепить и говорить, что ты делаешь. Если ты захочешь, то вылепи себя самого тоже».
Малыш легко и свободно озвучивает процесс деятельности. Глина обладает необыкновенной силой воздействия. Благодаря осязанию и движениям мышц, преодолевающих сопротивление этого податливого материала, обеспечивается доступ к наиболее глубинным структурам психики и проникновение в них. Работа с глиной помогает проявиться состоянию ребенка наиболее отчетливо.
3 этап. Озвучивание персонажа.
«А сейчас, возьми фигурку страха в руки и попробуй представить, что хочет сказать страх, кого и зачем он хочет напугать? Постарайся говорить голосом своего страха. Если он будет что-то спрашивать, отвечай ему. Будь смелым, ведь у тебя есть волшебная палочка!
Помните в важности такого диалога или монолога страха. Будьте внимательны к своему малышу.
4 этап. Преобразование образа страха.
Существуют несколько принципов трансформации пугающего образа в безопасный. Вы можете воспользоваться всеми по порядку. Не бойтесь ошибиться, пробуйте. По эмоциональному состоянию ребенка вы почувствуете, когда пугающий образа преобразуется и малыш освободится от него.
Итак, берем в руки волшебную палочку, произносим заклинание: «Крибле-крабле бумс!…»
Принцип противостояния.
«. Я сейчас коснусь тебя волшебной палочкой. Мы скажем волшебное заклинание, и ты сразу станешь бесстрашным и смелым. Ну как, появилась у тебя сила? Теперь ты можешь противостоять страху!»
Успешное противостояние ведет к устранению тревоги.

Принцип трансформации.
«Теперь, когда ты сильный и смелый, преврати фигурку страха во что-нибудь безопасное. Для этого достаточно взмахнуть волшебной палочкой и произнести заклинание».
Совершив все волшебные манипуляции, малыш перелепливает фигурку, превращая страх во что-нибудь приятное. Очень важно, чтобы он сам выбрал приятный предмет

Принцип кормления.
«Предложите малышу «накормить» страх, прикоснувшись к нему волшебной палочкой, и тогда он станет ленивым, толстым и сонным. Придумайте, чем бы таким питательным накормить страх.
5 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Попросите малыша рассказать, что произошло со страхом, во что он превратился. Спросите его, кто помог ему справиться со страхом. Предложите рассказать о своих чувствах, настроении. 
Если ребенок хочет оставить на какое-то время трансформированный образ страха, то прислушайтесь к нему. Значит, новый образ ему еще нужен.
Таким образом, ребенок придумал и рассказал «страшную» историю со счастливым концом, визуализировал образ страха в глине, а в итоге освободился от неприятных эмоций.

ТЕХНИКА №4. Театр теней.

1 этап. Подготовительный.
«Мы с тобой уже побывали в сказочных путешествиях. На нашем пути встречались страшные существа. Ты их победил с помощью волшебных талисманов. А сегодня я хочу предложить тебе устроить веселый и шумный балаган с теневыми куклами. В роли кукол будут страхи. Уродливые, мерзкие, нелепые.
Давай сначала соорудим экран для представления. Возьмем лист ватмана, закрепим его между двумя стульями. Сзади экрана поставим лампу. Театр готов!»

2 этап. Изготовление куклы-страха.
Куклы изготавливаются из черного картона (черными обязательно должны быть обе стороны листа). Заменить черный картон можно, приклеив черную бумагу к любому картону с двух сторон. Потребуются также скотч и плотная нить, шило, ножницы, немного проволоки.
Предложите малышу вырезать с помощью ножниц или просто вырвать пальцами из картона то, чего он боится. Попросите его сделать существо пострашнее: может, оно будет непонятной формы или с огромными руками и глазами. Теперь пусть ребенок расскажет о своем страхе».
Сзади к кукле-страху прикрепляем с помощью скотча плотную нить, за которую ребенок будет держать и управлять куклой.
Для большей выразительности можно сделать движущиеся куклы. Пусть малыш отрежет или оторвет «руки» или «ноги» страху. Эта процедура очень полезна: ребенок ощущает, что он полностью владеет своим страхом и делает с ним то, что хочет. А теперь положите оторванные «руки» на туловище и проткните шилом. Вставьте в отверстие небольшой отрезок проволоки и закрепите «улиткой» с двух сторон. К движущимся частям также прикрепите скотчем веревку. Для большей эмоциональности и эффективности процесса лучше, чтобы в спектакле участвовали хотя бы два ребенка. Родители также могут изготовить свою куклу-страх и играть вместе детьми.
3 этап. Театрализация.
Сначала пусть дети научатся управлять куклой. Нить головы лучше держать одной рукой, а нити конечностей – другой.
«А теперь зажигаем лампу за экраном, представление начинается!»
Дети говорят от лица своего страха. Меняют голоса, пытаются сделать их грубыми, громкими, страшными. Управляют своим страхом, дергая за веревочки. Процесс, обычно, заканчивается смехом. «Держа» свой страх в руках, владея им, вербализируя сильные эмоции через крики, вопли, происходит высвобождение накопившейся негативной энергии. Кроме того, происходит осознание и выражение неприятных эмоций через игру. Ребенок меняет свое отношение к  страху. Он научился им управлять.
«Страха больше нет, мы победили его и перестали бояться. Куклы стали смешными, нелепыми, даже жалкими. С этой страшилкой вы можете сделать, что хотите». Возможно, ребенок разорвет и выкинет куклу, а может, оставит, если кукла стала уже совершенно другим персонажем (веселым и добрым). Пусть он придумает ей имя.

4 этап. Рефлексия.
Дети делятся впечатлениями от игры. Рассказывают о том, какие чувства у них были в начале работы над куклой, какие – в процессе театрализации, какие – появились сейчас. Как изменились их чувства? Что произошло с куклой-страхом? Какое сейчас у них настроение?

Итак, при помощи несложных игр малыш не только научился бороться с пугающими образами, которые его преследовали, избавляться от агрессии, разрушительной энергии страха, но и научился лучше разбираться в себе, владеть своими эмоциями. А еще он намного выше поднялся по ступенькам творчества и вместе с мамой и папой побывал в волшебной, зачарованной стране, рука об руку с ними прошел по дорогам сказки. А что же еще может больше сплотить семью, как не совместная борьба с драконом или победа над десятиголовой гидрой? 

 
Светлана Кожохина, арт-терапевт.

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи