Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 3 (март) 2005 г.

Вспоминая прошлую жизнь…

Узнайте у вашего ребенка о далеком прошлом!


Случалось ли вам порой ловить себя на мысли, что очередной рассказ вашего ребенка выглядит уж слишком странным или фантастическим? Но с каким упорством и уверенностью он описывает детали якобы произошедшего события! События, которое просто не могло произойти в его жизни! Хотя бы потому, что всю свою жизнь он живет с вами в шумном городе среди бетона и машин, а в своем рассказе настойчиво описывает проломившуюся соломенную крышу курятника. И важного индюка, и то, как баба Клава доит корову… Где он мог все это видеть?! Ведь ему всего четыре года! «Вот фантазер!», – отмахнетесь вы и займетесь своими делами. Не спешите с выводами. Возможно, ваш малыш сейчас делится с вами … воспоминаниями о своей прошлой жизни.

Вы можете по-разному относиться к вере во множественность жизней каждой Души и к самой возможности всерьез обсуждать эту тему. Но даже если эта идея сейчас вам кажется абсурдной, не прерывайте чтение и хотя бы из любопытства обратите внимание на перечисленные ниже признаки подобных рассказов. В определенных ситуациях это может пригодиться и оказаться дополнительным ключиком к пониманию вашего ребенка, его внутреннего мира.
Действительно, вера во множественные воплощения (реинкарнацию) чужда нашей традиции, нашей религии. Также как и европейцам и американцам. Но именно американка Кэрол Боумэн в 80-е годы двадцатого века заинтересовалась этим вопросом.
Поводом к этому стал случай с ее собственным сыном.
На момент происшествия Чейзу было пять лет. Всегда подвижный и общительный, он очень любил шумные праздники. В том числе и почитаемый в Америке День Независимости с его красивыми фейерверками. Но в этот праздник произошло необъяснимое: при звуках праздничного салюта, Чейз впал в панику, а затем забился в истерике. Он долго не мог успокоиться, и в последующие дни был подавленным и молчаливым. Лишь случайный визит друга семьи – психотерапевта смог пролить свет на эту историю. Предложив ребенку сесть, закрыть глаза и рассказать о том, что он видит, когда слышит те громкие звуки, что так пугают его, взрослые услышали рассказ… чернокожего солдата времен Гражданской войны. Со всеми подробностями и деталями того, как парень ушел на войну, как проходил бой, он стрелял и был ранен сначала в кисть руки, а затем убит. Пятилетний мальчик настолько подробно и четко описал внешность героя, его окружение, особенности того времени, передавая и переживая при этом эмоции и чувства той жизни, что мать еще долгое время не могла оправиться от шока. Тем более что именно на том месте, куда, по словам сына, он был ранен во время боя, в этой жизни у него была экзема, которую тщетно пытались вылечить. Она появилась практически с рождения. А теперь она бесследно исчезла!
Под впечатлением от происшедшего с ее сыном, Кэрол занялась изучением этого вопроса. Допуская предположение, что различные страхи маленьких детей, фобии (например, необъяснимая боязнь воды или высоты), некоторые черты характера, склонности и таланты могут быть приметами того, какой была их предыдущая жизнь и как она закончилась, женщина решила найти способ, которым смогут пользоваться родители.
Выяснилось, что впервые с темой воспоминаний о прошлых жизнях столкнулись психотерапевты при погружении пациентов в гипнотический транс. Предлагая пациенту вернуться в памяти к причине травмирующей его ситуации, они могли услышать: «Когда три жизни назад я жил в монастыре…» или «После того, как я утонул во время рыбной ловли…» Отличие же детских воспоминаний в том, что они происходят спонтанно и погружения в транс не требуется. Что-то может спровоцировать эти воспоминания – звуки, пейзаж, знакомый человек, событие.
Стимуляторы.
Любые картины, запахи, звуки, вкус, люди, места или события могут напомнить вашему ребенку его прошлую жизнь. Например, мальчик пробовал сахар, и вспомнил о своей бабушке, которая пекла пряники и тут хлынул поток воспоминаний. Девочка, проезжая с мамой на машине по мосту через реку, увидела солнечные блики на алюминии, и тут же перед ее взором встала сцена смерти, когда она упала в воду с серебристого моста, и солнце играло на нем.
Не существует универсальных стимуляторов. Каждый из них специфичен для определенной ситуации. Детям необязательно входить в прямой контакт с предметом. Кадр из кинофильма или музыкальное произведение может также пробудить воспоминания. В момент узнавания места, звука или картины выключатель щелкает, цепь между прошлым и настоящим замыкается, глаза ребенка начинают гореть и чувства потоком устремляются в сознание.
Кстати, дети – большие фантазеры. Как же отличить простую фантазию от подобных воспоминаний. Существует ряд особенностей, характеризующих воспоминания:
– Рисунок воспоминаний универсален, он свойственен всем странам и культурам. В большинстве случаев воспоминания приходят в очень раннем возрасте: от двух до пяти лет. Как правило, начинают угасать в школьном возрасте: между пятью и восьмью годами. Они как бы проваливаются в подсознание, и в дальнейшем ребенок даже может отрицать, что они у него вообще были. В редких случаях они сохраняются и в зрелом возрасте.
– Еще одной характерной чертой является наличие фобий, соответствующих характеру смерти. Например, если ребенок погиб под колесами грузовика, то он будет бояться грузовиков и больших машин. Если утонул – будет испытывать страх перед водой, когда его купают. События или чувства оказались настолько сильными, что выражаются и в этой жизни.
– Родимые пятна и врожденные дефекты также могут отображать и подтверждать некоторые детали происходившего с вашим чадом в другие времена.
Что касается самого повествования, Кэрол Боуэн выделила несколько основных признаков:
1. Уверенный тон.
Большинство воспоминаний о прошлых жизнях формулируются ребенком в виде заявлений. Иногда во время езды на автомобиле или игры на полу в кухне маленький ребенок вполне обыденно может заявить: «Все тут также как и тогда когда я умирал» или «Моя другая мама обычно делала так…». Дети обычно болтают без умолку. И нет ничего удивительного в том, что подобные замечания могут пройти мимо внимания хлопочущей матери или занятого отца. Но внимание родителей может привлечь перемена тона. Родители, дети которых вспоминали свои прошлые жизни, отмечали изменения голоса своих малышей и примерно так описывали это: «Он казался очень уверенным, когда заявил это» или «Она говорила прямо и уверенно». Обычно, когда дети что-то сочиняют, они говорят нараспев, весело или с шаловливыми интонациями. Голос постоянно меняется, становится то громким, то тихим, в зависимости от того, как развивается фантастическая история. В случае с воспоминаниями – настроение может быть различным: серьезным, счастливым, озабоченным, но тон – всегда очень уверенный и убежденный. Еще одна разница – когда ребенок фантазирует, он всегда старается вызвать какую-либо определенную реакцию, вы в этом случае выступаете в роли аудитории. А в случае воспоминаний, как правило, ребенок не старается, не ждет никакой реакции с вашей стороны, он просто делает заявление. Если вы не отвечаете, это не беспокоит его. Он просто сообщает факты, как если бы вы говорили о том, что небо – голубое.
Может даже изменяться манера говорить (более взрослая, например, если повествование ведется от того момента, когда ребенок был взрослым) Еще один нюанс – ребенок делает внезапный прогресс в речи. Передавая воспоминание из прошлой жизни, он может впервые заговорить полными фразами или употребить слова, не входящие в его словарь. Или может говорить с большей легкостью, использовать более совершенный синтаксис. «Он употреблял слишком взрослые слова…», – можно услышать от родителей.
Могут фокусироваться, будто в трансе, смотреть в одну точку, сосредоточенно говорить.
Еще один признак – эффект гусиной кожи у родителей. Почти все родители, столкнувшиеся с этим, чувствовали озноб, покрывались гусиной кожей или ощущали прилив энергии, иногда все это вместе.
2. Неизменность во времени.
Дети могут многократно рассказывать об эпизодах из прошлой жизни на протяжении недель, месяцев или лет, не внося в свою историю практически никаких изменений.
Эта неизменность событий является одним из основных различий между воспоминанием из прошлой жизни и фантазией. Ребенок, наделенный фантазией, может сочинить замысловатую историю, но вряд ли сможет повторить ее с теми же деталями через неделю, день или даже минуту.
Воспоминания стабильны, они как кинофильм, разворачивающийся перед внутренним взором. Сюжет не изменяется, но ребенок может добавлять детали по мере того, как развивается его речь или окружающая действительность напоминает ему о забытых фактах из прошлого. Эти детали служат для того, чтобы оживить скелет рассказа, который начинается обычно с фрагментов.
3. Знание, не объяснимое опытом.
Если вы услышите, как ваш маленький ребенок говорит о вещах, как вы знаете, его никто не обучал и которые он не мог увидеть, значит, он сообщает вам о воспоминаниях из прошлой жизни. Помните, что только вы можете определить, что находится вне сферы опыта вашего маленького ребенка.
Конечно же легче определить, что ваш ребенок может, а чего не может знать, если он совсем маленький и почти всегда находился рядом с вами. Вы знаете, что он мог видеть и слышать по телевизору, радио и что он мог узнать из книг. Так, к примеру, если ваш двухлетний или трехлетний ребенок точно рассказывает о распорядке дня моряка и правильно называет различные виды мачт, которые были на его корабле (детали, которые неизвестны вам), это может расцениваться как признак воспоминаний о прошлой жизни.
Когда дети становятся старше и круг их общения расширяется, становится трудно определить, что могло стать им известно обычным путем. Следуйте своей интуиции. Если вам показалось, что ребенок рассказывает о своем воспоминании из прошлой жизни, спросите его: «Откуда тебе это известно?» Если он ответит: «Просто известно», продолжайте выпытывать – возможно, вы наткнулись на след. Дети могут неожиданно открыться и сказать напрямик: «Когда-то я был здесь раньше, но ты не была моей мамой…»
Иногда воспоминание удается определить по одному-единственному замечанию. Как в этом случае.
Женщина везла на машине от стоматолога свою трехлетнюю дочь. Ей только что поставили на боковые зубы серебряные коронки. Но она была хорошей пациенткой – ни разу не заплакала и слушала врача во всем. По дороге домой она произнесла озабоченно: «Я не люблю серебряных зубов. Помнишь, когда мы умерли вместе, те плохие дядьки забрали наши серебряные зубы?»
Зачастую подобные воспоминания могут сопровождаться очень сильными эмоциями. Яркие чувства, пережитые когда-то, всплывают и проявляются с новой силой. В этот момент родителям, важно не испугаться, а принять эти проявления как нечто само собой разумеющееся, как рядовую ситуацию. Вообще, для того, чтобы помочь вашему ребенку, начавшему вспоминать прошлую жизнь, старайтесь спокойно задавать вопросы по ходу повествования. Например, описательные: где? Как? Что ты чувствуешь, что происходит вокруг? Так вы уточняете детали, помогая развертыванию воспоминания. Избегайте вопросов в стиле «Почему?» – подобным вопросом вы можете оборвать нить воспоминания и вывести ребенка из этого состояния.
Касаясь этой неоднозначной темы, хотелось бы сказать родителям, что все, что происходит с нашими детьми можно использовать им во благо: установить более доверительные отношения, освоить (пусть через необычные воспоминания) новый опыт, даже вылечить некоторые болезни.  Не важно – верить или не верить, важно – учесть саму возможность такого развития событий, быть готовыми к подобной ситуации и, благодаря своей Любви и готовности помочь, использовать ее во благо ребенку.

Людмила Цацкина, психолог

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи