Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 2 (февраль) 2004 г.

«Новые» дети: на Западе их называют Индиго

Вы – луки, из которых ваши дети,
как живые стрелы, посланы вперед.
(Калил Джебран)

Сегодня, вместе с новым тысячелетием к нам приходит новое поколение детей, которые очень и очень отличаются от предыдущих поколений: они изначально обладают совершенно иным уровнем сознания, высоким интеллектуальным потенциалом, потребностью ускоренного развития с самого раннего возраста, с первых лет, а может быть, дней, жизни, они не переносят несвободы и знают, чего хотят. Феномен этот привлекает внимание ученых и педагогов всего мира. На Западе он даже получил свое название – «дети Индиго».

«Он сказал, что не хочет ходить в детский сад потому, что там заставляют ходить строем» – рассказывает мама четырехлетнего мальчугана. «А моя сегодня заявила, что не надо кричать на собаку, это ведь не игрушка» – делится с ней другая мама на детской площадке. «Эти дети могут быть очень яркими, очень очаровательными – и совершенно невыносимыми. За одну секунду они успевают подумать о десяти забавных и невероятных вещах. Пока вы пытаетесь погасить огонь, они умудряются бросить жариться на плиту зефир и забраться в ванную, чтобы посмотреть, выживет ли золотая рыбка в горячей воде» – говорит Наталья Керн, одна из американских мам.
Дети, которые в два-три года учатся читать и считать, рисуют и лепят, поют, играют на музыкальных инструментах, а в пять учат своих родителей жить, уже никого не удивляют. Быть может, только растерянных родителей, которые уже своему третьекласснику могут с трудом помочь выполнить домашнее задание, а четырехлетке внятно объяснить, зачем люди воюют и стреляют в птиц. Перед такими родителями стоят совершенно иные задачи, чем перед родителями прежних поколений.
Ведущие специалисты в области психометрии, социологии, когнитивной и социальной психологии обсуждают увеличение коэффициента интеллекта (IQ), которое происходит на протяжении последних пятидесяти лет. Философы, психологи и педагоги пытаются понять, что же это за «новые» дети, чем они отличаются от предыдущих поколений, и как следует их воспитывать.
Вот перечень качеств, которыми обладает ребенок «Индиго», возможно, вы узнаете в них и свое «чадо, с которым так трудно», который «ставит в тупик», «во всем пытается докопаться до сути», «замыкается в себе, когда ущемляют его права».
• Обладает чрезмерной энергией (у Николая Гумилева есть теория о пассионарных взрывах и людях-пассионариях, особенно энергичных: лидерах, новаторах, реформаторах, которые есть в любом обществе, и двигают его вперед. Даже в небольшом коллективе всегда есть лидер-пассионарий, который выделяется своей яркостью).
• Обладает повышенной чувствительностью, требуют повышенного внимания.
• Восстает против авторитетов, если они не ориентированы на уважительное отношение к нему.
• Не в состоянии сидеть на месте спокойно, если только не увлечен делом, представляющем для него личный интерес.
• Отказывается от зубрежки и пассивного обучения, предпочитает приобретать знания опытным путем. Причем может впитывать знания, как губка.
• Весьма сострадателен.
• Может быстро терять эмоциональное равновесие, так как преисполнен великих идей.
• Имеет высокий уровень самооценки и целостность.
• «Видит вас насквозь». С помощью своей интуиции прекрасно распознают скрытые мотивы и намерения других детей. Не позволяет манипулировать собой.
• С рождения проявляет самостоятельность, хочет лишь, чтобы его немного направили, не ущемляя свободы выбора.
• Вообще не хочет делать некоторые вещи, например, для него невыносимо стояние в очереди, хождение строем и т. д.
• Часто видит более рациональный способ сделать что-то, но обычно это воспринимается, как «нарушение правил».
• Если рядом нет никого с подобным менталитетом, он замыкается в себе, чувствуя, что никто в этом мире не понимает его.
• Теряется, соприкасаясь с консервативными системами, где, вместо проявления творческой мысли, строго соблюдаются традиции.
• Он не сомневается в своей значимости.
Ребенок-Индиго хорошо развивается в условиях демократии, гибкости родителей и воспитателей. Такой малыш очень остро реагирует на насилие и желание подавить его инициативу. Однако это не значит, что ему подойдет политика вседозволенности. Он нуждается в установлении границ, в пределах которых ему предоставляется возможность и даже поощряется открытое исследование окружающего мира. Однако, границы должны быть достаточно гибкими, чтобы по мере взросления ребенка или в соответствии с какими-то особыми обстоятельствами, их можно было бы изменить по договоренности. Не перегружайте его запретами, лучше уступить в мелочах, не позволяя какие-то принципиальные вещи.
Поскольку такой ребенок – натура творческая и подвижная, он постоянно экспериментирует с разными вещами и испытывает на прочность границы дозволенного. Не спешите говорить ему «нет, лучше скажите: «я подумаю». Ведь у него обычно есть достаточно веские причины, чтобы хотеть чего-то, поэтому он полон решимости получить это. Он станет изводить вас до тех пор, пока не получит желаемое.
Не пытайтесь хитрить с ним, он заметит вашу хитрость. Разъясняйте ребенку возможные последствия его поступков и предоставляйте свободный выбор, как правило, при таком уважительном отношении, ребенок совершает мало «глупостей», а если и совершает, то только затем, чтобы проверить, действительно ли последствия будут именно такими, как вы его предупреждали. Не спешите все сделать за него, лучше приучать отвечать за свои поступки и устранять последствия, например, рассыпал крупу, пусть собирает, помогите только чуть-чуть.
Учите такого ребенка искать компромисс. Например, просите его немного подождать, обозначив границы ожидания: «Сейчас я домою посуду, и мы поиграем».
Придерживайтесь следующих правил, воспитывая ребенка-Индиго.
• Обращайтесь с таким ребенком уважительно. Если необходимо сделать ему «внушение», сделайте это наедине, а потом обсудите его поведение, вызвавшее необходимость внушения, убедитесь, что он правильно вас понял.
• Сделайте его своим партнером в его воспитании. Старайтесь договариваться. Попросите ребенка помочь вам установить границы. Объясняйте, почему вы хотите, чтобы то или иное дело было сделано.
• Не унижайте его. Обращайтесь с ним как с равным, не говорите свысока. В чем-то он, возможно, даже превосходит вас.
• Предоставляйте ребенку несколько возможностей выбора. Позвольте ему самому решать, что ему интереснее. Например, выбрать, что ему надеть: эти носочки или вот эти, может даже годовалый малыш. Если вы зовете его к столу, скажите, что он может прийти через минуту или через пять минут. Сообщайте о том, что он должен будет что-то сделать, заранее. Например, за некоторое время до сна, напомните, что скоро нужно отправляться спать, за пять минут до конца игры скажите, что у него есть еще пять минут для того, чтобы закончить игру и убрать игрушки и т. д.
• Когда отдаете распоряжения, формулируйте их как просьбы о помощи, например, следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери свою обувь от двери».
• Всегда выполняйте свои обещания, если уж дали.
• Избегайте критики и порицания в его адрес. Не ущемляйте его достоинство.
• Давайте выход его чрезмерной энергии. Не запрещайте подвижные игры.
• Давайте ему только одно задание на определенный период времени, чтобы он не был перегружен слишком большим количеством распоряжений.
• Обращайтесь к ребенку с убедительными и конструктивными предложениями. Вместе обсудите, какие ответные меры должны последовать за плохим поведением.
• Будьте приветливы с ребенком. «Неприветливые, унылые, а порой, резкие слова наносят огромный ущерб детям в процессе их роста, учебы, развития творческих способностей и психологических навыков общения» –пишет Джудит Спитлер Мак-Ки, доктор педагогических наук. Дети интерпретируют это так: «я плохой, и меня здесь не ждали». Поток же радостных, приветливых слов интерпретируется ребенком так: «Я хороший, вокруг меня приветливый мир, наполненный любовью».
• Научитесь позитивному реагированию. Например, ребенок несется и падает в лужу. Он весь грязный и ищет у вас утешения. Вы можете, конечно, рассердиться и сказать, что он запачкает вас грязными руками. Но лучше откликнуться позитивно. И показать ребенку, что он значит намного больше, чем испачканная одежда, утешить его и приласкать, сказать, что-нибудь вроде: «Ничего, с каждым могло такое случиться, даже со мной, в следующий раз будь осторожней». В противном случае ребенок почувствует себя беспомощным и виноватым.
• Не стесняйтесь проявлять ребенку свою любовь. Почаще хвалите его, обнимайте, смотрите в глаза. Поиграйте с ним, почитайте книгу, расспросите, чем он занимался, пока вас не было и т. д. Слушайте своего ребенка (не отмахивайтесь из-за занятости или плохого настроения). Рассказывайте больше об окружающем мире.
• Если вы не правы, не бойтесь признать свою ошибку и извиниться перед ребенком, этим вы не потеряете его доверия, скорее, вы потеряете его. Если будете несправедливы.
• Не давайте распоряжения и не произносите подсказки каждую минуту, ребенок, в конце концов, просто перестанет вас слышать.
Выбирая школу или детский сад для такого ребенка, задумайтесь, как сверхчувствительный и весьма энергичный малыш будет себя там чувствовать. Узнайте, какие дисциплинарные меры применяют к детям в этом заведении (выставляют за дверь, ставят в угол, стыдят и т. п.). Повышают ли голос воспитатели и учителя, участвуют ли ученики в принятии решений, какие используются  методы поощрения. Насколько там распространен авторитарный подход. Пытаются ли с ребенком договариваться. Такому ребенку подойдет какая-то «альтернативная» методика, стоящая на принципах воспитания свободной личности (например, вальдорфская или Монтессори).
Дебра Хегерль, учительница из Калифорнии, заметила, что дети-Индиго обладают даром целительства, иногда даже они сами не подозревают об этом. «Я наблюдала, как они формировали группы, собираясь около какого-нибудь ребенка, особенно такого, который, возможно болен или пребывает в плохом настроении, – они просто садились рядом с ним и как бы окутывали его своим энергетическим полем. Чаще всего они образовывали пары, но иногда их было больше, и они садились либо треугольником, либо в кружок. Это делалось не сознательно, а как-то незаметно. Когда все заканчивалось, они расходились по своим делам».
Задумайтесь ненадолго, какой богатый потенциал у вашего ребенка, каким мудрым и сильным он может быть будучи еще таким маленьким, берегите его!

Наталья Кулакова
При подготовке материала была использована книга
Ли Кэррол и Джен Тоубер «Дети Индиго»

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи