Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 5 (май) 2004 г.

Дети дождя

«Человек Дождя» – так назывался фильм о человеке, который страдал аутизмом, заболеванием, при котором человек не в состоянии нормально общаться с окружающими. Преодолев огромные трудности, брату героя удается установить эмоциональную связь с больным.

Что же такое аутизм?
Когда ребенок появляется на свет, его главная задача – установить контакт с миром, в который он попал. Едва придя в себя после родов, кроха начинает искать взглядом лицо взрослого. Еще не умея вставать, садиться, переворачиваться, он дарит маме свою первую ослепительную улыбку, лепетом отзывается на ее ласковый голос…
Ну, а если малыш вовсе не стремится общаться? Если в кроватке, наедине с самим собой он явно чувствует себя лучше, чем на родительских руках? Если собственные пальчики или тень на стене вызывают у него куда больше интереса, чем мамино лицо? Да и лепечет он, кажется, вовсе не для того, чтобы пообщаться, а просто потому, что ему нравятся определенные звуки…
Как правило, большинство родителей, хоть и чувствует, что с малышом что-то не так, но считают, что у него просто «такой характер». И, увы, мало кто догадывается, что все это – не особенности характера, а первые симптомы тяжелого заболевания, аутизма. И к специалисту такой малыш попадает лишь в два-три года, когда синдром раннего детского аутизма оформляется окончательно, и не заметить нарушений просто невозможно. Но к этому моменту развитие ребенка уже пошло по неправильному пути, и теперь вылечить его будет уже довольно сложно. Как же распознать детский аутизм на ранних стадиях? Когда нужно начинать занятия. чтобы добиться успехов. Обо всем этом мы попросили рассказать Елену Ростиславовну Баенскую
– Елена Ростиславовна, что имеют в виду, когда говорят о раннем детском аутизме? Это когда ребенку трудно общаться?
– Да, действительно главный симптом раннего детского аутизма – это нарушение способности устанавливать эмоциональный контакт, трудность во взаимодействии с окружающими. Но помимо этого есть еще несколько симптомов, которые обязательно проявляются при аутизме:
o стереотипность поведения –малыш не переносит никаких даже самых незначительных изменений, бывает очень трудно ввести прикорм, одень новую одежду, переложить малыша в кроватку, если в течение нескольких месяцев он спал в коляске. Ребенок совершает однообразные действия (без конца подпрыгивает, раскачивается, трясет погремушкой), и нет никакой возможности переключить его на какие-то другие занятия.
o особенности речевого развития – часто развитие речи вообще задерживается, но если малыш и начинает говорить, создается впечатление. что он не использует речь для того, чтобы установить контакт, а произносит понравившиеся звуки и слова, просто чтобы доставить себе удовольствие. Как правило, такие детки не употребляют первого лица, повторяя грамматическую форму обращенного к ним вопроса («Хочешь сырник?» «Хочешь»), используют речевые штампы, иногда довольно сложные по форме, например, один мальчик, прося есть всегда говорил: «Испеки-ка ты, мне бабка, колобок», и никак иначе.
– Чем бывает вызван аутизм? Какими- то внешними причинами или это связано с органическими нарушениями?
– Нет, внешние причины синдром раннего аутизма не вызывают, это врожденное состояние, хотя настоящей причины этого заболевания никто пока назвать не может. Возможно, это каким-то образом связано с обменными процессами, генетическими нарушениями… Но как-то все время находятся дети, у которых никаких органических и генетических нарушений нет, но все равно развивается аутизм.
– Могут ли спровоцировать аутизм какие-то внешние события?
– Да, обычно бывает какой-то внешний толчок, спровоцировавший развитие заболевания: перехал к бабушке, мама вышла на работу, отдали в ясли, перенес тяжелую болезнь… Но, как только начинаешь разбираться, выясняется, что склонность к аутизму была у малыша и раньше, но до поры до времени мало давала о себе знать.
– Когда можно заметить эту склонность?
– Буквально с первых недель жизни.
– В чем же она проявляется?
– Прежде всего, стоит обратить внимание на то, как малыш ведет себя на руках. Нормальный, здоровый ребенок чувствует себя на руках уютно, комфортно, всегда умеет устроиться так, что и ему, и маме явно приятно. Если же мама постоянно ощущает, что, кода малыш у нее на руках, ей тяжело, неудобно, она никак не может взять его как следует, это тревожный симптом. Некоторые дети напрягаются, как столбик, становятся неподатливыми, им явно неприятно, что их взяли. Другие, наоборот, выглядят вялыми, аморфными, абсолютно пассивно переносят все мамины манипуляции.
Другой тревожный признак – отсутствие взгляда глаза в глаза. Здоровый ребенок буквально с первых недель жизни стремится поймать взгляд взрослого, аутичный – отводит взгляд или смотрит как бы сквозь. Или, вроде бы малыш и смотрит иногда маме в глаза, но очень дозированно: буквально несколько секунд, и видно, насколько это ему тяжело.
Безусловно, важным признаком благополучного развитие является и улыбка. И хотя аутичные дети, вроде бы, начинают улыбаться вовремя, их улыбка не адресована близкому, а просто связана с какими-то приятными ощущениями и обращена «в пустоту». Если кто-то из близких улыбается малышу, это не вызывает у него ответной улыбки.
Нормально развивающийся малыш, когда взрослый наклоняется к нему, протягивает навстречу ручки. Аутичные дети этого не делают.
Очень о многом может рассказать и детский плач. Даже не очень опытная мама вскоре после рождения малыша может понять по характеру плача, чего хочет малыш: голоден ли он, или скучает, или у него болит животик… У детей с аутизмом плач, как правило, монотонный, однообразный.
– У всех ли детей аутизм проявляется одинаково?
– Нет, мы выделяем четыре типа аутистического развития.
o Вариант первый. Эти дети самые тяжелые, но как раз именно они производят на первом году самое благоприятное впечатление: они спокойные, флегматичные, они ничего не просят, ни на что не жалуются. Малыш, по мнению близких, крайне «тактичен»: лежит мокрый – потерпит, голодный – подождет… Это могло бы, конечно, насторожить родителей. если бы ребенок производил впечатление умственно отсталого. Но все как раз наоборот: родители часто подчеркивают, что у малыша едва ли не с рождения был очень осмысленный, проницательный, совершенно взрослый взгляд, он подолгу мог фиксировать свое внимание на каком-то предмете, рассматривал свои пальчики, тень на стене и т.д. Он как будто умеет видеть то, чего не видят другие. Но при этом бросается в глаза, что такой ребенок вовсе не нуждается в присутствии взрослого, не спешит разделить с ним свою радость. Он самодостаточен. С самого раннего возраста малыш крайне чувствителен к резким звукам: может испугаться пылесоса, кофемолки. Предпочитает игрушки и картинки неярких, приглушенных оттенков. При этом он хорошо воспринимает тактильный контакт, его можно потрясти, повозиться с ним. Родителей обычно радует, что малыш производит впечатление общительного: охотно идет на руки к посторонним людям, ко всем доброжелателен. На самом же деле, это не общительность, а неизбирательность в общении. Дело в том, что и при благополучном эмоциональном развитии самым маленьким детям действительно все равно какой именно взрослый находится рядом с ними: они будут с восхищением рассматривать любое взрослое лицо. Но в норме постепенно малыш начинает выделять лицо матери, и требует взаимодействия с ней. У тяжелых детей этого не происходит, привязанность, эмоциональный контакт не формируется. И к году, когда такой малыш начинает ходить, он становится неуправляемым. Его начинают увлекать новые внешние впечатления, и он полностью отдается им. При этом у него нет чувства опасности, он почти не реагирует на боль, может запросто убежать от мамы. При этом удержать, окликнуть его практически невозможно: у него нет контакта со взрослыми, и он не реагирует на их сигналы. Его невозможно отвлечь, потому что у него не сформировался общий со взрослым опыт переживания, его очень трудно организовать, потому что не было опыта активного взаимодействия со взрослым, совместных игр, называния действий. В итоге невозможно развитие ни речевых, ни бытовых, ни игровых навыков. У «умненького», казалось бы, ребенка начинается резкое отставание в речевом, интеллектуальном, моторном развитии.
o Вариант второй. Такие дети как раз доставляют родителям немало хлопот с самого рождения. Их наоборот отличает сверпривязанность к маме, малыш буквально не слезает у нее с рук, не принимает никого чужого, и если мама уходит хотя бы на полдня, воспринимает это как катастрофу Но при этом ребенок как бы сам диктует, как с ним обращаться, чем кормить, во что одевать. Такие дети очень избирательны в еде. Часто все их «меню» сводится к одному-двум блюдам. Такой малыш очень брезглив, нельзя ни капли еды пролить на одежду; одевать его тяжело, потому что он обладает сверхчувствительностью при тактильном контакте: проблема одеть шапку, свитер, причесать ребенка, вымыть ему голову. Очень трудно хоть что-то изменить в их повседневной жизни: купить новую пустышку, погремушку взамен сломавшейся или потерянной. Это очень чувствительные дети, которые постоянно страдают, боятся чего-то: их жизнь буквально пропитана всевозможными страхами. Безусловно, развеселить можно и такого ребенка. Всегда в арсенале мамы есть несколько шуток, на которые ребенок реагирует, как-то механически он от них заводится, и чтобы его привести его в хорошее расположение духа или отвлечь, мама годами их использует. Такие дети склонны к стереотипным движениям: прыжкам, раскачиванию. Им нравятся сложные сенсорные впечатления, они любят скрипеть зубами, играть языком, облизывать, обнюхивать предметы… Если у них формируется речь, то сводится она, в основном, к штампам, стандартным клише. При этом из-за повышенного интереса к цвету, форме, фактуре предметов, у близких нередко создается впечатление, что малыш великолепно развит интеллектуально: еще до года такой он может раскладывать по цвету кубики, воспроизводить достаточно сложные мелодии. На неблагополучие таких детей родители, конечно, обращают внимание гораздо раньше, но часто все это тоже воспринимается лишь как особенности характера: капризный, нетерпеливый, упрямый ребенок
o При третьем варианте у ребенка очень рано фиксируются какие-то пристрастия, интересы Тут действительно видно, что интеллектуальный потенциал очень высок. Ребенка на самом деле может привлекать тот или иной предмет. Это очень страстные дети, одержимые своим увлечением,. (Причем, это впечатление может быть и отрицательным, например, сюжет страшной сказки). Они очень быстро развивается интеллектуально, рано начинают увлекаться схемами, картами, энциклопедиями. Но такой ребенок живет своими впечатлениями сам, не стремясь с кем-то его разделить. При этом ему и зрители особо-то даже и не нужны. Впечатления, которые его переполняют, полностью его захватывают, и эмоциональные связи с близкими очень слабы или вообще отсутствуют. Мамы часто говорят, что у малыша характер холодный, неласковый, ребенок как будто и не нуждается во взрослом. Он не очень дает себя приласкать, плохо чувствует состояние взрослого: не реагирует, если мама расстроена, плачет, сердится… При этом он крайне требователен, категорически не позволяет себя как-то организовать извне развивается исключительно в русле своих интересов, а в остальном может заметно отставать в развитии. В целом это достаточно легкий вариант, хорошо поддающийся коррекции.
o И, наконец, четвертый вариант. В этом случае ребенок, с одной стороны, производит сверхзависимого, сверхранимого, чувствительного. Он очень привязан к маме, очень ласков, ему постоянно нужна мамина поддержка. Но при всем при том он не очень пускает маму в свои переживания, занятия. Взрослый допускается лишь как зритель, но не может вмешаться в игру, что-то изменить. Такого ребенка трудно чему-нибудь научить, он до всего предпочитает доходить сам, даже на первом году. Такой малыш может рано научиться играть, но его игры будут очень однообразны, стереотипичны:. он может часами играть в конструктор, собирать паззл… Конечно, это наиболее благополучный вариант, когда можно говорить лишь об особенностях характера, а не о нарушениях эмоционального развития. И все-таки, поведение таких детей тоже лучше попытаться скорректировать в раннем возрасте. Потому что, когда они вырастают, заметно, насколько они недополучили в детстве тепла, насколько они нуждаются в эмоциональном общении и с каким трудом оно им при этом дается. Они тяжело идут на развернутое взаимодействие, им трудно что-то рассказать, объяснить, вступить в диалог, продемонстрировать свои способности. Поэтому к моменту поступления в школу малыш, который обладал отличными интеллектуальными задатками, нередко имеет диагноз «задержка развития», и даже «умственная отсталость».
– Допустим, родители заметили у малыша симптомы аутизма. Куда им обращаться?
– Сейчас стали больше внимания уделять психологии раннего возраста, поэтому во многих городах в реабилитационных и коррекционных центрах есть группы, занимающиеся с малышами. Но, к сожалению, пока их гораздо меньше, чем желающих. Поэтому для начала стоит обратиться хотя бы в районную поликлинику: к психологу, невропатологу, психоневрологу, они подскажут, где можно проконсультироваться.
– Допустим, родители не смогли найти такой центр или там очередь на полгода-год. Как вести себя родителям?
– Самое главное, всеми силами пытаться сформировать у малыша привязанность, добиваться того, чтобы он захотел разделить с вами свои эмоции. Старайтесь переключать его на такие впечатления, которые, как вы знаете, доставляют ему удовольствие: возня, музыка, какие-то визуальные впечатления. Когда он придет в хорошее расположение духа, загляните ему в глаза, улыбнитесь в ответ на его улыбку. Хоть на секунду попытайтесь сорвать его эмоциональную реакцию, дайте почувствовать, что взрослый –это не только источник приятных ощущений, не какая-то штука по которой можно вскарабкаться, а партнер. с которым можно и нужно учиться взаимодействовать. Очень важный момент – научить ребенка вместе с вами на чем-то сосредотачиваться. (создать ситуации объединенного внимания). Обычно, когда ребенок развивается нормально, это одна из первых игр: родители спрашивают у него, где носик, окошко, часики. Мама, обходя квартиру с малышом на руках, показывает ему разнообразные предметы, называет их. И уже к пяти-шести месяцам он сам тянет ручки к понравившимся предметам. Если же ребенок предпочитает развлекаться самостоятельно, этого не происходит. Если вы видите, что он куда-то повел свой взгляд, обязательно проследите за ним, назовите предмет, на который он смотрит. Необходимо постоянно вводить ребенка в единую с собой смысловую среду: все, на что он смотрит, должно быть и вам интересно, нужно все комментировать, все обозначать  Очень много дает тактильный контакт: поглаживайте малыша, прижимайте его к себе, попытайтесь гладить и обнимать себя ручками ребенка. Важно только, чтобы все это было без насилия, чтобы впечатления, которые получает малыш были для него приятны. Всеми силами пытайтесь добиться речевого контакта, заражайте малыша лепетом. Если малыш произносит какой-то стереотипный звук или слог, дополните его до подходящего по ситуации слова: «ма» –машинка, «ба» – баиньки, чтобы малыш учился понимать, что речь нужна для коммуникации. А в одной семье папа и мама часами лепетали с другом перед малышом, и в конце концов –таки заразили его лепетом, он стал им отвечать!

– Получается. что, даже если есть под боком специалист, главную роль все равно играют родители?
– Да. специалист может направить родителей, показать какие-то приемы, разработать стратегию. Но на самом деле, в первую важна очередь работа родителей: ведь именно к ним у ребенка должна сформироваться привязанность. Этому научить нельзя: в каждой семье свои традиции, свои, шутки, своя манера общения.
– С ребенком должна заниматься только мама или вся семья?
– Конечно, в идеале это должна быть вся семья. Во-первых, маме очень тяжело. На ней лежит огромная эмоциональная нагрузка. А ей самой надо быть в хорошей эмоциональной форме, особенно, если от ребенка нет отдачи. Это хорошо, когда ты улыбнулся малышу, а он тебе сразу же улыбается в ответ… А тут совершенно неизвестно, сколько придется улыбаться в пустоту, комментировать в пустоту… Очень часто мама оказывается в уязвимом положении еще и потому, что близкие говорят, что она не так воспитывает ребенка, что он избалованный, капризный… Близкие должны с чуткостью относиться к маме и малышу, понимать. что его поведение – следствие болезни, а не плохого характера. Но главное, что ребенку нужны разные формы взаимодействия. Здоровый ребенок блестяще самостоятельно выстраивает одни отношения – с папой, совсем другие – с бабушкой, третьи – с братом. А тут, если будет заведен какой-то определенный стереотип отношений, его очень трудно будет переломить, поэтому очень важно, чтобы у малыша с самого начала было как можно больше контактов, разных типов взаимоотношений.
– Как часто нужно заниматься с малышом?
– Чтобы добиться успеха, нужны постоянные, интенсивные занятия. Нельзя заниматься под настроение, должна быть регулярность, кропотливый, ежедневный труд.
– Является ли диагноз «аутизм» приговором на всю жизнь?
– Что бы ни сказал вам специалист, какой бы он диагноз ни поставил, даже если есть подозрение на тяжелое нарушение развития, нельзя опускать руки. Нужно понимать, что без вас малыш не выкарабкается, ему необходима ваша помощь. Но нельзя воспринимать диагноз как катастрофу: в раннем возрасте добиться можно очень и очень многого. На самом деле очень часто встречаются случаи, когда мы видим, что ребеночек должен был идти по самому тяжелому пути, но родители своими руками сделали то, что могли сделать только они: пробили стену между малышом и миром. Даже в тяжелых случаях при раннем начале работы ребенок может выровняться, нагнать сверстников. Пусть с опозданием, но он начинает получать удовольствие от общения, начинает переживать, играть, у него формируется привязанность к родителям.

Ася Штейн

Пожаловаться
Рубрика:  Воспитание ребенка до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи