Современная учебная программа, интенсивность обучения предъявляют высокие требования к подготовленности будущих учеников. Однако родители понимают готовность по-разному.
Для одних это умение ребенка читать, писать и считать.
Для других – большой запас разнообразных сведений и знаний.
Для третьих – усидчивость и способность сосредоточиться на конкретном занятии.
Многие принимают за готовность желание самого ребенка идти в школу. И каждый из этих родителей по-своему прав. Но лишь отчасти.
Долой «фефекты фикции»!
Задолго до поступления Сережи в 1-й класс мама решила, что учиться он будет в специализированной школе с углубленным изучением английского языка.
Хотя из-за частых болезней Сережа пропускал занятия в детском саду, дома с ним регулярно занимались чтением, счетом, решением логических задачек. Многое давалось мальчику легко. Буквы он выучил, быстро и уверенно читал по слогам, мог пересказать прочитанное, хорошо запоминал стихотворения.
Правда, звуки Сережа не всегда произносил четко и правильно. Разумеется, своевременная консультация у логопеда позволила бы выявить у мальчика проблемы с фонематическим слухом и вовремя начать коррекционно-развивающие занятия. Но родители списывали проблемы сына с дикцией на возраст. Между тем, явные затруднения вызывали у ребенка и процессы копирования и написания элементов букв, цифр и узоров. А ведь это свидетельствовало о недостаточно развитой зрительно-моторной координации и требовало специальных занятий по развитию мелкой моторики.
В целом можно сказать, что Сережа готов к школе не был. Но важно понимать: не готов именно к той, которую выбрала мама, – с большой языковой нагрузкой и высокими общими требованиями. Простая общеобразовательная школа в случае с Сережей была бы предпочтительнее.
Этот случай достаточно типичный. Он демонстрирует, как часто родители ошибаются в оценке готовности своих детей к школе. А также объясняет, почему так трудно выработать единые критерии готовности.
Неудивительно, что сегодня детские психологи, физиологи и педагоги сошлись во мнении: единых жестких критериев готовности к школе нет и быть не может. Зато есть определенный уровень физического и психологического развития ребенка, который и позволит ему легко адаптироваться и успешно учиться в школе. Процесс достижения этого уровня и есть подготовка к систематическому обучению в школе. А объективная оценка особенностей развития ребенка поможет правильно выбрать школу, то есть предотвратить определенные трудности в обучении в будущем.
«Домашние» дети
С Олей я познакомилась, когда ей уже исполнилось 6 лет. Веселая, живая, симпатичная, она знала все буквы, хорошо различала звуки, читала несложные тексты. Плюс имела все необходим
ые математические представления и любила рисовать.
На первый взгляд, девочка была прекрасно подготовлена к школе. Было только одно «но»: из-за занятости родителей Олю растили дедушка и бабушка. В детский сад девочка не ходила.
В стремлении дать Оле все самое лучшее и оградить от любых проблем близкие избаловали Олю, превратив в капризного, не знающего слов «нельзя» и «надо» ребенка. Возможно, даже не подозревая, они способствовали так называемому эмоциональному недоразвитию внучки.
Дело в том, что к началу учебы у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость. Ведь школьная жизнь – это не только уроки. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды. Взаимоотношения школьников с учителями также не всегда складываются гладко.
Дети, избалованные чрезмерной опекой и любовью, болезненно реагируют на любые конфликтные ситуации в школе. И, как следствие, отказываются ее посещать. Как правило, это случается с так называемыми «домашними детьми», у которых отсутствует опыт социального общения со сверстниками.
Также чрезвычайно важна в школе и способность к определенным волевым усилиям.
Ребенок вместо «хочу – не хочу», должен уметь заставлять себя делать то, что надо. Причем в течение определенного времени. Такая способность не приходит сама по себе.
Воспитывать и развивать волю у ребенка нужно задолго до поступления в школу. Этому могут способствовать тематические игры, поручения по домашнему хозяйству. И, конечно же, эмоционально-волевые качества формируются в детском коллективе, в процессе совместной игровой и учебной деятельности.
Работа над ошибками
Оля и Сережа в этом году заканчивают первый класс. Они достаточно быстро адаптировались к школьной жизни и стараются прилежно учиться. В чем корень этих успехов? Все просто: родители правильно восприняли оценку готовности детей к обучению в школе и прислушались к советам специалистов.
Например, мама Сережи пересмотрела свою позицию и отказалась от амбициозных планов поступления в английскую спецшколу, а в оставшееся до 1 сентября время организовала для сына дополнительные занятия с логопедом и психологом.
А родители Оли записали дочку в детский клуб. Кроме групповых занятий по подготовке к школе, девочка стала посещать театральную студию. Общение с другими детьми, совместная творческая деятельность научили ее лучше управлять своими эмоциями и помогли усвоить социальные нормы.
Что должен знать и уметь будущий школьник
Хорошо произносить звуки родного языка, выделять звук в начале, середине и конце слова. Правильно употреблять приставки, предлоги, союзы, строить предложения.
Обладать словарным запасом, позволяющим выразить свою мысль, задавать и отвечать на вопросы. Самостоятельно составлять связный рассказ по картинкам.
Называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1) порядке. Соотносить заданное количество предметов с цифрой.
Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.
Составлять и раскладывать числа (например, 5 и 5 составляют 10, а 4 состоит из 2 и 2). Составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб). Срисовывать (копировать) буквы и цифры, соблюдая размерность и направление.
Ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, за, под, над и т.д.). Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), а также в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и знать времена года.
Уметь рассказать элементарные сведения о себе и своей семье.
Автор статьи: Юлия КУЛИКОВА, детский психолог
www.za-partoi.ru
Комментарии пользователей
0