Из журнала пользователя Здоровье школьника
Доступно: Для всех
Беседка

Мифы цвета индиго

Понятие «дети индиго» появилось не так давно, но сразу же получило колоссальную популярность в родительской среде. В этом нет ничего удивительного. Этим интригующим термином стали называть тех странноватых детей, которые испокон века считались головной болью родителей и педагогов.
Они могут быть гиперактивными или, наоборот, несколько заторможенными, абсолютно неконтактными или общительными до назойливости. Их может отличать сверходаренность или некоторая задержка развития тех или иных навыков и умений. Но при этом все они неудобны для взрослых и с трудом вписываются в любой детский социум. И вот, как утверждают авторы и поклонники новомодной теории, все эти разношерстные «белые вороны» – избранники небес, от рождения наделенные особыми дарованиями. Им предначертана на Земле особая миссия, а узнать их можно по особому ярко-синему «нимбу»… видному, понятное дело, лишь посвященным. Именно бремя раннего избранничества не дает им адаптироваться среди сверстников, именно оно делает их ранимыми, возбудимыми, упрямыми, непослушными.
Избранники или изгои?
Оставив для любителей эзотерики и мистики разговоры о синей ауре и прочих оккультных материях, попробуем все-таки разобраться, кто же такие на самом деле дети индиго.
«Это очень неоднородная группа, – отмечает известный детский психотерапевт Елена Вроно, – единственное, что объединяет относимых к ней детей – это частичное недоразвитие навыков общения, трудности при усвоении социальных норм». То есть, иначе говоря, таким детям сложно налаживать контакты как со сверстниками, так и со взрослыми, принимать и соблюдать установленные в социуме нормы и правила.
Но, может, в этом и нет ничего страшного? Если ребенку индиго хорошо наедине с собой, если он постоянно погружен в свои занятия и размышления, имеет ли значение, что его ругают и одергивают учителя, а одноклассники вовсю потешаются над ним? Пусть себе смеются! Мы-то знаем, что у нас растет гений. А если уж очень допекут в школе, можно и на домашнее обучение перейти, сегодня это не проблема! 
Но будет ли ребенок в этом случае счастлив, сможет ли он нормально развиваться? «Всякий ребенок, который не может приспособиться к сверстникам, несчастен из-за этого, – продолжает Елена Вроно, – ребенок-школьник преисполнен «группового конформизма», то есть ему необходимо быть принятым в первую очередь, той социальной и возрастной группой, в которой он оказался. Быть отщепенцем для ребенка травматично».
Цвет индиго – знак тревоги
Существует и еще одна, даже более серьезная проблема. Ведь нередко то, что родители, окрыленные тщеславными мечтами, принимают за признаки избранности, на поверку оказывается симптомами самых разнообразных неврологических, психических или логопедических нарушений, причем иногда весьма и весьма серьезных. Списывая необычное поведение или развитие ребенка на его гениальность, восхищаясь и умиляясь тем, что должно было бы вызвать серьезные опасения, они упускают драгоценное время и запускают болезнь. При этом многие расстройства можно полностью вылечить или в значительной степени скомпенсировать, если вовремя обратиться к специалисту и начать лечение и коррекцию.
Бывает и так, что родители, чувствуя, что с ребенком что-то не в порядке, сознательно или бессознательно прячутся за мифом о детях индиго.
«Родитель, который боится признаться себе и окружающим в своем, как ему кажется, «родительском фиаско», – отмечает Елена Вроно, – а именно так воспринимается в глазах многих социальная дезадаптация, предпочитает убеждать себя, что у него гениальный ребенок, которого никто не понимает. Родитель в этом случае тратит все свои силы, чтобы доказать, что его ребенок имеет право быть таким, каков он есть, вместо того чтобы постараться его максимально адаптировать и найти ему социальную нишу, где он смог бы с успехом существовать».
Осторожно: одаренный ребенок!
Среди тех, кого называют детьми индиго, действительно немало таких, чьи способности и вправду поражают воображение: ранняя, не по возрасту, рассудительная речь, феноменальная память, абсолютный музыкальный слух… Они должны находиться в зоне особого внимания психологов и педагогов.
«Часто у детей одни навыки развиваются с существенным опережением, а другие – с некоторой задержкой, – подчеркивает Елена Вроно. – К примеру, ребенок медленно развивается физически и при этом великолепно считает в уме. Или блестящая память сочетается с не очень подвижным интеллектом».
Вообще, при любом опережающем развитии – речи, чтения, двигательной сферы – за ребенком необходимо пристально наблюдать, а не превращать его способности в предмет гордости и аттракцион для гостей. Ведь когда ребенок одарен, у родителей часто возникает искушение эти способности эксплуатировать.
Все то, что выталкивает ребенка из общего ряда, делает его «белой вороной» среди сверстников. И долг родителей – помочь не только развить и реализовать свои дарования, но и найти достойное место среди сверстников. Ведь нет человека, который чувствовал бы себя счастливым, будучи «белой вороной».

Консультант: Елена Вроно, к.м.н., психиатр, психотерапевт
www.za-partoi.ru
Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи