Очень часто проблемы со зрением у детей обнаруживаются в тот момент, когда они начинают учиться в школе, особенно если явных проявлений, таких, например, как косоглазие, нет. А ведь зрение очень важно для развития малыша, оно помогает ему ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир.
Развитие зрения у детей: первые осмотры
Новорожденный малыш обладает очень слабым зрением, то есть видит как бы сквозь туман и только крупные и яркие предметы. К концу первого года зрение малыша становится четким и ясным, но до этого он проходит определенные этапы.
1 месяц – кратковременное сосредоточение на предмете или лице, примерно 2-3 секунды.
2 месяц – фиксирует взгляд на ярком предмете, начинает следить за ним, но все еще недолго.
3 месяц – появляется бинокулярное слежение, начинает различать, кто над ним склонился, может повторять мимические движения взрослых.
4 месяц – сосредотачивает взгляд на предметах на более продолжительное время, начинает интересоваться своими руками.
5 месяц – начинает следить глазами за движущимся предметом, различает цвета.
6 месяц – зрение малыша начинает координировать его движения.
1 год – видит, реагирует на предметы, надолго сосредотачивается на них.
К 2 годам развивает высокое зрение вдаль.
В принципе уже в полгода можно диагностировать, что у малыша есть какие-либо зрительные нарушения. Он менее активен, плохо или совсем не концентрируется на предмете и лице взрослого, у него нарушена связь глаз-рука (то есть он не следит за своей рукой, не пытается ее рассмотреть).
Первый осмотр проводится сразу после рождения. Глазки малыша обрабатываются и осматриваются. Если все нормально, то следующий осмотр проводит окулист в поликлинике, когда малышу исполнится один месяц. Далее к офтальмологу нужно прийти, когда крохе будет 3 и 6 месяцев. В 1 год врач диагностирует развитие зрительного восприятия у детей, проводится проверка зрения и клинической рефракции. При отсутствии каких-либо заболеваний и отклонений, приходить к врачу для планового осмотра будет нужно один раз в год.
Когда нужно насторожиться?
Маленький ребенок не скажет вам, что он плохо видит. Он просто не знает, что можно видеть лучше и четче. Поэтому задача родителей – внимательно следить за тем, как ребенок смотрит на окружающий его мир: игрушки, книжки, людей. Что может послужить сигналом для родителей, что их ребенок плохо видит?
1. Малыш держит все игрушки прямо перед носом.
2. При передвижениях по дому часто натыкается на мебель и задевает углы.
3. Глядя на предметы, все время наклоняет голову набок.
4. Часто щурится, а глаза зачастую становятся красными.
5. Быстро устает, когда рассматривает картинки, читает или смотрит телевизор.
6. Часто жалуется на головные боли и усталость.
7. Слишком близко садится к экрану телевизора.
8. Не узнает близких людей на расстоянии 3-5 метров.
9. Часто трет глаза, даже если выспался.
10. У него часто слезятся глазки.
11. Попеременно закрывает и открывает один глаз.
12. Прищуривается, когда хочет что-то рассмотреть.
13. Видит расплывчатые или двойные изображения.
14. Зеркально переворачивает слова, буквы, цифры.
Плохое развитие зрения у детей дошкольного возраста можно также диагностировать по таким признакам: ребенок малоподвижен и не инициативен, его познания об окружающем мире меньше, чем должны быть, он не может подробно рассказать о событии или окружении, так как не замечает мелких деталей.
Развитие детей с нарушением зрения
Участие взрослых в развитии слабовидящих детей должно быть значительно большим, чем в развитии детей с нормальным зрением. Для улучшения ориентировки нужно вырабатывать у малыша внимание к деталям:
– например, в обстановке комнаты, в которой он живет, желательно время от времени менять некоторые предметы или их расположение, обращая на это внимание ребенка.
– также можно рассматривать и называть детали картинок (не слишком мелкие и многочисленные).
– важно выполнение движений в определенной последовательности и воспроизведение этой последовательности по памяти (для этого хорошо подойдет обычная зарядка).
– слабовидящие дети часто затрудняются в назывании направлений (вперед, назад, верх, низ, право, лево), поэтому зарядка обязательно должны включать эти команды. С этой же целью можно давать ребенку лист бумаги и просить его показать, где на этом листе верх или низ, где правая или левая сторона.
При условии регулярных занятий слабовидящий школьник может быть интеллектуально развит не хуже, чем нормально видящие дети. Важно не перегрузить ребенка, помнить, что развитие детей с нарушением зрения должно идти легко и постепенно, так как они быстро переутомляются.
Автор: Елена Чуденцова