От первого слова малыша до красивой связной речи достаточно долгий путь. Сначала мы умиляемся милому и еще бессвязному лепету, потом радостно пересказываем забавные оговорки ребенка, а, записывая малыша в первый класс, часто слышим следующую фразу: «А логопеду вы ребенка показывали?»
В 3 года малыш имеет полное право не произносить все буквы, коверкать звуки, неправильно строить предложения, но если такие дефекты произношения остаются у 5-летнего ребенка, если кроме родителей никто не понимает, что он сказал, назревает необходимость обратиться к логопеду-дефектологу.
Логопедическое развитие детей: возрастные критерии
1 год – малыш владеет 2-4 лепетными словами, понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами.
1,5 года – его словарный запас расширяется до 15 лепетных слов.
2 года – может строить простые фразы из 2-3 слов, например, «мама, дай куклу», произносит такие звуки, как п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х, а вот свистящие (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) чаще всего дети пропускают или заменяют.
3 года – вполне сносно изъясняется, строя предложения уже из 5-8 слов, словарный запас от 250 до 700 слов, речь не всегда внятная и понятная, многие слова коверкаются.
4 года – овладевает произношением шипящих звуков и ц, словарный запас расширяется до 1500 слов, а в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенка должны понимать не только родители, но и чужие люди, т.е. если соседка переспрашивает малыша, не может никак понять, что он сказал – есть повод обратиться к логопеду.
5 лет – должен внятно говорить, не пропуская буквы, не переставляя слоги местами, не коверкая звуки, исключения – сложные слова, например, элеватор; правильно произносит не только шипящие, но и свистящие и сонорные звуки, хотя звук р может все еще представлять сложность; его речь связная и достаточно грамотная; словарный запас – 2500 слов.
6 лет – правильно произносит все звуки, не ошибается в построении предложений, правильно используя падежи, словарный запас – 3000 слов.
7 лет – активно использует образные выражения и устойчивые словосочетания, пытается выяснить значения слов, а словарный запас минимум 3500 слов.
Вышеперечисленные критерии соответствуют норме развития малыша. Конечно, раннее речевое развитие детей приводит к убыстрению в освоении речью, расширению в несколько раз словарного запаса, лучшему пониманию значения слов.
Логопедическое развитие детей: причины нарушений
Если у ребенка дефекты произношения звуков, то причин может быть несколько:
1. Медленное развитие речевого аппарата, так как слабость челюстных мышц может задерживать развитие правильной артикуляции. Чтобы укрепить мышцы – давайте малышу погрызть сухарики, целые фрукты, чтобы он сам откусывал мясо кусочками.
2. Физические особенности строения речевого аппарата, например, короткая подъязыковая уздечка или высокое верхнее небо.
3. Тугоухость и глухота.
4. Нарушения фонематического слуха – это когда ребенок не слышит своего неправильного произношения, ему кажется, что он говорит, как положено.
5. С ребенком не занимаются, ему неоткуда черпать знания об артикуляции и речи.
Занятия по развитию речи детей
После того, как была выявлена причина, из-за которой у малыша наблюдаются нарушения в произношении звуков и овладении речью, начинается работа по исправлению.
Если все дело в медленном развитии речевого аппарата, то тут рекомендации достаточно просты – учите его жевать, для чего давайте твердую пищу (мясо, кусочки яблока, орехи, сухарики и т.д.), делайте упражнения для развития щек и языка, например, пусть ребенок надует щеки и катает воздух от одной щеки к другой.
Если нарушения имеют физический характер, то тут, естественно, будет нужно оперативное вмешательство, хотя короткую уздечку часто получается растянуть с помощью упражнений.
При нарушениях фонематического слуха рекомендуются упражнения для развития речи ребенка, направленные на узнавание звука, например, посадите малыша к себе спиной, ударьте в барабан, он должен определить, что это за звук, или, гуляя в парке, спрашивайте, что за звуки он слышит – сигнал машины, лай собаки, разговор взрослых, чириканье и т.д.
Упражнения для развития речи ребенка должны включать в себя не только игры, которые стимулируют логопедическое развитие детей, но и занятия на развитие крупной и мелкой моторики, поскольку она очень тесно связана с артикуляцией. Очень хорошо для этого подходит лепка, шнуровка, собирание конструктора, для малышей – перебирание больших и маленьких предметов, поиск в миске с крупой игрушки, рисование рукой и т.д.
Занятия по развитию речи детей, которые проводит логопед, обязательно должны подкрепляться домашними играми.
Игры для развития речи детей, которые помогут малышам и которые можно проводить дома, заключаются в следующем:
– имитация звуков, с обязательным указанием на источник, чтобы у ребенка закреплялась четкая ассоциация, чтение стихов со звукоподражаниями, игры, где требуется назвать источник звука;
– называйте все, что видит и слышит ребенок, описывайте свои действия;
– читайте стихи;
– каждый день добавляйте одно-два новых слова в словарь ребенка, повторяйте их изо дня в день, обыгрывайте ситуации, где эти слова употребляются, пока малыш их не запомнит;
– просите помочь вам подать, принести что-то, указывая, где лежит предмет;
– используйте в разговоре с ребенком слова, обозначающие последовательность действий «сначала», «подожди», «потом», «затем», «до», «после» и т.д.
Игры для развития речи детей, которые не говорят по причине молчаливости, стеснительности, инфантильности, включают все вышеперечисленное. Если малыш понимает все просьбы, выполняет команды, но вместо ответа показывает на предмет пальцем, то с развитием, скорее всего, все в порядке, просто ему нужен толчок. Этим толчком может стать смена обстановки (поездка на море, к родственникам, смена прогулочного маршрута). Также важно удостовериться, что ребенок слышит достаточно речевых моделей от родителей, родственников, других людей из ближайшего окружения. Помните, аудиозаписи и мультфильмы не заменят живого общения. Для развития речи малыша и формирования навыков связной речи необходим диалог.
Методика развития речи детей с тугоухостью или глухотой, включает достаточно большой комплекс упражнений, которые подбираются каждому малышу индивидуально.
Автор: Ирина Касторнова, логопед-дефектолог, наставник психолого-педагогического центра «Белые паруса» (г. Ставрополь)