Что делать, если у вашего малыша выявлены нарушения слуха? Какие симптомы говорят, что следует обратиться к специалисту? Как лечить? И как, если слух вернуть невозможно, должно происходить развитие детей с нарушения слуха?
Со всеми этими вопросами мы обратились к главному детскому сурдологу Ставропольского края, заведующей краевой детской сурдологической службой, врачу-сурдологу высшей квалификационной категории Алевтине Валерьевне Ларской.
– Алевтина Валерьевна, что влияет на формирование слуха у будущего ребенка?
– Закладка органов слуха происходит на первых 3-4 неделях развития плода, и поэтому очень важно уделять внимание профилактике нарушения слуха. Что входит в профилактику? Это правильный образ жизни не только во время беременности, но и до наступления беременности – отказ от вредных привычек, профилактика заболеваний, передающихся половым путем, соблюдение режима дня и т.д. Будущая мама обязательно должна наблюдаться у гинеколога и соблюдать все его рекомендации. Необоснованный прием медицинских препаратов, вирусные заболевания, угроза выкидыша, преждевременные роды могут вызвать развитие тугоухости у ребенка.
– С какого возраста можно диагностировать глухоту и тугоухость?
– Современная медицина шагнула далеко вперед, поэтому сейчас диагностировать нарушения слуха можно уже со 2-3 дня после рождения, поскольку ребенок рождается с нормальным слухом, а вот его осмысление, так называемый акустический слух, развивается поэтапно.
– Как родители могут самостоятельно проверить, слышит ли малыш?
– Развитие слуха у детей проходит определенные этапы. С рождения и до 3 месяцев ребенок реагирует на громкие звуки безусловными рефлексами, такими как вздрагивание, моргание, замирание, иногда наоборот плач, т.е. ребенок не понимает, что случилось, что это за звук, откуда он идет, он просто реагирует всем своим существом. К 3 месяцам ребенок уже понимает, какой звук по силе – громкий или тихий, различает голос матери, понимает интонацию – сердитый, ласковый и т.д., но реагирует также с помощью безусловных рефлексов, к которым добавляется улыбка, поворот глазных яблок, нахмуривание, даже смех. Более того, к 3-6 месяцам ребенок понимает, откуда идет звук по трем направлениям – лево, право, верх. К году локализация становится еще более четкая – верх, низ, право, лево, спереди, сзади, причем реагирует на подаваемый звук всем телом. К году он также уже хорошо различает голоса своих родных (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Также в это время его лепет достаточно активный. К полутора годам ребенок должен говорить от 15 до 30 лепетных слов (мама, папа, дай, ав, ляля и т.д.), причем эти слова у него соотносятся с предметом (это кто?). К двум годам ребенок должен говорить короткие фразы, состоящие из 2-3 слов.
Родители должны обращать внимание, какая идет у ребенка реакция на громкие звуки, на различную интенсивность звука, как реагирует на голос матери, отвлекается ли на звук, когда играет и не видит его источник. При общении с малышом родители все сопровождают жестами, поэтому может сложиться ложное впечатление, что ребенок слышит. Если возникают какие-либо сомнения, если у малыша наблюдаются какие-либо отклонения от вышеперечисленных норм, то нужно обязательно показать его сурдологу.
– Какие существуют типы нарушения слуха? Какая бывает тугоухость?
– Выделяется три типа нарушения слуха:
– сенсоневральное поражение слуха, когда идет поражение 1-ой клеточки слухового нерва (волосковая клетка), когда идут нарушения в проводящих путях слухового нерва;
– кондуктивное поражение слуха – обычно сопутствует тем или иным заболеваниям лор-органов, т.е. является осложнением запущенных заболеваний лор-органов: хронический аденоидит, синоиты, гипертрофия небных миндалин, хронические затяжные насморки, хронические отиты; может также развиваться и при аномалиях развития челюстно-лицевого скелета, таких как расщелины мягкого и твердого неба, аномалии развития наружного и среднего уха; может сопровождать некоторые заболевания, связанные с нарушением эндокринного и минерального обмена (хондродистрофия);
– смешенная тугоухость, которая сочетает первый и второй типы.
Тугоухость бывает:
-наследственная, т.е. если у родителей есть нарушения слуха, то у ребенка с большой вероятностью тоже они будут;
– врожденная – к ней приводят патологии во время беременности (токсикозы, применение антибиотиков, вирусные заболевания и т.д.) и родов (затяжные, преждевременные, асфиксия и т.д.);
– приобретенная – это все те заболевания лор-органов, о которых я говорила выше, более того сенсоневральная тугоухость тоже может быть приобретенной после перенесения таких заболеваний, как грипп, менингит, а также необоснованного применения ототоксических антибиотиков (гентомицин, стрептомицин, амикоцин и т.д.);
– посттравматическая.
– Какие существуют методы диагностики тугоухости?
– Для того, чтобы определить, насколько правильно идет развитие слуха у детей, существует аудиологический скрининг, который позволяет диагностировать возможные отклонения буквально с первых дней малыша. Проводится он в два этапа. Первый осмотр происходит в роддоме, второй в детской поликлинике на специализированном аудиологическом оборудовании. При подозрении на снижение слуха все дети отправляются в детский сурдологический кабинет. В таких кабинетах врачи обладают всеми возможными методами для диагностики слуха. Это, во-первых, объективные методы исследования, в которые входят компьютерная импедансометрия, компьютерная отоакустическая эмиссия, регистрация КСВП (коротколатентных слуховых вызванных потенциалов). Во-вторых, субьективные – педагогическое исследование, исследование шепотной и разговорной речи, проведение аудиограммы. Для уточнения диагноза мы обязательно привлекаем педагога (логопеда, сурдопедагога), невропатолога сурдологического кабинета, поскольку зачастую невропатологи общей практики не уделяют должного внимания микросимптоматике.
Родителям главное помнить, что ребенок с подозрением на нарушение слуха должен пройти комплексное обследование. Нельзя ограничиваться только аудиограммой.
В зависимости от установленного диагноза врач-сурдолог дает рекомендации, где и как ребенок должен лечиться, это может быть лечение у лор-врача, невропатолога, иногда и психиатра, а может быть ему будут нужны лишь занятия с педагогом. С выявлением сенсоневрального поражения слуха дети наблюдаются, лечатся и состоят на диспансерном учете у сурдолога.
– Что делать, если слух не вернуть? Как помочь малышу адаптироваться?
– При выявлении сенсоневрального поражения слуха, главное, правильно провести реабилитацию. Развитие детей с нарушением слуха должно включать:
– занятия с педагогом (сурдопелагогом, логопедом);
– слухопротезирование;
– обучение в специальном учебном учреждении для детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного типа.
При крайне тяжелых потерях слуха и неэффективности слуховых аппаратов делается кохлеарная имплантация (операция). Ее в нашей стране проводят в 4 учреждениях, два из которых нахолдятся в Москве (ФГУ НКЦО и ФГУ РНЦАиСл) и два в Санкт-Петербурге (ФГУ НИИУГНиР и 122 больница).
Чем раньше выявлены нарушения слуха, тем раньше можно начать реабилитацию ребенка. Практика показала: если реабилитация (слухопротезирование или проведение операции кохлеарная имплантация) начата в первые 2-3 года жизни малыша, то к 7-10 годам ребенок соответствует нормальному развитию и полностью адаптирован в обществе.
Автор: Елена Чуденцова