Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 7-8 (июль-август) 2004 г.

Речевые игры. Часть 1.

Идет коза рогатая…
Речевые игры и рекомендации по развитию речи малышей от рождения до года.
Для развития речи малыша огромное значение имеет первый год жизни. Именно в это время закладывается база, на которой в дальнейшем будет строиться полноценное речевое развитие. Давайте поговорим о том, каким образом можно развивать речь малыша уже в этот ранний период, с помощью каких игр и упражнений можно способствовать формированию и развитию красивой, грамотной речи.

С рождения до двух месяцев: уже в конце второй недели жизни малыш прекращает плакать, когда с ним разговаривают, проявляет интерес к речи окружающих. Поэтому очень важно постоянно разговаривать с ребенком – ласковая, спокойная речь мамы благотворно действует на малыша.
Ухаживая за ребенком, постоянно разговаривайте с ним, по возможности в течение всего дня, «оречевляйте» весь процесс ухода за малышом! Не «сюсюкайте», чтобы ребенку не пришлось в дальнейшем осваивать два языка – «детский» и нормальный. Отчетливо выговаривайте слова, очень полезно будет время от времени менять громкость и скорость речи, чтобы малыш научился напрягать слух, улавливать и различать звуки. Ребенок должен чаще видеть лицо говорящего, артикуляцию при произнесении различных звуков.
Примерно с полутора месяцев очень полезна для малыша будет игра «Где колокольчик?». Она развивает слуховое восприятие, умение определять направление звука, что очень важно для полноценного развития речи.
Ход игры: позвоните в колокольчик и дождитесь поворота головы малыша на звук. Измените расположение звоночка.

С 2-3 месяцев почаще играйте с ребенком в игры-переклички: они необходимы для развития эмоционального общения с малышом, побуждают к активному гулению, демонстрируют ребенку речевые образцы. Когда малыш выспался, покушал и активно гулит, подойдите таким образом, чтобы ребенок видел Вас и повторяйте звуки, похожие на те, что произносит малыш при гулении. Постарайтесь вовлечь его в «разговор» – слушайте, что ответит Вам малыш и сами отвечайте, обязательно с улыбкой. Проводите массаж пальчиков и ладошки как можно чаще – развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи (моторная зона движений руки и речевая зона в коре головного мозга расположены рядом, и развитие одной зоны стимулирует развитие другой). Также для развития движений ручек в этом возрасте можно проводить следующие упражнения:
1. Для этого упражнения понадобятся шарики (диаметром 2 – 2,5 см), твердые и мягкие, разные по весу и материалу (пластмассовый, деревянный, резиновый, самодельные матерчатые из разных тканей). Шарики, подвязанные на ленточке, опускайте в ладонь малыша сверху – и подтягивайте шарик за ленточку вверх, стимулируя схватывание.
2. Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (подбираются палочки круглые, ребристые, гладкие). Вложите палочку в ручки ребенка и потихоньку подтягивайте ее к себе, стимулируя схватывание. Давайте малышу вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани.
Все эти упражнения чрезвычайно полезны для развития осязания, стимулируют движения рук, а значит, воздействуют и на развитие речи малыша.
Почаще пойте колыбельные песенки – они успокаивают малыша, устанавливают тесный эмоциональный контакт между ним и мамой, позволяют малышу в состоянии дремы усваивать грамматические конструкции и мелодические интонации языка.
Байки-побайки,
Прискакали зайки.
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать.
Стали в дудки играть,
Стал мой Миша засыпать.

В возрасте от 4 до 6 месяцев как можно чаще используйте игры – подражания. Они необходимы для развития артикуляционных навыков, слухового внимания, эмоционального общения с малышом и поддерживают развитие лепета. Это совместные «разговоры», в которых Вы активно и отчетливо произносите повторяющиеся слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). Следите, чтобы ребенок видел Ваше лицо во время такого «разговора», общайтесь очень эмоционально, слушайте высказывания малыша, кивайте и давайте ему понять, что Вы его понимаете. Постарайтесь определить «любимый» звук ребенка, который он чаще всего повторяет и активно используйте его в «диалогах». Когда ребенок начнет повторять звук за Вами, постепенно вводите в «разговоры» и новые звуки (сначала гласные).
При уходе за ребенком не забывайте постоянно «оречевлять» все происходящее, называйте части тела малыша, предметы одежды, игрушки и т.д.
Говорите о себе в третьем лице, когда ухаживаете за малышом и общаетесь с ним: «Сейчас мама даст сок», «Мама оденет», чтобы ребенок связывал образ матери со словом «мама».
С пяти месяцев для развития мелкой моторики под ладони ребенка подкладывайте плоские подушечки из поролона (1-1,5 см толщиной). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани (фланель, шелк, клеенка и т.д.), на другую сторону чехла можно нашить плоские пуговицы различной формы. Возьмите ручку ребенка за запястье и проведите его ладонью по поверхности подушечки, стараясь вызвать ощупывающие движения. В 6 месяцев у ребенка возникают целенаправленные действия захватывания, все упражнения носят активный характер, т.е. выполняются самим ребенком. Малыш начинает выполнять действия вкладывания, выкладывания, перекладывания. Активизируйте эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек и т.д.
Для усвоения с детства мелодики и грамматики языка подойдут и стихотворные тексты, особенно многочисленные пестушки (приговаривают, когда малыш гулит или агукает) и прибаутки – их ласковый говорок очень нравится деткам.

Ах, поет, поет
Соловушка!
Ах, поет, поет
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженький!

Потянушеньки, потянушеньки,
Поперек толстунушеньки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

 

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи