Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 11 (ноябрь) 2004 г.

Давай с тобой играть! Часть 2.

Еще выдающийся русский психолог Л.С. Выготский отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя – мама» – говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых ползунков, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее всепоглощающее чувство материнской любви к своему «ребеночку». А значит, ролевая игра это еще и школа чувств, в которой исподволь формируется эмоциональный мир малыша.
Играя в самые, казалось бы, заурядные детские игры: семью, гости, доктора, школу ребенок приобретает и первые социальные навыки. Ведь нужно правильно обратиться к продавцу в магазине и шоферу в автобусе, а продавец и шофер, в свою очередь, должны уметь вежливо и компетентно поговорить с клиентом.
Игра позволяет малышу выступить по очереди в разных ролях: побыть и доктором, и больным; и учителем, и учеником; и ведущим, и ведомым. А значит, он учится видеть одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, начинает понимать, как могут выглядеть его собственные поступки в глазах других людей, просчитывать последствия своих поступков, сначала – в игре, а потом – и в жизни.
У некоторых детей бывает специальная кукла-недотепа, которая становится своеобразным воплощением всех мыслимых недостатков: и неряха она, и растеряша, и маме грубит, и кашу не ест, и после обеда не спит. Проигрывая с такой «Машей-растеряшей» возможные конфликтные ситуации, малыш, с одной стороны, выплескивает негативные эмоции, а с другой – пытается победить в себе то, что вызывает неодобрение старших. Ведь сплошь и рядом куклу-недотепу подвергают весьма серьезным наказаниям: и в углу она стоит, и без сладкого остается, а случается, что и по попе получает.
Если малыш пережил сильный стресс: стал свидетелем какой-то страшной сцены, оказался в разлуке с родителями, перенес тяжелую болезнь или операцию и т.д., он, скорее всего, многократно будет проигрывать эту ситуацию со своими куклами или зверушками. То есть, при определенных обстоятельствах ролевая игра становится еще и своеобразным психотерапевтическим приемом, причем дети в большинстве своем открывают его для себя самостоятельно, без всякой помощи со стороны взрослых.
Итак, важность ролевой игры для развития ребенка трудно переоценить. «Но как ее организовать? Подскажите, какие пособия использовать, по какой методике заниматься!» – спросят ответственные «продвинутые» родители.
Как уже говорилось выше, человеческое дитя от природы запрограммировано на игру, и никто лучше самого малыша не разовьет его творческие способности. Собственно, по большому счету и развивать-то ничего не надо: достаточно создать малышу условия для спонтанной творческой игры: не ограничивать его познавательную и двигательную активность, позаботиться о том, чтобы у него было достаточно обычных, ничего не развивающих игрушек: кукол и машинок, плюшевых зверей и солдатиков.
С другой стороны, не стоит и перебарщивать: нередко ребенок не играет просто потому, что не в состоянии даже обозреть все свои «сокровища» и просто теряется от их изобилия или перебирает многочисленные игрушки, не зная, на чем сосредоточиться. Со временем любые, даже самые интересные игры и игрушки приедаются малышу, и он перестает с ними играть. Поэтому стоит время от времени незаметно изымать из употребления часть имеющихся в наличии мишек и машинок, к которым малыш охладел. Когда через месяц-другой они неожиданно «найдутся», радости маленького хозяина не будет предела, и интерес ко вновь обретенным сокровищам вспыхнет с новой силой. 
 

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи