Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 11 (ноябрь) 2004 г.

Давай с тобой играть! Часть 1.

В свое время американский врач-нейропсихолог и педагог Глен Доман выдвинул лозунг: «Маленькие дети хотят не играть, а учиться. Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться от любознательных чад». Ему вторили и многие другие педагоги-новаторы. Так, в частности, Мария Монтессори утверждала, что ролевая игра никак не способствует развитию ребенка, и в ее великолепной, тщательно продуманной педагогической системе не остается ни места, ни времени для кукол, машинок и плюшевых мишекВдохновленные родители кинулись воплощать в жизнь Заветы Великих (действительно великих!)Учителей. И что же? Их дети и вправду начинали гораздо раньше сверстников писать и читать, играли на скрипке и выполняли в уме сложнейшие математические операции. Но… спустя некоторое время выяснилось, что, несмотря на всю свою эрудицию, они лишь ловко манипулировали числами, нотами, разнообразными фактами, но не могли их творчески применить. Более того, эти дети оказались неспособными и к нормальному человеческому общению. Почему же?
Да как раз потому, что родители с самого раннего детства лишили их возможности самостоятельно играть в ролевые игры. Ведь для того, чтобы стать выдающимся математиком, музыкантом, ученым требуется не только получить некий объем информации. Чтобы ребенок превратился из пассивного потребителя информации в активную созидающую Личность необходимо еще нечто, для чего требуется как раз то загадочное и иррациональное, то непостижимое, что зовется интуицией, та искра вдохновения, разжечь которую в человеке может лишь спонтанная творческая игра.
Очень часто в педагогической литературе можно встретить утверждение, что игра – это ведущий вид деятельности ребенка. Это не совсем верно. Правильнее было бы сказать, что вся жизнь малыша – это игра. Ребенок не мыслит себя вне игрового пространства, созданного его воображением.
Не побоюсь сказать, что именно в игре проявляется сущность Человека, а умение играть в ролевые игры – это то, что отличает его от животного. Как же так – спросите вы – ведь играют и детеныши животных, да и взрослые домашние кошки и собаки не прочь поиграть с хозяином? Да, это так, но животное, играя, всегда остается лишь самим собой и своей игрой не стремится ничего изменить ни в самом себе, ни в окружающем мире. И лишь человеческое дитя, еще непрочно держась на ножках, начинает примерять на себя чужие роли, преображать мир.
Игра – это свобода воли, творчества. Захочу – и обычная палочка превратится в доброго коня, меч-кладенец или самолет, надуются паруса над кораблем-кроватью, плывущим в дальние страны, в деревянных домиках настольной игры поселятся крошечные гномики-невидимки, появятся, словно по волшебству, дивные явства в пластмассовых тарелочках и чашечках кукольного сервиза…
 Но, чтобы это произошло, нужно продумать сценарий игры, представить себе, как должны выглядеть герои, в которых собираешься перевоплотиться, и предметы, которые создаешь волшебной силой своей фантазии. То есть, в игре мысль всегда предшествует поступку, делу – слово и образ. И хотя на самом деле ребенок, играя, ничего не производит, результат его творчества поистине бесценен: это становление и возрастание его «Я». 
 

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи