Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 2 (февраль) 2005 г.

Вместе весело шагать. Часть 1.

В семье растет ребенок с особенностями развития. Родители давно уже привыкли к этому и приспособились к своему не совсем обычному малышу. Но вот кроха подрастает. Встает вопрос, в какой детский сад его отдавать. Ведь давно известно, что детям с отклонениями в развитии посещать садик просто необходимо.

Однако пойдет ли малышу на пользу, если он окажется в специализированном детском саду, где будет видеть лишь себе подобных — детей имеющих такие же проблемы? А затем он пойдет в такую же школу?.. Не окажется ли ребенок в своего рода резервации, комфортной, приспособленной к его особенностям и потребностям, но практически не имеющей связи с реальной жизнью, миром здоровых людей? Впрочем, если отдать малютку в обычный районный садик — не будет ли хуже? Ведь там он не только не получит необходимой помощи, но и станет объектом насмешек, окажется аутсайдером… Как же быть? Какие есть возможности оказать малышу необходимую помощь, не лишая его общества здоровых сверстников? Рассказать об этом мы попросили заведующую лабораторией педагогической коррекции нарушенной слуховой функции Института коррекционной педагогики РАО Наталью Дмитриевну ШМАТКО.
—    Как возникла идея интеграции детей с особенностями развития?
—    Дети с отклонениями в развитии нуждаются в особых условиях, методиках, своеобразных обходных путях, которые помогут им усвоить программу. Еще в советское время в нашей стране сложилась прекрасная, признанная на тот момент одной из лучших в мире система специальных детских садов и школ для малышей с особенностями в развитии. Там работали великолепные специалисты-дефектологи, создавалась мягкая, комфортная атмосфера, дети действительно хорошо себя чувствовали в таких садах и школах, но, выходя, оказывались абсолютно не приспособленными к жизни в нормальном обществе, среди обыкновенных людей. И в итоге, окончив школу, они нередко отказывались идти в это общество, предпочитая себе подобных. Ситуация усугублялась еще и тем, что в некоторых субъектах федерации нередко оказывалось лишь два-три садика или школы соответствующего профиля. Ребенок автоматически оказывался в интернате, откуда попадал домой только на каникулы. А значит, его отрывали не только от общества, но и от семьи.
В то же время на Западе еще в 1970е годы стала популярна идея интеграции детей-инвалидов в общеобразовательные детские сады и школы. В начале 1990х, когда Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, такие идеи стали звучать и у нас. С одной стороны, это, конечно, было очень привлекательно, тем более что на Западе уже существовал немалый опыт.
С другой стороны, необходимо учитывать следующее. Специальное образование в 34 раза дороже массового. И понятно, что любой чиновник от образования с удовольствием интегрирует ребенка с особенностями развития в массовую школу, нисколько не заботясь о том, будет ли малыш получать там необходимую помощь. Нам было важно, чтобы интеграция не захлестнула ни специальное образование, ни массовую школу, а самое главное, наших детей, чтобы они не потеряли того, что имеют. И мы решили разработать несколько моделей интеграции: все дети, в зависимости от степени тяжести их дефекта, должны получать то, что им необходимо.
—    По какому принципу создаются специальные группы?
—    Чтобы ребенок смог по-настоящему адаптироваться среди здоровых детей, этим нужно начинать заниматься с раннего детства. Именно поэтому мы взялись за разработку интеграционных моделей для детского сада. Как правило, в большинстве городов (за исключением таких крупных центров как Москва и Петербург) для детей с особенностями развития открывается специальная группа при обычном детском садике. С этой, уже привычной формы мы и решили начать эксперимент.
Сначала специальной группе для детей с определенным дефектом (например, с нарушениями слуха или опорно-двигательного аппарата) подбирается группа«побратим», куда ходят здоровые ребятишки. Эти две группы вместе гуляют, играют в подвижные игры, наблюдают за погодой. Кроме того, устраиваются общие праздники, ставятся спектакли. Роли в таких постановках дублируются: в теремке у нас две мышки, две лягушки и т.д. Первым выступает здоровый ребенок, затем особый малыш. У нас единственное требование: чтобы были одинаковые костюмы. Не реже двух раз в месяц проводятся совместные занятия: дети вместе рисуют, делают гербарии, какие-то поделки. Такой тип интеграции подходит даже для самых тяжелых малышей, которые без учителя-дефектолога не способны общаться со здоровыми сверстниками и могут объединяться с ними лишь на очень короткое время.
Если в специальной группе появляются дети с более высоким уровнем развития, они могут принимать посильное участие в каких-то занятиях массовой группы. К примеру, не-слышащий ребенок может вместе со всеми рисовать, незрячий — петь и т.д.
Если малыш хорошо развивается, спустя некоторое время мы можем направить его в массовую группу уже на полный день. Но все равно учитель-дефектолог ежедневно берет его на коррекционные занятия.
Такая гибкая система оказалась очень эффективной. Мы можем подобрать каждому ребенку индивидуальную программу интеграции в зависимости от особенностей его развития. Кроме того, психолог и педагог-дефектолог помогают малышу адаптироваться в группе, а воспитателю — принять необычного ребенка, рассказывают о трудностях, с которыми он может столкнуться, оказывают методическую поддержку. Специалисты заранее знают, что будут проходить в массовой группе, и могут индивидуально позаниматься с малышом, чтобы он чувствовал себя более успешным.

 

Пожаловаться
Рубрика:  Поведение ребенка до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи