Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 2 (февраль) 2005 г.

Верю - не верю. Часть 2.

Тест: «Доверчивый котенок или осторожный лис?»
Отметьте галочками утверждения, которые, как вам кажется, относятся к вашему ребенку.
1.    Мой ребенок очень ласковый.
2.    Он обожает плюшевые игрушки.
3.    Ему нравится играть одному.
4.    Мой ребенок любит, когда к нам
    приходят гости.
5.    У моего крохи почти нет друзей в саду.
6.    Он всегда аккуратно складывает свою одежду и игрушки.
7.    Мой ребенок — фантазер.
8.    Малыш долго привыкал к детскому саду или вообще не ходил туда.
9.    Мой кроха не очень общительный.
10.    Он очень самостоятельный.
11.    Ему нравится подвижные
    шумные игры.
12.    Мой ребенок быстро привыкает
    к новым людям.
13.    Он никогда не жалуется.
14.    Ему с трудом даются точные науки.
15.    Он никогда открыто не проявляет
    свои эмоции.
16.    Малыш обожает рисовать.
17.    Он подолгу привыкает ко всему
    новому.
18.    Мой ребенок очень активный.
19.    Кроха спокойный и рассудительный
20.    Он редко доводит начатое дело
    до конца.

Если для вашего ребенка верны утверждения 1, 2, 4, 7, 11, 12, 14, 16, 18, 20.
Ваш малыш открыт и доверчив, возможно, он непоседа и нередко попадает в смешные и не очень смешные ситуации. Он умеет мечтать и, скорее всего, не лишен способностей. Важно развивать его творческие задатки (по этому поводу можно проконсультироваться с воспитателем или психологом). Хотя, конечно, некоторая осторожность вашему ребенку не повредит. Если вы придумаете интересную и забавную игру, в ходе которой он научится быть осторожнее, успех гарантирован. Ну, а если не хватает фантазии или времени, вот несколько вариантов.
•    Можно сводить малыша в зоопарк, но не просто так, а чтобы он понаблюдал, как звери играют, прячутся, охотятся. Подойдет и фильм о животных. Потом поиграйте с крохой, попробуйте поохотиться, как пантера, или порезвиться, как медведица с медвежатами. Затем проговорите (вернее, проиграйте), как ведет себя человек в опасной ситуации (дома, на улице и т.д.).
•    Придумайте вместе стихи или коротенькие рассказы на опасные темы. Например: «Если я встретил злую собаку; застрял в лифте; не выключил кран», «Незнакомец на улице: кто он?». Не слишком заботьтесь о совершенстве формы, главное, чтобы ребенок задумался, как он поведет себя в той или иной ситуации, какие возможны выходы.
•    Также можно сделать плакаты, где будут изображены опасные ситуации и возможные пути выхода из них.
•    Игра «Кто самый внимательный». В эту игру можно играть и дома, и во дворе, и в электричке. Предложите малышу в течение нескольких минут внимательно изучить свою комнату, вид из окна или иллюстрацию в книге (желательно, чтобы картина была четкой, яркой и сюжетной). После чего попросите отвернуться или закрыть глаза и ответить на ваши вопросы. Например: какое время года изображено на картине, сколько игрушек на полке, сколько птиц во дворе и т.д. Потом поменяйтесь ролями: пусть ребенок проверит, насколько внимательны вы.
•    Игра «Закончи сказку». Можно взять любую сказку или придумать новую. Важно начать рассказывать историю, а продолжение и конец вы придумаете вместе с ребенком. Если малыш придумает чересчур мрачное продолжение и несчастливый конец, предложите ему подумать, как еще можно дополнить сказку, чтобы у героя (героини) все сложилось удачно. Например, как можно было избежать опасной ситуации, кто способен помочь персонажу, кому надо было верить, а с кем быть осторожнее. Если у ребенка не получается придумать позитивное продолжение, помогите ему, создав нужное настроение. Но ни в коем случае не воспринимайте негативно попытки малыша (пусть и не очень удачные).
•    Сюжетноролевая игра «Найди выход». Чтобы ребенок знал, как вести себя в сложных ситуациях, и не растерялся, необходимо проиграть их с вариантами решения. Это могут быть ситуации на темы «Один на улице», «Дорога из школы домой», «Неудачный день». Вы предлагаете, а дети пытаются разыграть ситуацию и возможные последствия. Взять, например, «Неудачный день». Вы начинаете рассказ, а малыш наглядно изображает его. «Одна девочка проспала утром и опоздала на урок. Ей написали замечание в дневник. Накануне вечером она смотрела интересный фильм и не подготовилась к уроку, а ее вызвали к доске и поставили двойку. К тому же она поссорилась с подружкой, которая не дала ей списать, и пришлось девочке возвращаться из школы одной. Как назло пошел дождь, а зонтика у нее не было. Тогда девочка села на скамейку и заплакала. Тут к ней подошел незнакомец и ласково спросил, что случилось и почему она плачет». Как должна повести себя девочка? Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми на улице? Почему нельзя? Как себя с ними вести? Важно разобрать как можно больше вариантов потенциального поведения. Быть может, ребенок сам предложит верное решение или его подскажете малышу вы. Необходимо, чтобы кроха знал, как можно и нужно себя вести в той или иной ситуации. В любом случае это придаст ему уверенности и заставит задуматься, прежде чем доверять первому встречному.

Если для вашего ребенка верны утверждения 3, 5, 6, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 19.
Похоже, с вашим малышом не очень много хлопот. Он особо не шалит, может подолгу играть один, послушен, содержит в порядке свои игрушки и одежду. Возможно, он даже слишком самостоятелен для своего возраста. Это, конечно, замечательно. Ваш ребенок осторожен, не слишком общителен, наверняка знает, как вести себя с незнакомыми людьми, поэтому вряд ли поддастся на какую-то авантюру. Но у него могут возникнуть другие проблемы. Следите, чтобы ваш малыш учился играть, общаться, иначе его отношения со сверстниками будут складываться непросто. Вашему чаду не нужна большая компания, но двое-трое друзей не повредят. Может, у вас не всегда хватало времени на ребенка, или это наследственность, но ему надо учиться доверять людям. Не только маме и бабушке, но и друзьям, другим родственникам. Хотя, возможно, ваш кроха чувствует себя комфортно и так. Будьте рядом, будьте готовы его выслушать и помочь. Главное, чтобы малыш чувствовал вашу любовь и доверие, а если он не слишком щедр на эмоции, что ж, это его индивидуальная особенность. Не заставляйте его, пусть он редко улыбается, зато эта улыбка — от души.
Ниже мы приводим игры и занятия, которые помогут ребенку избавиться от излишней тревожности или страхов.
•    Рисунок «Мне не страшно». Предложите малышу нарисовать то, чего он боится больше всего (собаку, чудовище, машину, змей). А потом попросите на этом же рисунке чтото изменить, чтобы стало не страшно, а смешно. Смотри, чудовище обожает пить молоко из блюдца, как котенок. Машина, у которой лопнуло колесо, очень грустная, и ее жаль. А собака громко лает, потому что с ней никто не хочет играть. Пусть в неприятных, страшных вещах ребенок учится находить смешное.
•    Игра «Герой». Попросите малыша изобразить себя в виде героя любой сказки. После того как рисунок будет готов, расспросите кроху, что делает его герой, хороший он или плохой, сильный или слабый, почему? В зависимости от того, какой персонаж будет нарисован, придумайте, какие приключения его ждут, что с ним может случиться; с кем он будет дружить или бороться, кого спасать. Важно, чтобы ребенок нашел в своем герое как можно больше положительных черт и выработал у него активную жизненную позицию. Например, малыш рисует зайчика, потому что он маленький и слабый, а вы акцентируйте внимание на том, что он быстро бегает, умеет запутывать следы, дружит с другими зверятами, добрый, всем помогает.
•    Игра «Фантазеры». Поможет снять напряжение и развить воображение. Участники по очереди пытаются мимикой и жестами передать какое-то действие, настроение или предмет. А остальные угадывают. Задача — как можно интереснее, смешнее, ярче изобразить задуманное. Тот, кто угадывает, становится ведущим. Усложните задачу, пытаясь изобразить известные песенки, сказки или мультфильмы (можно стараться передать как сюжет, так и название).

Если для вашего ребенка верны утверждения из первой и второй групп.
Ваш малыш бывает как очень осторожным, так и слишком доверчивым. От чего это зависит, сказать сложно: может, от настроения или погоды, а может, от оценок в школе. Ребенок непредсказуем. Сегодня он разложил по полочкам игрушки и книжки, аккуратно заправил постель и самостоятельно выучил уроки, а на следующий день прогулял школу и подрался с одноклассником. Малыш может быть как открытым и доверчивым, так и замкнутым и молчаливым. Можно посоветовать только одно: не отмахиваться от вопросов и проблем малыша, когда он захочет ими поделиться. Помогать в сложных ситуациях, но не пытаться разрешить их за него. Пусть он будет уверен, что вам можно доверять в любом случае.
Будет просто замечательно, если вы вместе с ребенком сделаете необычный календарь, который позволит быть в курсе дел вашего малыша, любых изменений его настроения, поможет установить доверительные отношения с ребенком, а также узнать, что его беспокоит. Этот календарь подойдет как для 5-летнего карапуза, так и для 10-летнего школьника.
Вам понадобится: кусок плотного картона формата А4, 12 тетрадных листов в клетку (можно взять целиком тетрадь, только без обложки), простой и цветные карандаши, линейка и степлер. Каждый тетрадный лист надо разделить на квадраты, число которых соответствует количеству дней в месяце (например, январь — 31 квадрат). В верхнем левом углу каждого квадрата нужно написать дату. Прикрепить листы к картону так, чтобы было удобно переворачивать. Пусть ребенок раскрасит календарь по своему усмотрению и повесит на видное место: скажем, над письменным столом или на двери в комнате. А дальше, в зависимости от настроения, отмечает дни в календаре.
Если кроха еще не умеет рисовать, он может просто закрашивать дни тем или иным цветом. Только заранее договоритесь, какой цвет, что обозначает (например, желтый — радость, зеленый — нормальное состояние, красный — злость, черный — неудачный день). И, конечно, вы должны обсуждать, почему малыш раскрасил день тем или иным цветом. Что его напугало, обрадовало или рассердило? А вдруг вы сами были несправедливы к ребенку и он затаил обиду? Лучше сразу разобраться в сложившейся ситуации, ведь малышу может быть нужна ваша помощь, поддержка или просто дружеский совет.
Возможно, такой календарь поможет вам узнать, когда у вашего ребенка произошло что-то важное, когда он чувствовал себя одиноко или, наоборот, когда его душа пела.
Если ваш малыш не захочет делать «волшебный календарь», придумайте для него какую-нибудь другую игру, которая будет способствовать сближению и взаимопониманию.

Марина ПУШКИНА
 

Пожаловаться
Рубрика:  Поведение ребенка до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи