Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 7-8 (июль-август) 2004 г.

Беспредел твоих возможностей

Руководство по выживанию в период неопределенности.
Неопределенность как ступень к успеху.

– Слышала, компанию нашу продать решили…
-Когда?
-В пятницу было собрание совета директоров.
-Кому?
-Неизвестно. Только объявили о продаже.
-А что же с нами будет?..
 (из разговора двух коллег в обеденный перерыв)

Каждая из нас хотя бы раз в жизни попадала в ситуацию, когда все вокруг вдруг начинает терять свои ясные очертания, будто погружается в туман, и мы останавливаемся в нерешительности. Не совсем понятно, что происходит, как развернутся события, и где мы в их результате окажемся. И одно дело, если все это творится в личной жизни. Здесь мы при желании можем повлиять на ситуацию – определить, чего нам не хватает, и разобраться: прояснить отношения, предпринять определенные шаги. А вот если подобное случается на работе, то дело может принять совершенно иной оборот. Можно сказать, драматический с элементами трагизма.
От того, как идут дела на работе, во многом зависит наше положение, статус, успешность, а значит и собственные ощущения, отношение к себе. Да и условия жизни в буквальном смысле слова. И вот когда эта основа и база нашего благополучия вместо привычной тверди земной превращается в тонкий лед или того хуже в зыбкое смердящее болотце, внутри предательски что-то екает, а вихрь из мыслей и чувств вырывается на свободу. Начиная от беспокойства и тревоги заканчивая паникой и апатией, плавно переходящей в депрессию. «Мне уже тридцать семь и я семь лет не видела ничего, кроме этого офиса…», « Мне же еще два года кредит за квартиру выплачивать!», «Муж – бюджетник, а нам еще двоих детей на ноги ставить», – проносятся в голове различные вариации на тему… Минуточку! Не спешите с мрачными прогнозами!
Давайте оставим на время все эти переживания по поводу и попробуем взглянуть на ситуацию по-другому. Во-первых, стоит вспомнить, что работа – еще не вся жизнь, хотя и занимает большую ее часть. Как не избито звучит, но: «Работаем, чтобы жить, а не живем, чтобы работать!» Поэтому прекратите приравнивать рабочие ситуации (любой сложности) к вопросам жизни и смерти. Это только рабочие ситуации! Относитесь к ним, как к задачкам в Школе Жизни. Вполне решаемым, если успокоиться и подумать.

Итак, думаем.
Чем так плоха ситуация неопределенности? Именно тем, что все непонятно, ориентиры размыты, куда и каким способом двигаться неясно – приходится замереть на время, и не всегда в самом удобном для себя положении. И порой на довольно продолжительное время, ведь вопрос со сменой руководства или с ликвидацией последствий налета саранчи на поля вашего основного поставщика может решаться как в течение пары дней, так и в течение пары месяцев, а может быть и лет. А пока, что называется, ждите и «как только, так сразу…» И вот мы начинаем ждать, волноваться или раздражаться, фантазировать…
Лучше успокойтесь и попробуйте определиться – с собой, своими желаниями и возможностями. Используйте этот период как остановку, время для размышлений, возможную поворотную точку к лучшему в своей жизни. Ведь что такое неопределенность? Прочтите это слово. Читаете неопределЁнность? Неправильно! Это слово требует иного прочтения – неопредЕленность. Чувствуете разницу?! Это значит нет пределов, ограничения отсутствуют! Соответственно, именно сейчас возможности ваши беспредельны, безграничны! Только надо уметь их увидеть и использовать. Но обо всем по порядку.
Итак, пункт первый. Проясняем внешние обстоятельства.
Пункт второй. Проясняем внутренние обстоятельства. Определяем себя – свою цену, свой тип. Укрепляем уверенность в себе.
Пункт третий. Действуем с учетом пунктов один и два.

Пункт первый.
Основное, чем так удручает неопределенность – это недостаток информации. Слишком много неясного, неопределенного. А значит, начинайте определять сами, восполните пробелы и прорисуйте свой вариант определенности.
Для начала поймите, чем вызвана ситуация: исключительно внутренними изменениями в компании или же Ветер Перемен ворвался в форточку вашего офиса извне, нарушив привычный ход вещей (например, в случае дефолта, смены власти или наводнения).
Если все ограничено стенами вашего офиса, то ситуация не может таить в себе много неизвестных. И в ваших силах сократить их число до минимума. Ведь большинство действующих лиц вам знакомы, особенности взаимоотношений в коллективе тоже, а значит можно делать предположения и проверять их, действуя. Поговорите с сотрудниками, под предлогом оказания помощи подруге, наведайтесь в отдел кадров, поинтересуйтесь, чем они сейчас заняты (возможно, готовят новую аттестацию, активно проводят собеседования или же наоборот изучают возможности безболезненного увольнения отдельных сотрудников). Припомните и проанализируйте решения и поведение начальства в последнее время.
Если же все попытки сбора информации не принесли желаемой ясности, не отчаивайтесь и подключите фантазию. Только исключительно с пользой для себя, а значит, не забывайте про чувство юмора. Например, в случае затянувшейся продажи вашей компании. Представьте самый худший вариант развития ситуации (вашу компанию купил вождь племени Румба – Хотумба и весь коллектив будет отправлен на год в Африку на постройку его нового дворца). Чем для вас обернется такая перспектива? В каком положении вы, скорее всего, окажетесь в Африке (поедете и откроете в себе талантливого архитектора, в одиночестве будете горбатиться на заливке фундамента, станете главным переговорщиком с местными жителями или просто наконец-то увидите реально жаркие страны)? А теперь рассмотрите лучший вариант (вы стали любимой женой вождя и владелицей компании). Будете наслаждаться богатством или всерьез возьметесь за управление? Что предпримете, с кем станете работать, а кого отправите в отставку? Может быть, уже сейчас видите, что нового следует предпринять для блага компании?
Рассматривайте все варианты, чтобы почувствовать всю неоднозначность случившейся неопределенности. Помните, что все может развернуться и в наилучшую для вас сторону именно благодаря этим обстоятельствам.
А вот в ситуации перемен, пришедших извне, прояснить что-либо значительно сложнее. По причине глобальных и мало контролируемых с вашей стороны, как впрочем, и со стороны ваших коллег факторов. Продолжительность и степень влияния этих событий на компанию никак не зависит от вашего примерного поведения.
Можно постараться быть в курсе – читать прессу, консультироваться со специалистами, делать прогнозы. Но, безусловно, в этом случае практически ничего нельзя взять под личный контроль, найти для себя опору. А значит надо найти эту опору в себе. Укрепить собственную уверенность. Хотя это полезно в любой ситуации. Переходим к следующему пункту.
Пункт второй.
Независимо от ситуации всегда лучше «держать руку на пульсе». И для того, чтобы самой находиться в позиции выбора собственной Судьбы, а не в ожидании, когда ее решат за тебя и на свое усмотрение, можно использовать доступное и действенное средство. Собственное резюме. Уже само его составление оказывает благоприятное и успокаивающее действие – вы пишете о себе коротко и ясно, лучшие свои качества, вспоминаете все свои навыки и таланты. Оцените себя, подумайте, где вы можете быть востребованы в своем нынешнем качестве. Вспомните, чем вам действительно нравиться заниматься, какой вы представляете свою идеальную работу. Помечтайте. Почитайте объявления о работе в газетах, сходите на сайты, поспрашивайте знакомых. Сходите на пару собеседований.
Вы не предаете свою компанию, возможно, этот опыт даст вам понимание, что при любом развитии ситуации вы работаете на лучшем для себя месте. А может наоборот, вы поймете, что востребованы и можете изменить свою жизнь к лучшему прямо сейчас, сделать СВОЙ выбор. В любом случае, это полезно. Вы почувствуете уверенность в себе, увидите расширившийся горизонт своих возможностей, а также то, сколько вы можете зарабатывать, что тоже немаловажно. Быть может, пока вы трудились, не покладая рук, ситуация на рынке труда изменилась и специалисты вашего профиля уже давно получают в полтора раза больше?!
Не замыкайтесь в себе, ходите в кино, на тематические выставки, в спортзал. Вспомните о тех, кому давно не звонили, организуйте встречу сокурсников – возможно, беседуя за чашкой кофе, вы узнаете, что именно вас уже давно ждут в солидной компании.
Это стоит сделать, независимо от того, к какому типу вы принадлежите. Собрав информацию и определившись со своим внутренним состоянием и желаниями, можете начать действовать на своем рабочем месте. А вот то, какие действия вам можно предпринять, используя ситуацию неопределенности, зависит от типа, к которому вы принадлежите: исполнитель или лидер.
Пункт третий.
Итак, если вы – исполнитель.
Вы четко выполняете поставленные перед вами задачи. Комфортно чувствуете себя, исполняя поручения, и теряетесь, если решения приходится принимать самостоятельно. Вы ответственны за то, чтобы сделать так, как вам сказали, большей ответственности вы не желаете. Так спокойнее.
Ситуация неопределенности может показаться вам концом света, особенно если это касается смены вашего непосредственного руководителя или слияния отделов. Проще выжить в паре. Если этого еще не случилось, попробуйте составить тандем с коллегой, проявляющей качества лидера. Есть люди решительные и умеющие видеть более широкую перспективу, а также грамотно докладывать руководству о проделанной (не всегда ими самими) работе. А есть люди, умеющие последовательно делать эту работу. И в определенных ситуациях им просто необходим рядом такой «моторчик». Приглядитесь к коллеге, узнайте ее видение ситуации, прогнозы, постарайтесь понять условия и требования. Подготовьтесь, проанализируйте, что вы можете делать и окажитесь полезной, предложите объединиться. Возможно, вместе, дополняя, и поддерживая друг друга, вы проявите чудеса эффективности.
Если вы – лидер.
Вы решительны и амбициозны. Вы готовы много и упорно работать, но вы желаете продвигаться вверх по служебной лестнице. Вам интересно решать сложные задачи, вы можете самостоятельно принимать решения. А главное, вы любите это делать и готовы брать на себя ответственность. Ответственность за себя, за проект, за коллег, за компанию. Ситуация неопределенности может стать вашим звездным часом. При известной смелости и находчивости. В такие периоды большинство ваших коллег пребывают в замешательстве, в ожидании. А значит, допускают изменения, но сами находятся в позиции наблюдателей или жертв (кому что ближе). Попробуйте присоединиться к тем, кто совершает эти изменения.
Алла (29 лет) пять лет работала в компании в отделе рекламы. Со сменой руководства компании расходы на рекламу решили сократить и объединить отдел рекламы с отделом общественных связей, сократив число сотрудников. Поскольку руководитель был новый, личные симпатии и предпочтения с его стороны исключались. Кто возглавит объединенный отдел, было неясно. Его структура, в общем, была понятна, но конкретно, сколько сотрудников предполагалось оставить, и как будут распределены их обязанности, тоже было непонятно. Сотрудники обоих отделов испытывали разные, большей частью негативные чувства и спешно припоминали все свои заслуги в надежде на то, что их оставят в объединенном отделе. Алла решила сосредоточиться не на сборе доказательств в пользу своих былых заслуг, а на будущем. За пять лет работы в компании она хорошо узнала все тонкости рынка. У нее периодически возникали оригинальные на ее взгляд идеи продвижения их продукции. Она знала своих коллег, их сильные и слабые стороны, ведь и раньше многие акции разрабатывались отделами совместно. Алла решилась и изложила на бумаге свое видение рекламной стратегии компании, плюсы и минусы ее нынешнего положения на рынке и то, в каком составе, по ее мнению, можно успешно реализовать эту стратегию. Некоторые детали проекта она обсудила с коллегами, заручилась поддержкой отдельных лиц (понятно, что не все были рады ее инициативе). Свой проект она предложила рассмотреть руководителю компании. Следует отметить, что она не забыла четко прописать и свое положение и обязанности, которые может эффективно выполнять. Проект был рассмотрен и принят во внимание. Хотя в дальнейшем отдел был сформирован несколько иначе, но Алла была назначена заместителем начальника отдела и смогла реализовать многое из задуманного. В этом случае инициатива была отмечена и вознаграждена. Таким образом, Алла заставила ситуацию неопределенности работать на себя.
Итак, не бойтесь решительных шагов. Будьте смелой и даже дерзкой!
Если же нет желания ничего форсировать, то просто остановитесь пока на первых двух из предложенных пунктов. Еще раз оглянуться вокруг на то, где и с кем ты работаешь, а также вспомнить о своих желаниях и мечтах всегда полезно.
А, проделав всю эту работу, почувствуйте удовлетворение собой и обстоятельствами и теперь уже доверьтесь Судьбе. Не ждите «Ну когда же?!!», а просто живите. Вы уже знаете, чего хотите, у вас есть на этот счет свои прогнозы, знаете себе цену и верите в себя, в свои силы. А значит и эта ситуация, как бы она ни развернулась и любые другие изменения – это лишь перемены, позитивное обновление жизни вообще и вас, в частности. Верьте в себя, помните, что вы – победительница и живите с этим ощущением. Тогда любая ситуация, даже самая сложная и запутанная станет вашей очередной Победой!

Людмила Цацкина, психолог

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи