Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 9 (сентябрь) 2004 г.

«Укрощение маленького строптивца»

Воспитание – дело сложное, требующее полной отдачи сил и души. Почему же этот кроха, ради которого родители нередко жертвуют своим покоем, здоровьем, а иногда и личной жизнью, бывает просто невыносим. Он не хочет понимать, что мама может устать, папа занят, а пытается нарочно все делать назло: грубит, капризничает, порою без видимых причин. Как же вести себя с «маленьким строптивцем», стоит ли пресекать все капризы, не вдаваясь в подробности или искать компромисс, в сложных ситуациях?

Природа детских капризов.
Капризы, только на первый взгляд одинаковы. На самом деле, их можно разделить на несколько видов. И уже разобравшись с причинами капризов, предпринимать дальнейшие действия. Рассмотрим наиболее частые причины такого поведения ребенка.
Во-первых, это может быть связано с возрастом. Причем, надо делать скидку на индивидуальное развитие малыша. Так, например, кризис 3-х лет у одного ребенка может начаться в два года, а у другого ближе к четырем.
Во-вторых, индивидуальные особенности характера малыша. Здесь имеют значение черты характерные для конкретного ребенка, которые могут либо поощряться, либо, наоборот подавляться родителями, в зависимости от воспитания.
В-третьих, это влияние воспитания, семейного климата. Нередко, в капризах ребенка виноваты именно родители, бабушки и дедушки, а не наследственность или возрастные изменения.
И, в-четвертых, капризы, связанные со здоровьем малыша. Возможно, ваш ребенок, настаивает на своем не с целью досадить Вам, а потому, что нездоров.
Но, конечно, надо иметь в виду, что каждый ребенок уникален и его поведение может не подходить ни к одному из перечисленных видов. Но Вы – мама, и думаю, сможете разобраться, почему ваш малыш капризничает, и найти способ решения проблем. В любом случае, надеемся, что наши советы помогут Вам лучше понять своего ребенка.
«Упрямое детство»

Примерно в возрасте 3 лет ребенок иногда становится совершенно неузнаваемым – на простые просьбы он может отозваться целым представлением, по ходу которого он будет то убегать от вас, то отказываться есть, то пытаться потеряться на улице и т.п. И если вне дома он все-таки чаще ведет себя как обычно, опасаясь чужих людей и незнакомой обстановки, то уж на своей-то территории позволяет себе все. На гневный крик «Нельзя! Разве ты не понимаешь?» – может включить стиральную машину, пустить воду из крана, открыть дверь на балкон, которую принято держать закрытой. Кажется, он все делает для того, чтобы вывести Вас из себя, подразнить, дать понять, что не считается с Вами. При этом сам он веселиться, проверяя взрослых на чувство юмора и терпение. Что это такое и как, соответственно, с этим бороться – наказывать, лечить или оставлять без внимания?
Примерно в 3 года ребенок переживает один из серьезных кризисов развития. Он охватывает все сферы психологического бытия – общение, деятельность, практические навыки. А связан он с новой фазой формирования сознания и самосознания. Именно в это время он впервые начинает выделять себя из окружающей обстановки, говорить о себе «Я», а не называть по имени и в третьем лице, как это было до сих пор. На предложения помочь ему он часто говорит «Я сам!». Ребенок начинает понимать, что-то, что он делает, не просто «происходит», а что это – результат его активности, его воли. Кризис 3 лет имеет большое психологическое значение для развития личности человека.
Взрослея, ребенок все дальше отходит от мира природы – инстинктов и рефлексов, которые представляют собой заданные программы поведения. В три года он впервые начинает связывать намерение и результат, действие и его последствия. Он впервые ощущает свою способность что-то принять, а что-то отвергнуть, сказать «нет». Для того чтобы придти к умеренности, понять необходимость послушания, он должен насладиться возможностью говорить «нет».
Если его ограничить в этой возможности, проблема волевого поведения, как и все нерешенные проблемы, может тянуться за ним до взрослого возраста, приводя к инфантильным всплескам необоснованной агрессивности с родителями, супругом (ой), собственными детьми. Поэтому важно понять, что «провокации» 3-летнего ребенка – это не злостное асоциальное поведение, это естественное проявление нормального развития ребенка. Другое дело – как обходиться в быту с этими проявлениями, которые подчас бывают изнурительными для всех окружающих?
• Не настаивать жестко на том, чтобы требование родителей всегда соблюдалось. Если случай позволяет, можно и пропустить эпизод непослушания.
• Переводить по возможности острую ситуацию в игровую.
• Попробовать вести себя с ребенком парадоксально, побуждать его к тому или иному действию «от противного». Если вы хотите, чтобы он поел, скажите ему, поставив перед ним тарелку с супом: «Только не ешь ни в коем случае!».
• Но не принимайте этого совета за абсолютное руководство к действию. Как правило, девочки поддаются на такие уловки легче, чем мальчики. Обидчивые, впечатлительные дети могут реагировать чрезмерно эмоционально, доходя до слез – в этом случае тоже взрослым лучше не увлекаться педагогическим экспериментированием.
• Есть несколько областей, где важно однозначно настоять на своем, даже при необходимости применить наказание – это все, что связано с безопасностью ребенка (острые предметы, лифт, высокая кровать, эскалатор и пр.).
• И, наконец, не поддавайтесь на «провокации» ребенка сами, даже если чувствуете, что он пытается поссорить взрослых между собой. Пусть вы применяете разные воспитательные стили, самое неприятное осложнение детских проступков – это конфликты взрослых.
Кризис 3 лет – это, конечно, проверка родителей на выносливость, зрелость. Но он быстро проходит, и будем утешать себя тем, что легче перенести невинные провокации 3-летнего, чем многие другие испытания, которые преподносят друг другу сами взрослые.
«Ваш малыш: непоседа, молчун или артист?»
Проблемы связанные с капризами и непослушанием ребенка, надо решать учитывая особенности его темперамента. То, что подходит для робкого, неуверенного малыша, наверняка не будет иметь успеха у маленького забияки и озорника. Для того, чтобы определиться как поступать в той или иной ситуации, посмотрите черты какого типа присущи вашему ребенку.
«Непоседы»
Такой ребенок с раннего возраста отличается, склонностью к озорству, выдумкам, шумным играм. У него почти всегда хорошее настроение, отличный аппетит, крепкий сон. Малыш общителен, легко идет на контакт как со взрослыми, так и с детьми. Он самостоятелен, энергичен, но очень неусидчив, легко отвлекается. Постоянно перескакивает с одного дело на другое. Редко доводит начатое дело до конца.
Родителям ребенка – «непоседы» следует учесть, что он не переносит ситуаций одиночества, ограничения двигательной активности. Конечно, чрезмерная подвижность и шумливость малыша создают взрослым проблемы. Чтобы этого избежать, постарайтесь сами создать условия, в которых ребенок может реализовать свою жажду деятельности в приемлемой форме. Например, поиграйте с ним в мяч, в догонялки, позанимайтесь физкультурой. Выплеснув энергию, ребенок станет более спокойным. Вы сможете отдохнуть, предложив ему развивающие игры (кубики, пирамидки, мозаику, конструктор, пазлы и т.д.). При воспитании такого ребенка избегайте мелочного контроля, так как это обязательно вызовет у него раздражение, гнев. Предоставьте ему возможность проявить самостоятельность. Если малыш плохо себя ведет, то угроза наказания может дать эффект, обратный ожидаемому. Лучше противопоставьте возбуждению ребенка свое спокойствие и невозмутимость. Физические наказания недопустимы! А за послушание обязательно похвалите. Такому малышу всегда не хватает усидчивости и терпения. Старайтесь заинтересовать его заданием. Подчеркивайте важность любого дела, которым увлекся Ваш ребенок, ни в коем случае не прерывайте его. Направляйте деятельность малыша с помощью словесных инструкций. Как правило, с такими детьми обо всем можно договориться.
«Впечатлительные» дети
Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения. Повод для этого может быть совершенно незначительным. Еще минуту назад Ваш малыш был ласковым, улыбался и вдруг стал раздражительным, расплакался. Что могло его огорчить? Возможно, вы не так посмотрели на него, не ответили на улыбку или сделали замечание. От эмоционального состояния зависят сон, аппетит, самочувствие ребенка. Такой малыш часто реагирует на настроение окружающих. В семье гармония и любовь – малыш весел и спокоен, мама с папой поссорились – ребенок капризничает.
При воспитании такого ребенка нужно доброжелательное отношение и постоянная поддержка. Он очень тяжело переносит отвержение и равнодушие со стороны близких. Ни в коем случае не ставьте чувствительного ребенка в условия соревнования («Посмотрим, кто лучше сделает, ты или Маша?!») и не сравнивайте с другими детьми. Не угрожайте своему малышу наказанием за непослушание, не ругайте за неудачи. Вместо этого похвалите, если он выполнил требование, справился с заданием. В целом, дети с данным типом характера очень отзывчивые, чуткие, искренние. А плохое настроение у них быстро проходит при одобрении и утешении.
«Сверхаккуратные» дети
Ребенок, относящийся к этому типу, отличается стремлением к порядку и чистоте. Для него характерна недетская бережливость игрушек и одежды. Малыш очень добросовестный, обязательный и требует этого от других. Он крайне болезненно переносит изменения режима дня и правил поведения. Агрессивно реагирует на попытки завладеть его собственностью. Надолго остается плохое настроение, малыш может часами плакать, не поддаваясь на уговоры и утешения. В семье сверхаккуратный ребенок претендует на роль «властелина», которому все должны подчиняться, поэтому советов он не принимает, уступать в чем-либо отказывается. Родители должны постараться устранить факторы, провоцирующие закрепление слабых сторон характера малыша. Установите строгий распорядок дня, и не нарушайте его. Если что-то запретили, не разрешайте этого ни при каких обстоятельствах. Малыш должен четко знать что можно, а что нельзя делать и каковы будут последствия его поступков. Тогда очередной Ваш запрет не будет для него трагедией. Давайте обещания только в том случае, если уверены в их выполнении. и слез. Поощряйте исполнительность, аккуратность, бережливость. Закрепление этих положительных черт обеспечит ребенку хорошую успеваемость в школе. Но не стоит на них акцентировать внимание слишком сильно. Таким детям не хватает эмоциональности, фантазии, поэтому старайтесь, чтобы в его жизни помимо выглаженных брючек и ровных стопочек книг было место и другим положительным эмоциям. Больше общайтесь с ним, гуляйте, помогайте открывать мир.
«Артистичные» дети
Таким детям свойственно желание быть в центре всеобщего внимания любой ценой. При этом малыш не стесняется многочисленных зрителей, с готовностью поет, танцует, читает стихи. С удовольствием принимает восторг и восхищение взрослых. Однако если не удастся привлечь внимание публики демонстрацией своих талантов, ребенок добивается этого другими способами: начинает кричать, капризничать, устраивает истерики. Сердится и плачет, если в его присутствии хвалят другого. Нередко дети с таким типом характера фантазируют, сочиняют истории с целью «приукрасить» себя. Как правило, хорошо учатся в школе. Быть лучшим – возможность выделиться, но в стремлении привлечь к себе внимание окружающих такие дети демонстрируют равнодушие к людям, эгоизм, чрезмерное самолюбие. Отрицательные черты характера во многом являются следствием недостаточной твердости и последовательности родителей. Как правило, такой ребенок воспитывается в обстановке всеобщего обожания, взрослые удовлетворяют любые его прихоти.
Если это описание подходит Вашему ребенку, старайтесь, не задевая самолюбия, обращать его внимание на чувства и интересы других, не поощряйте ябедничество, будьте последовательны в требованиях. Ваш малыш обожает быть в центре внимания, поэтому старайтесь уделять ему больше времени. Дети с такими чертами характера нередко талантливы, значит потребность ребенка во всеобщем восхищении вполне может быть удовлетворена в каком-нибудь детском кружке. Если Ваш сын или дочка в ответ на запрет устраивают истерику, не сдавайте своих позиций. Лучше постараться отвлечь ребенка: дайте яркую игрушку, обратите его внимание на происходящее за окном. Можно сделать что-то неожиданное для малыша (например, подбросить его в воздух). Возможно, лучше оставить его одного и дать ему время успокоиться. Когда истерика закончится, обязательно спокойно объясните, почему не можете выполнить его требование. Если же Вы уступите, ребенок поймет, что истерика – хорошее средство, чтобы добиться желаемого, и будет использовать его в дальнейшем.
«Слабовольные» дети
Малыш очень непоседливый, непослушный, легко отвлекается. Поведение зависит от сиюминутных желаний. Ребенок не умеет прилагать усилий для достижения цели, при столкновении с препятствием сразу бросает дело, которым занимался. Внешне ребенок может быть очень послушным, соглашается выполнять требование, но быстро забывает об этом. Боится наказаний и легко подчиняется воле другого человека. Такое поведение является следствием того, что родители не учили малыша самостоятельности, настойчивости. Скорее всего, мама и папа не требовали от своего ребенка организованности, соблюдения правил, выполняли за него обязанности (убирали игрушки, кормили из ложечки, одевали и т.д.).
С самого раннего детства учите малыша контролировать свое поведение. Давайте четкие речевые инструкции, старайтесь коротко и ясно формулировать свои требования к ребенку. Добивайтесь того, чтобы Ваш малыш самостоятельно ел, одевался, поручите ему посильные обязанности по дому: пусть прибирает игрушки, вытирает пыль, помогает стирать. Поддерживайте попытки ребенка преодолеть трудности, создавайте для этого дополнительные возможности («полоса препятствий» на детской площадке). Если ребенок старается довести до конца какое-то дело, пусть важное только для него, не прерывайте. Будущее такого ребенка зависит от окружения, от его друзей. При воспитании Ваш малыш нуждается в тактичном, но постоянном контроле.
Еще раз следует подчеркнуть, что выделенные особенности носят условные названия, и если малышу свойственны какие-то из описанных черт, это вовсе не значит, что с таким характером малыш пойдет по жизни. Ведь дети очень сильно поддаются влиянию (как позитивному, так и негативному), взрослым нужно учитывать в воспитании те или иные особенности ребенка, чтобы помочь ему развить полезные, «сильные» черты характера и преодолеть «слабые».
«Что посеем, то и пожнем или яблочко от яблоньки…»
Капризы ребенка не всегда связаны с возрастом или характером, чаще всего родители сами провоцируют детей на подобное поведение неправильным воспитанием.
Первая причина капризов – это несогласованное воспитание. Например, мама говорит «нельзя», а бабушка, наоборот, при малыше начинает отчитывать мать и защищать внука. Толку от такого воспитания чуть. Ребенок быстро поймет, что бабушка всегда спрячет его от «плохой» мамы. К сожалению, бабушек бывает очень сложно убедить, что, балуя внука (внучку), они оказывают ему медвежью услугу.
Другой причиной возникновения капризов, истерик, может быть как чрезмерное внимание к ребенку, так и его недостаток. В первом случае, гиперопека со стороны родителей ведет к тому, что все желания ребенка исполняются. Ребенок просто не знает слова «нет». В семье, где ребенка слишком опекают, легко прощая малышу любые выходки, вырастают эгоистичные люди, уверенные, что все должно быть только так как хочется им, не считаясь с другими. Что в будущем влечет серьезные проблемы в отношениях с людьми, как в семье, так и в коллективе.
Что, касается недостатка внимания, то каприз – это всего лишь способ привлечь внимание взрослого. В некоторых семьях, недостаток тепла и заботы, родители пытаются заменить дорогими игрушками, модной одеждой и красивыми книжками. К сожалению, в дети таких семьях так же несчастны, как и в семьях, где внимания было слишком много.
Таким образом, для нормального развития ребенка, необходимы тепло и забота, но не стоит забывать, что ребенок – маленькая личность и с ней надо считаться и уважать ее. Детская воля так хрупка, что за ней надо ухаживать, как за растением, но не заливая и не давая засохнуть.
Если в столкновениях с взрослыми всегда побеждает ребёнок, он начинает переоценивать себя и свои возможности. Он твёрдо усваивает, что своими настойчивыми требованиями, капризами, криками, плачем, он может добиться всего на свете. Малыш привыкает обращать внимание только на свои желания, которых с каждым разом становится всё больше и больше. В результате растёт эгоист, который не умеет согласовывать свои действия с реальными возможностями. Такой ребёнок обязательно потерпит крах и довольно скоро – в детском саду, и уж, наверняка, в школе. Кроме того, одержав верх над родителями, малыш автоматически устраняет их из процесса воспитания. Они для него становятся неавторитетными. При таком развитии отношений все свои дальнейшие неудачи ребёнок будет отыгрывать в семье, подобно тирану.
С другой стороны, если сильная воля родителей во всём подавляет развивающуюся волю малыша, он может превратиться в замкнутого, неуверенного, несамостоятельного человека, который столкнется с серьезными проблемами во взрослой жизни. Причём внешне такой ребёнок может выглядеть вполне привлекательно – послушный, аккуратный, вежливый, серьёзный – в общем «хороший» во всех отношениях. Окружающим взрослым он будет нравиться, потому что с ним нет никаких проблем. Вот только хорошо ли это для самого ребёнка? Таким детям очень трудно самоутвердиться в жизни, они склонны к тревожности и пассивности. Они нуждаются в постоянном руководстве со стороны более сильного, и если в детском возрасте в этих качествах как будто не видно ничего плохого, то во взрослой жизни им будет очень трудно, так как они всё время будут зависимы от других людей или обстоятельств.
Мы описали две крайние позиции, а истина, как водится, где-то посередине. Это значит, что все разумные требования ребёнка, его попытки к самостоятельности должны быть удовлетворены, а демонстративное своеволие однозначно пресечено. Больше всего дети в кризисный период упрямства нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.
Не стесняйтесь хвалить ребёнка за его правильное поведение. Если в ответ на неудачу малыша вы постараетесь объяснить ему ошибку и причину дурного настроения, это будет самой правильной реакцией. Чтобы окончательно снять состояние стресса у ребёнка, предложите ему сделать что-то интересное вместе, так, вы поможете ему переключиться и вновь обрести самоуважение и душевное равновесие.
Нужно показать малышу разрешённые способы отработки негативных эмоций. Такие эмоции как обида и злость прекрасно отыгрываются в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в «кричалки» или «сопелки» по примеру Винни-Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Играя со своим ребёнком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но сможете ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймёт, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать.
Специалисты установили, что если родители поощряют желание ребёнка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно. При этом, конечно, нужно помнить, что организация безопасного пространства для ребёнка целиком лежит на родителях.
Говоря о необходимости терпения и поддержки со стороны родителей, взрослому нужно понимать, что терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного поощрения любых детских проявлений. Для ребёнка важно иметь разумный набор ограничений и слово «нельзя» должно входить в круг известных ему понятий. Ребёнок должен чётко знать, что можно и что нельзя. Разумные запреты не сковывают инициативу ребёнка. Они помогают ему взрослеть. Вот несколько правил пользования этим словом:
1. Запретов должно быть немного, чтобы у ребёнка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля.
2. Запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи. Мама и папа должны выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребёнка.
3. Запреты нужно высказывать доброжелательно, но твёрдо, не позволяя ребёнку использовать шантаж для достижения своих целей. Лучше всего это сделать, переключив внимание ребёнка на что-нибудь другое.

 Конечно, приходится включать свою фантазию, чтобы каждый раз придумывать что-то новое. Кроме того, важно говорить спокойно и уверенно. В результате, все оказываются в выигрыше, – малыш удовлетворяет свою потребность в самостоятельности, и учится принимать решения, мама сохраняет комфортную атмосферу в семье, и укрепляет доверие к себе ребёнка.
Период «упрямого детства» – серьёзное испытание для родителей и детей. И тем, и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время – залог ваших будущих отношений с ребёнком и фундамент для них вы закладываете сами.

 
Пушкина Марина

Пожаловаться
Рубрика:  Поведение ребенка до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи