Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 2 (февраль) 2004 г.

Как преодолеть конфликт

Взрослея, ребенок переживает критические этапы своей жизни – время, когда развитие личности идет особенно бурно.

Один из таких кризисов, выделенных в отечественной детской психологии – кризис 7-ми лет. В это время у ребенка возникает внутренняя жизнь, жизнь переживаний, ребенок замыкается и зачастую становится неуправляемым. В это же время ребенок идет в школу, переходит к новой социальной ситуации. Главную роль играют уже не желания ребенка, а требования, выдвигаемые обществом и взрослым. Все это иногда приводит к тому, что ребенок может вступать в конфликт со сверстниками и взрослыми, а в качестве главного аргумента в споре использует кулаки.
Одни из способов помочь детям справиться со своими проблемами – компьютерное «моделирование ситуаций». Вначале методика разрабатывалась для подростков 11-15 лет, которые умеют читать и писать – свою точку зрения они писали на компьютере и отправляли партнеру. Тот читал, отвечал и т.д. Это делалось для научения культуре полемики – ведь компьютер перебить нельзя. Кроме того, предложенное решение конфликта также оценивалось компьютером. В несколько видоизмененной форме программа оказалась полезной и для младших детей. Для маленьких, которые не умеют или плохо еще читают и пишут роль «компьютера», следящего за порядком и дающего оценку, выполняет взрослый.
Суть программы заключается в следующем.
Все дети из класса объединяются в пары; в паре каждый ребенок описывает свой взгляд на конфликтную ситуацию другому. Перебивать друг друга запрещается. Второй, если надо, задает уточняющие вопросы, а затем пересказывает позицию своего оппонента «ты считаешь, что…». Если первый считает, что его поняли неправильно, он еще раз описывает свою точку зрения до тех пор, пока она не будет понята. Затем каждый предлагает 3 возможных способа решения конфликта, которые совместно оцениваются по критериям «желание преодолеть конфликт», «уважительное отношение к другому» и «справедливость». Взрослый, если это необходимо, выступает в роли независимого эксперта. Полученное решение записывается на бумаге и вручается ребенку.
Оказывается, что подобное проговаривание конфликта и умение понять точку зрения другого приводит к тому, что ребенок реже ссорится с друзьями и конфликтует со взрослыми, а в случае возникновения конфликта способен его преодолеть.
У этой методики есть еще одно преимущество: дети начинают лучше выражать свои мысли и лучше понимать других людей, они учатся слушать и говорить.

По материалам журнала «Youth»
Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи