Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 2 (февраль) 2004 г.

Компьютер и ребенок – за и против

Как утверждают психологи, воспитание будущего воспитателя заканчивается примерно в 5-7 лет. Все мы воспитываем наших детей так же (или прямо противоположно) как воспитывали нас. Пример родителей – положительный, которому мы неосознанно всю жизнь подражаем, или отрицательный, которому мы так же неосознанно поступаем наперекор, сопровождает нас постоянно.

Поэтому любой родитель твердо знает, как поступить, если ребенок капризничает, какие игрушки ему надо покупать и как он должен проводить свое свободное время. Однако темп нашей с вами жизни таков, что современные родители сталкиваются со многими вещами, которых не было в их детстве, и поэтому у них нет готовых рецептов. И эти вещи требуют, чтобы каждый родитель принял свое собственное решение возникающих проблем.
К таким вещам можно отнести видеомагнитофоны, игровые приставки, компьютеры.
Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Но если для детей это привычный предмет, такой как телевизор или телефон, то для большинства родителей это все-таки новая техника, техника, которую они осваивали в более-менее сознательном возрасте и которая вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, компьютер – незаменимый помощник и замечательная игрушка, а с другой – с ним связано множество не вполне привычных и пугающих вещей – виртуальная реальность, например. В этой статье мы в большей степени коснемся отрицательных моментов, связанных с компьютером, потому что его достоинства известны, наверное, всем.
Как известно, пугает только то, что непонятно. Наверное, именно поэтому множество работ в современной психологии посвящено взаимодействию компьютера и человека, особенно ребенка. Наиболее важные направления исследований – изучение возможности применения развивающих и обучающих компьютерных программ и влияние компьютерных игр на психику ребенка. Именно эти вопросы больше всего волнуют родителей – как, пользуясь компьютером с наибольшей пользой, не нанести вреда ребенку.
Большинство исследований зарубежных и отечественных ученых показывает, что использование компьютером очень эффективно для обучения всех людей – от дошкольников до пенсионеров.
Для маленьких детей разрабатываются специальные игровые программы, которые помогают им учиться писать и считать, различать цвета и геометрические фигуры. Однако к выбору обучающей программы нужно подходить не менее внимательно, чем к выбору правильной обуви или полезного питания. И дело не только в том, что плохо сделанная программа может вредно влиять, например, на зрение ребенка из-за неправильного цветового решения. Исследования подтвердили, что некоторые из программ, использующихся для обучения ребенка читать, менее эффективны, чем даже традиционные методики. Кроме того, в современном постиндустриальном обществе изменяются требования к образованному человеку. Теперь надо не только и не столько владеть определенными знаниями, а нужно, основываясь на базовых знаниях, уметь находить и обрабатывать информацию, постоянно учась. Также немаловажным становится умение находить неожиданные решения, нужна креативность, «творческость» мышления. Но именно это умение часто подавляется при сильном увлечении компьютерными обучающими программами. В них, как правило, используются тесты, которые тренируют не мышление, а умение угадать правильный ответ.
Еще одна опасность, которая может подстерегать детей и родителей: ребенка пытаются научить чему-то, к чему он еще психологически не готов. А при отсутствии психологической готовности дополнительные усилия могут лишь затруднить обучение.
Однако эти недостатки ни в коем случае не перечеркивают достоинств обучающих программ: их наглядности, возможности легко манипулировать с объектами, использование индивидуального подхода – ведь в зависимости от правильности выполнения и сделанных ошибок программа сама направляет ребенка в нужное место. Немаловажно и то, что ребенок, играя, гораздо лучше и полнее усваивает знания и навыки, а обучение на компьютере для ребенка всегда игра.
Еще более осторожно, чем к выбору компьютерных обучающих программ, надо подходить к выбору компьютерных игр. Игры могут помочь развить у ребенка наблюдательность, пространственное мышление, увеличить скорость реакции или просто занять малыша на некоторое время. Однако игры могут быть причиной проблем при общении с другими людьми, возникновении у ребенка агрессивности или тревожности, могут подавлять его личность.
После трагических событий в Америке, когда по стране прокатилась волна немотивированных убийств, совершенных подростками-любителями компьютерных игр «стрелялок», психологи стали исследовать этот феномен. Оказалось, что при игре в компьютерные игры, содержащие насилие, подавляется деятельность мозга в тех участках, которые «отвечают» за эмоции, планирование собственных действий, самоконтроль и самообладание человека. При этом у «активных» пользователей, играющих более 1-2 часов в день, наблюдалась наименьшая активность мозговой деятельности. Подобные нарушения деятельности мозга особенно опасны для маленьких детей, у которых многие функции (например, самоконтроль) еще не полностью сформированы. Следует отметить, что у тех детей, которые играли в «мирные» игры, например, в автогонки, подобных нарушений практически не возникало или они были очень малы.
Еще один существенный момент. В одном эксперименте американские психологи выдали детям 9-10 лет «настоящие» пистолеты и предложили попасть в силуэт человека, нарисованный на доске и расположенный на расстоянии 10 метров. Результат поразил самих ученых. Большинство детей, не играющих в компьютерные игры или играющих в «мирные» игры, не смогли выстрелить в силуэт, а из тех, кто выстрелил, большинство промахнулось. Дети же, часто играющие в игры содержащие насилие, стреляли, не задумываясь; 99% из них попали в мишень, а 97% – поразили жизненно важные органы. Этот результат настолько ошеломляющий, что некоторые психологи предложили ввести возрастной ценз на подобные игры, такой же, как на курение или спиртные напитки.
Эти факты заставляют признать, что компьютерный мир создает свою, «виртуальную» реальность, которая для детей бывает более реальной, чем настоящий мир. Поэтому необходимо ограничивать игру детей на компьютере не только из-за возможного вреда здоровью, но и для того, чтобы ребенок как можно больше жил в реальном мире, общался с реальными людьми и играл с реальными предметами. Ведь один из «соблазнов» общения с компьютером – возможность вернуться на шаг назад, изменить свой выбор, сделать другое действие. В жизни такая возможность предоставляется очень редко. А ребенок все надеется, что можно будет переиграть и не привыкает брать на себя ответственность за свои поступки.
В общем, можно заключить, что достоинств и недостатков у компьютера поровну. И как его использовать, что будет превалировать – недостатки или достоинства, зависит от нас с вами. Разумное использование компьютерного обучения, игра в хорошие игры пойдут только на пользу ребенку. Однако при этом следует помнить, что виртуальный мир, создаваемый компьютером, притягивает к себе иной раз сильнее любого наркотика. Особенно это касается детей, которым не с чем сравнивать, которые не обладают нашим опытом и знаниями. Многие застенчивые дети испытывают при общении с людьми большое психоэмоциональное напряжение. Чтобы избежать этого, они уходят в псевдообщение с компьютером, все больше и больше отдаляясь от людей и попадают в замкнутый круг, разорвать который можно будет лишь с помощью опытного психолога.
И, в заключение, хочется перечислить достоинства компьютера и напомнить о временных ограничениях при игре или работе на компьютере детей.
Что же может компьютер?
• Помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация;
• В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей;
• При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления (мышления без опоры на внешние предметы);
• Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций;
При этом следует помнить, что детям 3-4 лет не стоит сидеть у компьютера больше 20 минут, а к 6-7 годам это время ежедневной игры можно увеличить до получаса. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми и живя в реальном мире.
 
По материалам журналов «Childe Study Journal»,
«Journal of Instructional Psychology»,
«National»

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 1
Sayasya
Sayasya 

Без компьютера не обойтись, но нужно ставить четкие временные границы. У меня знакомый установил программу parent control, он всегда очень внимательный к моим требованиям. Недавно узнала что у него есть сайт https://computerlook.ru/, не сочтите за рекламу )))

Это спам
ОтветитьНравится 
Последние записи