Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 7-8 (июль-август) 2004 г.

Близнецы могут воспринимать мир по-разному

Одному человеку легче воспринимать объяснение на слух, другой способен понять условие задачи только если вчитается в него, то есть увидит написанным. Называют их соответственно аудистами (или аудиалами) и визуалистами (визуалами).

У первых с самого рождения слух – ведущая система восприятия. Они любят музыкальные игрушки, когда им читают и рассказывают вслух. Впоследствии предпочитает игры, связанные с отгадыванием слов, чтение, любят слушать музыку. Их любимые слова (если понаблюдать, окажется, что они употребляют их чаще всего, описывая какие-то события или свои переживания): выговориться, слышать, слушать, звучать, хихикать, высказать мнение, щелкать, грохотать, свистеть, треск, шуршать, хлопать, сила звука, громко, тихо, чириканье, лай, прихлебывать, вопить/орать, монотонный, многословный, настраиваться, отключаться, рычать, визжать, диалог, интонация, хруст, ломать.
Вторые с удовольствием познают мир глазами. Они любят рассматривать картинки, новые игрушки, позже им интереснее будет рассматривать иллюстрацию к сказке, чем слушать ее. Став постарше, они с удовольствием будут рисовать, складывать кубики, вырезать, играть в видео-игры и т. п. В школе у них редко возникают проблемы с правописанием и изучением материала, который наглядно демонстрируется. Их любимые слова: видеть, наблюдать, сосредоточиться на, ясный, сверкать, сиять, блестеть, мерцать, светиться, цвета (цветной), яркий (темный), представить картину, оттенки, видеть проблему, фотографический, туманный, освещать, калейдоскоп цветов, походить на, казаться, нарисовать картину, вспыхнуть, следить, выглядеть, мысленно видеть, отражать, тусклый, затуманить, подернутый дымкой.
Но есть и такие, кому контакт с миром помогают наладить тактильные ощущения, – это кинестетики. Они познают окружающий мир через движения или с помощью прикосновений, любят, когда к нему прикасаются, тискают, кружат, переворачивают, делают массаж и гимнастику, учат плавать. Впоследствии отлично справляются с заданиями на тактильное распознавание, например, определить с завязанными глазами, на ощупь, что за предмет. Очень много значат для таких детей и запахи (обоняние тоже используется для познания окружающей действительности). Став старше, у них могут быть проблемы с восприятием на слух или визуально. В школе к таким детям нужен особый подход, буквы, например, им легче воспринимать, если сначала их лепить или рисовать. Подойдут и шершавые буквы, наклеенные на картон, или магнитный алфавит (по системе Монтессори). Их любимые слова: поддерживать контакт, потерять связь, устойчивый, тяжелый (легкий), ласкать, трогать, гладкий (шершавый), холодный (теплый), фактура (бархатистый, грубый), хватать, держать чувствительный, беситься, падать, тесный (напряженный), закупоренный, застрять, приблизиться, обернуться, идти (бежать, ползти), выпустить (держаться за что-то), расслабиться, возбужденный, наэлектризованный, сердиться.
Один близнец в паре может быть визуалом, а другой кинестетиком, или один кинестетиком, а другой аудиалом. К таким детям нужен разный подход, и понимание того, что дается им с легкостью, а что даже с большим напряжением никак не удается. Кроме того, родители должны понять, что их дети воспринимают мир немного по-разному: помочь в этом познании, развивать ведущую систему, не забывая при этом и про остальные.
Очень часто хотя бы один из близнецов или оба являются кинестетиками. Это неудивительно, если учесть, как они развиваются. Они еще в материнской утробе все время касаются друг друга, чувствуют малейшие движения «соседа» и постоянно обмениваются жестами и движениями. Возможно, этим обусловлена их повышенная тактильная восприимчивость.
Что можно посоветовать родителям таких детей?
Во-первых, развивать это уникальное свойство. Позволяйте познавать мир с помощью тактильных ощущений. Не запирайте малыша в кроватку или манеж, не надевайте рукавички из страха, что он себя оцарапает, лучше чаще подстригайте ногти. Стимулируйте ладошки, позволяйте копаться в песке, ощупывать стены и пол и т. д.
При обучении такого ребенка, опирайтесь не на слова или картинки, а на реальные ощущения. Очень хорошо подходит система Марии Монтессори: все нужно потрогать. Недостаточно сказать: «это маленький, это большой», ребенок должен руками ощутить, какой предмет большой, а какой маленький, какой длинный, какой короткий, какой толстый, а какой тонкий, пушистый и гладкий, холодный и теплый. Подберите побольше парных предметов и дерзайте. Буквы тоже должны быть такими, чтобы их можно было потрогать. Считать можно с помощью бусинок. Одна бусинка, десять бусинок, нанизанных на нитку, а теперь представьте сто бусин и т. д. Ребенок сможет увидеть и пощупать, что один – это совсем мало, а десять в десять раз больше. Стихотворение или сказка лучше запомнится, если их картины зарисовать и т. д.
Развивая речь такого ребенка, переводите ощущения в слова. Даже если читаете сказку или стихотворение, прикасайтесь, похлопывая, по плечу или руке. «Репку», например, можно рассказать, показывая, какая она большая, как ее «тянем-потянем» – тянуть самого ребенка, а потом вытянуть.
Можно сложить в тряпичный мешочек маленькие игрушки: куколки, машинки, зайчики, мячики. Пусть ребенок засовывает руку, выбирает игрушку, описывает – переводит тактильные ощущения в слова.
Или на лист бумаги приклеить кусочки шелка, металла, наждачной и бархатной бумаги, прядка кукольных волос. Задача – провести рукой и назвать материалы.
Разговаривайте с таким ребенком на его языке: используйте слова «чувствовать, ощущать, прикасаться».
Старайтесь развивать и другие системы восприятия. Придумывайте игры на совмещение всех систем.
Играйте со своими близнецами как в разные, так и в одинаковые игры, в зависимости от  того, какая система у каждого из них ведущая. Старайтесь создавать ситуации, когда дети учатся друг у друга, обогащают.
Игры для аудиалов
Ставьте ребенку слушать музыку, пойте колыбельные, покупайте музыкальные игрушки и игрушечные музыкальные инструменты.
Танцуйте вместе. Для этого подойдет любая музыка, которая вам нравится. Понадобятся разные музыкальные инструменты (колокольчики, бубны, марокасы, дудка), или кастрюли с ложками, новый наряд, шелковый платок и т. п.), кружитесь и пойте, импровизируйте.
Предлагайте послушать разные предметы. Подносите погремушки то к одному, то к другому уху, давайте послушать часы, телефон. Постучите по разным поверхностям, пусть малыш услышит, какими разными получаются звуки. Учите его играть на разных инструментах, стучать в барабан (или по кастрюле).
Разгадывайте вместе, что звучит. Например, покажите, как звучат разные предметы (музыкальные инструменты), можно начать с двух, причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан), потом попросите ребенка отгадать, что звучало (пока он не видел). Постепенно усложняйте такие игры, используйте больше звуков, причем такие, которые дифференцировать сложнее.
Игры для визуалов
Поместите в детской большое зеркало, чтобы дети могли видеть себя в нем целиком и легче «освоились» в собственном теле, разобрались, что их двое.
Показывайте с детства яркие картинки и книги. Сходите вместе в картинную галерею.
Вместе рисуйте и смешивайте краски. Хорошо подойдет раскрашивание каких-то вещиц или рисование на специально отведенной стене (можно приколоть лист ватмана или обоев с обратной стороны), в ванной на кафеле и т. д. В зависимости от того, с чем ребенок умеет обращаться, можно дать краски (варенье, оставшуюся от завтрака кашу и т. п.) или мелки (самые безопасные – восковые). Кроме того, существуют специальные краски для рисования руками.
Расскажите про волшебные краски, покажите, как можно их смешивать: синий и желтый = зеленый, красный и синий = фиолетовый, красный и желтый = оранжевый.
Научите делать отпечатки (штампы, печати). Сначала, пальчиком, ладошкой или ступней, а затем и любыми предметами (кубиком, стаканчиком, катушкой от ниток и т. д.). Можно купить и специальный набор или вырезать что-то на ластике (это уже, можно сказать гравюра).
Игры для кинестетиков
Ребенку нужно завязать глаза или прикрыть рукой и попросить его на ощупь определить, что за предмет или поверхность он ощупывает. Если ребенок еще не готов закрывать глаза, подойдет коробка или мешочек (например, из-под обуви) с прорезанной дырой. В нее можно положить разные мелкие предметы или игрушки. Просить ребенка достать их и отгадать, что это на ощупь.
Пусть ребенок отгадывает по запаху. Он должен определить, что за фрукт (овощ, цветок и т. д.) так пахнет.
Можно сделать (сшить) специальные мешочки 10 на 10 см. Заполнить по два: манкой, горохом, толстыми макаронами, ватой. Ребенок должен найти одинаковые мешочки.
Такие же мешочки можно сделать и для ножек, только мешочки должны быть больше (например, 30 на 30 см.). Из них можно сделать дорожку, переступая на новую подушечку, ребенок должен отгадать, чем она наполнена.
Взять набор солонок (с откручивающимися крышечками). В них поместить мешочки (или завернутые в тряпочки) сильнопахнущие вещества, например, кофе, мяту и т. п. Должно быть по два «одинаковых запаха», ребенок должен определить, где парный запах и что так пахнет).
Хорошо развивает и массирует ладошки крупа. Подойдет любая: пшено, ячка с горохом и т. д., можно менять (какое-то время одна крупа, потом другая). Насыпать в таз. Набросать туда мелких игрушек, монеток и т. п. Показать малышу, как их можно искать и раскапывать. Можно поставить рядом небольшую мисочку, куда он сможет складывать свои «сокровища».
Игры на совмещение разных систем
Лото. Вы рассказываете и показываете картинки одновременно, к тому же ребенок должен найти и совместить картинки.
Наклейки. Например, карта мира, на которую нужно наклеить картинки животных. При этом вы обсуждаете, кто где живет.
Глазомер.
Поставьте перед ребенком несколько баночек, емкостей с закрытыми крышками (они должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать их сразу открытыми (это сложнее). Это задание развивает тактильные ощущения и зрение.

Наталья Кулакова
Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи