Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 4 (апрель) 2004 г.

Тук – тук, кто в теремочке живет?

Случилось так, что внутри Вас поселился маленький человечек. Какой он, что он чувствует, что переживает, что можно сделать, чтобы он гармонично развивался? Мы будем рассматривать его развитие по триместрам, каждый из которых включает в себя по три календарных месяца.

Первый триместр.
К концу первого триместра малыш уже обзаводится рефлексами, ко-торые можно увидеть у новорожденного: хватательным, глотательным. А иногда он даже начинает икать! Малыш уже довольно активно двигается, но мама не замечает его движе-ния, так как он еще очень маленький. Правда, если это не первая беременность, мама мо-жет ощутить его движения уже на тринадцатой неделе. На ультразвуковом исследовании можно увидеть как малыш «порхает» в околоплодной жидкости. В зависимости от мами-ного физиологического состояния могут изменяться его эмоциональные переживания. На этом сроке мама может помочь ему своим правильным питанием, содержащим все необ-ходимые вещества для формирования нервной и других систем организма.
Второй триместр.
Нервная система малыша бурно развивается, в ней происходят качест-венные изменения. Теперь он не только чувствует эмоциональное состояние мамы благо-даря гормонам, которые вместе с кровью проникают через плаценту, но и разделяет все ее переживания. Возможно, именно поэтому желанные дети, родившись, крепче держатся за жизнь, более спокойные и веселые. Но не надо думать, что денек Вы находитесь в плохом настроении, малыш теперь всегда будет несчастным: определяющее влияние оказывает длительное эмоциональное состояние. Эмоциональный фон вашей беременности по-служит основой для его восприятия мира до и после рождения…
И хотя о гормонах и пе-ринатальной психологии человечество узнало лишь совсем недавно, беременным искони рекомендовали смотреть только на красивые вещи и красивых людей, ходить по картин-ным галереям, любоваться природой. Но если Вы не поклонница художественного твор-чества или прогулок на лоне природы.
Ведь главная ваша задача – постоянно находиться в радостном настроении, поэтому не надо «во имя ребенка» насильно заставлять себя наносить визиты творцам прекрасного, одновременно умирая от скуки. Никакой пользы это никому не принесет. Делайте только то, что хочется: вы сами лучше всех знаете, что доставляет Вам удовольствие и приводит в радостное расположение духа. Вообще, молодой маме очень важно в этот период научится больше доверять себе.
Во втором триместре развивается не только эмоциональнй мир малыша, но и его способ-ности к познанию.
На шестнадцатой неделе начинают функционировать органы чувств. Малыш начинает различать звуки.
Самый главный для него сейчас – стук сердца мате-ри, который сопровождает его на протяжении всей внутриутробной жизни. Этот звук ма-лыш запоминает, и если младенцу поставить кассету с записью стука сердца его матери, он мгновенно успокаивается.
Другой «внутренний» шум – шум кровотока мамы кладет начало нашей любви к звукам прибоя, вызывающим у нас ностальгические ощущения о начальной поре существования.
Ребенок реагирует и на внешние, но пока только громкие, звуки, различает яркий свет. Многие мамы, слышавшие краем уха о методиках перинатальной педагогики, пытаются стимулировать развитие органов чувств малыша, направляя на живот источник яркого света, прикладывая к животу наушники и т.д.
Но, дорогие мамы, не надо вторгаться во внутренний мир ребенка: реакция у него на это вторжение – оборонительная! Он вздрагивает и съеживается, а в двадцать четыре недели, в ответ на направленный поток света, начинает отворачивать головку. Если немножко надавить на живот – он проявляет характер и брыкается.
Двадцать недель –переломный момент в психической жизни ребенка. В это время в мозгу начинает функционировать центр удовольствия – неудовольствия. Теперь у ре-бенка появляется возможность выбора, а мы можем изучать его предпочтения.
Во- первых, именно в этот период, наш герой научается определять источник звука – внешний или внутренний, а также определять свои пристрастия в музыке. Малыш в это время является поклонником классической музыки, неритмичной и без низких частот, предпочитает Моцарта и Брамса, а вот Баха и Бетховена не любит, рок он тоже не привет-ствует. особенно болезненно он реагирует на резкий крик.
В связи с этим, имеет смысл объяснить окружающим, чтобы рядом с Вами они вели себя прилично и не скандалили, не включали на полную громкость магнитофон, так как это плохо сказывается на ребенке
Тогда же выясняется, что наш малыш – сластена. Дело в том, что околоплодная жидкость меняет свой вкус в зависимости от того, что съела мама, так природа подготав-ливает ребенка к особенностям той пищи, которую едят у него в семье. Но изначальные его предпочтения – сладкое. Так, если мама съела кусочек сахара – у него через десять минут учащается глотание, а вот если мама решила «полакомится» лимоном, малыш дела-ет кислую рожицу, и старается не глотать совсем.
Сильно потакать его предпочтениям не стоит, если у вас дома в едят, в основном едят несладкую пищу, легче приучить вашего будущего члена семьи к этому сейчас, а вот количество острого и соленого стоит сокра-тить: это не полезно ни малышу, ни самой будущей маме.
Хорошим времяпрепровождением для будущей мамы и малыша является ходьба. Во время пешей прогулки кровь насыщается кислородом, а малыш благодаря ритмично-сти шагов успокаивается. Попутно происходит тренировка его вестибулярного аппарата. Именно благодаря «воспоминаниям» об этих минутах, новорожденный, и не только, мла-денец будет успокаиваться, когда мама будет укачивать его на руках или в коляске.
В это время с малышом уже можно начинать общаться – если Вы приложите руку к животу, через некоторое время он подплывет поближе, погреться, и если папа приложил ухо к животу мамы, а малыш толкнул его в ухо кулачком или ножкой, папе не стоит оби-жаться –крохе просто захотелось пообщаться.
Еще через две недели мозговая активность малыша становится похожей на актив-ность мозга новорожденного, он готов к обучению. Папа хочет поучаствовать в воспита-нии ребенка?
Самое время начинать!.. Если папа будет каждый день, наклонясь к животи-ку, повторять одну и ту же фразу, ребенок, когда родится, при произнесении этой фразы, будет узнавать ее и, что ценно, замолкать от удивления. Так можно заложить основу для последующего общения папы и малыша. В это же время ребенок начинает воспринимать на слух свой родной язык, и, родившись, отличает родной язык от чужого, то же самое происходит с музыкальными произведениями.
Остается добавить, что на психическое развитие ребенка и до рождения, и еще в течение последующих семи-десяти лет, очень сильное влияние оказывает движение, кото-рое стимулирует развитие коры головного мозга. Когда будущая мама выполняет дыха-тельные упражнения, занимается гимнастикой, ныряет в бассейне, уровень кислорода у нее в крови несколько снижается, и малышу, чтобы получить необходимую его порцию, приходится активно двигаться, в итоге он учится координировать движения, узнает свое тело Кроме того, физические нагрузки приучают мозг к кратковременному кислородному голоданию. Эта своеобразная тренировка помогает ребенку подготовиться к предстоящему великому испытанию, родам. Крепкий, физически развитый малыш легче переносит схватки, его мозг не страдает, а значит, после рождения он будет менее беспокойным, станет лучше спать, быстрее развиваться физически и интеллектуально.
Таким образом, во втором триместре у малыша уже начинает складываться смут-ный образ окружающего мира. А в зависимости от того, в каком настроении пребывает его мама, он сделает вывод: хорош или плох мир за пределами его уютного «домика»… Важна умеренная двигательная активность мамы. Также можно начинать обогащать среду через разнообразные звуки, общаясь с малышом.
И вот, полгода позади, наступает третий, последний триместр.
Он уже не так богат на новое. Вся основа заложена, ребенок начина-ет добирать вес, который позже позволит эффективно регулировать теплообмен с окру-жающей средой и выживать в ней.
У малыша на протяжении последних трех месяцев дооформляется образ мира, соз-дается готовность к восприятию новых условий, и готовность обучатся новым способам жизни. Родившись, он сможет узнать многое из того, что слышал, будучи еще в утробе матери: ее голос, речь людей, которые ее окружали, музыку, стихи, песни, которые Вы ему ставили. Молоко будет иметь знакомый вкусовой оттенок, к которому он привык, плавая в околоплодной жидкости. Он будет иметь смутное эмоциональное ощущение о том плох этот мир или хорош, ждали его или нет.
Поэтому во многом от вас, дорогие родители, да – да и от мамы и от папы, хотя по-ка, больше от мамы зависит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. При этом, стоит знать о том, что наиболее важным для него в это время является спокойное, стабильное, доверительное взаимоотношение с мамой, ее хорошее настроение (которое во многом зависит от папы). И тогда, дорогие родители, у вас все обязательно получится!

Михаил Федотов
Пожаловаться
Рубрика:  Домашние животные
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи