Многих родителей волнуют вопросы: как научить ребенка понимать прекрасное, научить выражать свои чувства через рисунок? С какого возраста нужно начинать обучение? Как сделать так, чтобы это обучение доставляло радость ребенку?
Помощь родителей
Доказано, что способности к творчеству есть у каждого человека. Если они не проявились – это можно считать результатом недостаточного внимания со стороны родителей. У детей до трех лет примерно одинаковые способности к рисованию. В этом возрасте сложно выделить особенно талантливого ребенка или совсем неспособного. Родителям маленького ребенка необходимо помочь ему раскрыть свои способности. Нужно создать малышу все условия для домашнего творчества, всячески поощрять интерес к этой деятельности, помогать. Художественные способности детей и их развитие – важный шаг на пути к будущим успехам.
Как осуществлять художественное развитие детей?
1-2 года
В этом возрасте малыша непременно заинтересуют яркие предметы: фломастеры, карандаши, цветные ручки, бумага… Если родители позаботятся о том, чтобы эти предметы попались малышу на глаза, он обязательно займется ими: возьмет в руки, постучит ими о пол, попробует «на зубок»… Для чего нужны карандаши – кроха пока еще не понимает. Взрослым следует показать и объяснить это, но только после того, как ребенок перепробует всевозможные действия с этими предметами, и его интерес начнет иссякать.
Что может сделать взрослый? Конечно, показать на своем примере, как следует обращаться с фломастерами и карандашами: начертить линию, нарисовать простой рисунок. Ребенок будет повторять ваши движения, торопясь заполнить белый лист точками, штрихами и каракулями. Не надо ему мешать – пусть вдоволь рисует, со временем у него станут получаться более осознанные изображения.
2-3 года
Теперь малыш уже не заполняет лист бумаги хаотичными штрихами и линиями: он начинает рисовать по замыслу. Например, говорит: нарисую машинку! И даже если изображенный предмет мало напоминает машину, ребенок тут же «узнает» ее в собственной картинке и начинает гудеть, как машина, возит листочек по полу, как настоящую машинку. Это значит, что уровень изобразительной деятельности повысился. Ребенок ставит перед собой цель, своеобразную изобразительную задачу.
Задача взрослого – продолжать знакомить ребенка с миром предметов, природных явлений, людей. На прогулке обращайте внимание малыша на умывающуюся кошку, распустившийся цветок, пролетевший в небе самолет. Почаще рассматривайте вместе картинки в книжках, пусть малыш расскажет, что он увидел на странице, попробует нарисовать этот предмет.
Учите ребенка правильно держать карандаш, кисть, расскажите, как пользоваться красками – гуашью и акварелью. Лепите вместе с ребенком из пластилина, глины и теста.
Будьте готовы к тому, что малышу захочется залезть пальцем в баночку с краской, попробовать краску на вкус – ведь она такая красивая, яркая! Чтобы избежать периода рисования на обоях и на мебели, расстелите на полу длинные полосы ненужных обоев и позвольте ребенку рисовать на них – ему это обязательно понравится!
Если вы заботливый родитель и вас волнует художественное развитие детей, старайтесь как можно больше заниматься с ребенком рисованием, лепкой, аппликацией.
На развитие художественных способностей детей более старшего возраста очень сильно влияет посещение музеев, выставок, вернисажей. Наблюдая, как знаменитые художники добивались воплощения своего замысла на холсте, юный художник, возможно, сумеет более точно выразить на бумаге свои задумки.
Совместные занятия
Любому ребенку будет намного интереснее заниматься творчеством, если эти занятия будут проходить вместе с мамой или папой. Не бойтесь, что вам не хватит на это времени: достаточно порисовать вместе с малышом 15-20 минут в день, и вы увидите, насколько хватит ему этого «заряда» – после такого совместного занятия он сможет рисовать тихонько, не тревожа вас, в течение длительного времени.
Пусть папа нарисует, например, ствол дерева и ветки, а ребенок – листочки. Или мама рисует домик, а сын или дочка – окошки, трубу и дым. Взрослый рисует новогоднюю елку, а ребенок – игрушки на ней. При этом нужно разговаривать с малышом, обсуждать – что уже нарисовано, а чего еще не хватает, как лучше нарисовать чашку, цветок или яблоко, какую краску взять для изображения моря и т. д. Как бы ни получался рисунок – никогда не ругайте маленького художника, ведь у всех детей разные темпы развития. Поддерживайте в ребенке желание рисовать, хвалите даже за самые маленькие успехи. Для малыша очень важна ваша поддержка, он ждет ваших комментариев и оценки своей работы. Не жалейте добрых слов, проявляйте искренний интерес – и у ребенка появится стимул совершенствоваться.
Художественная школа
Если вас интересуют художественные способности детей и их развитие, рано или поздно встанет вопрос о художественной школе. Занятия у профессиональных художников-педагогов непременно разовьют имеющиеся задатки. Здесь ребенка научат смешивать краски и чувствовать композицию, понимать перспективу и выражать свои эмоции на бумаге и холсте…
Многие родители спрашивают: что делать, если у ребенка нет больших способностей к рисованию, но есть огромное желание, рисование приносит ему радость? Ответ может быть только один – конечно, такого ребенка тоже нужно отдавать в художественную школу! Даже небольшие способности здесь разовьются. Если даже ребенок не станет в будущем великим живописцем – занятия научат его понимать прекрасное и творчески подходить к любому делу, разовьют усидчивость и упорство, помогут поверить в свои силы.
Как выбрать подходящую художественную школу и педагога? Хороший педагог приложит все усилия, чтобы максимально раскрыть потенциал, заложенный в ребенке. Очень часто именно учитель становится тем человеком, который подскажет правильное направление для развития способностей малыша. К примеру, усидчивому и спокойному ребенку порекомендует учиться живописи маслом, а свободолюбивому непоседе – выполнять граффити. В любом случае, крайне важен индивидуальный подход и искреннее желание развить способности ребенка.
Анна Трофимова, педагог