Первый школьный год довольно часто становится тяжелым испытанием для родителей, особенно если их ребенку ставят диагноз задержка психического развития. По отдельности эти слова совсем не страшные, но именно в таком сочетании вызывают у взрослых страх и панику. Вопросы – как, почему – начинают крутиться в голове. Естественно, с малышом начинает заниматься специалист, его переводят в специальный класс или школу, то есть начинается коррекция психического развития ребенка, которая может длиться довольно долгое время. Однако всего этого можно избежать, если вовремя диагностировать нарушения в психическом развитии ребенка.
Выявить отклонения в психическом развитии ребенка можно уже с первых месяцев жизни
Ведь именно в период раннего детства развитие идет как никогда бурно и стремительно: из совершенно беспомощного, ничего не умеющего делать существа, младенец превращается в относительно самостоятельную личность, следовательно, получают определенное развитие все стороны психики ребенка. Поэтому знание закономерных процессов и этапов, которые должен проходить ребенок в период становления, позволяет своевременно обнаружить нарушение психического развития у детей в довольно раннем возрасте.
Часто у малышей с задержкой развития отсутствуют или чрезмерно усилены врожденные безусловные рефлексы:
– после 3-х месяцев могут оставаться выраженные оральные автоматизмы (сосет палец, язык, губу, одежду).
– зрительное и слуховое сосредоточение появляется позднее 2-х месяцев.
– на звуковые раздражители дети либо не реагируют, либо реакции носят защитный характер.
– снижена способность к фиксации взгляда на движущемся предмете.
– первая улыбка появляется в 2-3 месяца, хотя должна появиться в первый месяц жизни малыша.
– с 3-х месяцев выявляются отклонения в процессах голосообразования, в связи с чем гуление возникает на несколько месяцев позднее; лепет может продолжаться до 2-х-3-х лет, а первые слова начинают произноситься в возрасте от 2-х до 4-х лет.
– задерживается развитие пространственных представлений, медленно накапливается запас сведений об окружающем мире. В дальнейшем, при обучении грамоте выявляются дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма), дискалькулия (нарушения счета), наблюдается низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия, памяти, мышления), несформированность эмоцианально-волевой сферы, недостаточность моторного развития, что приводит к различным нарушениям в речевой деятельности.
Чем может быть вызвана задержка психического развития у детей?
Проблемы психического развития детей, выражающиеся в задержке, могут быть обусловлены как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания.
К биологическим факторам относятся:
– различные нарушения течения беременности;
– хронические заболевания матери или перенесенные во время беременности болезни;
– увлечение беременной алкоголем, сигаретами и наркотиками;
– наличие у родственников психических, психосоматических и неврологических заболеваний;
– патологические роды (кесарево сечение, роды с наложением щипцов и т.д.),
– перенесенные малышом инфекционные заболевания в раннем возрасте.
К социальным факторам относятся:
– гиперопека или, наоборот, полный отказ от занятий с ребенком,
– отсутствие телесного контакта с матерью,
– агрессия со стороны взрослых и окружения,
– психологические травмы и т.д.
Таким образом, если у мамы в анамнезе, например, есть сахарный диабет или она во время беременности перенесла инфекционное заболевание, если был поставлен резус-конфликт, были тяжелые роды, либо малыш в первый год жизни сильно болел, то следить за его развитием нужно особенно тщательно.
Для того чтобы правильно подобрать методы коррекции при задержке психического развития определения причины, вызвавшей нарушения, не достаточно. Нужно поставить клинико-психологический диагноз, который отражает причину и механизм нарушения развития и определяет пути и методы коррекционной работы.
В современной медицине задержка психического развития у детей подразделяется на четыре типа
Первый – ЗПР конституционального происхождения или психический инфантилизм.
Для таких детей характерна беспомощность, бурное проявление эмоций, которые через минуту могут поменяться на противоположные. Такой малыш очень зависим от матери, ему трудно принимать самостоятельные решения, то есть наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Задержку в психическом развитии у таких малышей диагностировать достаточно сложно, так как его отставание не бросается в глаза, но если сравнить его со сверстниками, то становится понятно, что он младше своего возраста.
Второй – ЗПР соматогенного происхождения.
В эту группу входят дети, страдающие от постоянных инфекционных или хронических заболеваний, а также малыши, чьи родители ограничивают их во всем, то есть очень сильно опекают. В первом случае постоянное болезненное состояние снижает познавательную активность, следовательно, темпы развития психики замедляются. Во втором – родители ограждают малыша от опасного мира, тем самым не давая его познавать, что приводит к незнанию, неумению, отсутствию самостоятельности.
Третий – ЗПР психогенного (неврогенного) происхождения.
На малыша не обращают внимания, им не занимаются, то есть проблемы психического развития детей обусловлены социальными факторами. Причиной также является деспотизм родителей, агрессия и грубость по отношению как к самому ребенку, так и к другим членам семьи. При таком типе ЗПР у детей часто нет даже элементарных знаний о моральных и поведенческих нормах, окружающем мире.
Четвертый – ЗПР церебрально-органического происхождения, его причина – органические поражения нервной системы, выражающиеся в мозговой дисфункции различной степени. Это один из самых частых и наименее благоприятных типов ЗПР.
В настоящее время ранняя коррекция нарушений в развитии признана основополагающим направлением специальной педагогики и психологии. Известно, что оказание медико-психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни позволяет достичь принципиально иных результатов, чем при начале коррекционной работы в дошкольном и, тем более в школьном возрасте.
Отечественный и зарубежный опыт показал, что ранняя помощь позволяет:
– компенсировать отклонения в психическом развитии детей группы риска;
– сократить долю детей, которые по достижению школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений;
– способствует более успешному обучению и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.
Автор: Галина Звягинцева, дефектолог, старший воспитатель ГУЗ СС Дом ребенка (г. Ставрополь)