Блог

Развитие мелкой моторики у детей

Педиатры и детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией (проблемами с письмом) и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. В чем же причина? Оказалось, что производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно  застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

«Сорока-белобока» и развитие речи – какая связь?

Еще век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлекшись ранним развитием детей по Доману и Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времен и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершенно напрасно. Можно не учить детей читать до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному  возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.

Начинать заниматься с малышом можно уже с двухмесячного возраста. В возрасте 2-10 месяцев развитие моторики у детей идет в виде пальчиковой гимнастики, массажа и простейших игр. Почаще забавляйтесь с детьми игрой в «ладушки», «сороку –белобоку». Массируйте после каждого кормления или во время активного бодрствования пальчики. Гимнастика для ручек состоит в поглаживании ладошек в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальчика, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладошке.  Давайте ребенку с двух месяцев разные на ощупь предметы.

С 10 месяцев развитие мелкой моторики руки ребенка протекает более активно. Приобретите набор складных матрешек, пирамидки и прочие аналогичные игрушки – пусть ребенок забавляется ими. Параллельно позволяйте малышам перебирать крупные и мелкие предметы (последние – под вашим неусыпным наблюдением!). Малышу можно дать перебирать крупные бусы, разрешить складывать фасолины в бутылочку, нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши, пуговицы и так далее. Очень полезным упражнением является… разрывание бумаги! Дайте малышу побольше мягких листов бумаги и пусть рвет их себе в удовольствие! И не забывайте о массаже.

С года к этому  может присоединиться игра с мозаикой и конструктором. В это время можно начать проводить с детьми пальчиковые игры, которые станут для него более понятными и начнут вызывать удовольствие. Пальчиковые игры можно сопровождать декламированием подходящих стихов. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятие надо с разминки пальцев, сгибания и разгибания.

Вот несколько подходящих упражнений:

1. колечко: пальцы зажаты в кулак, сначала разгибаем большой и указательный пальцы и соединяем их в кольцо. Затем распрямляем все пальцы и разводим их в стороны.
2. домик: ладони направляем друг к другу под углом, пальчики соприкасаются. Средний палец правой руки поднимаем вверх (это труба), кончики мизинчиков соединяем под прямым углом друг с другом (это балкончик).
3. цепочка: большой и указательный пальцы левой руки соединяем в колечко, а через него попеременно пропускаем колечки из пальцев правой руки – большой с указательным, большой со средним и так далее.
4. собака: поставьте ручку на ребро. Большой палец поднять верх и чуть согнуть; указательный тоже согнуть, средний и безымянный пальцы поставить вместе. Мизинчик опускать и поднимать попеременно.

С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Дайте ребенку веревочку, поучите, какие можно из нее завязать узелки. Можно приобрести специальную игрушку, в которой объединены шнурочки, пуговки – пусть учится ими пользоваться. Но лучше всего – пожертвовать своим временем и купить малышу ботинки со шнурками. Замечено, что игрушки быстро надоедают малышу и он вряд ли будет каждый день вязать узелки на своей новомодной кукле –тренажере. Пытаться же завязывать шнурки на ботинках ему придется каждый раз, собираясь на улицу. Если вы готовы терпеливо ждать, то очень быстро пальчики у малыша станут более гибкими и умелыми, а мелкая моторика  будет тренироваться практически автоматически, безо всяких упражнений.

У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд, аппликация, макраме, оригами. Разнообразьте занятие вашего ребенка – пусть у него в достатке будет пластилина (желательно затем перейти на более твердый пластилин, требующий разминания), красок, карандашей, раскрасок. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику.

Что еще стоит использовать для развития моторики:

-цветные клубки нитей для перематывания;
-мячики для тренировки мускулатуры кисти;
-наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;
-дощечки со слоем пластилина – на них можно выкладывать узоры из ракушек, камешков, бусин, крупы;
-счетные палочки для выкладывания узоров;
-проволочки для создания узоров и фигурок.

Напоследок, совет: пусть игры будут интересными и короткими –и пяти минут вполне достаточно для развития ребенка! Но игра  должна быть доведена до конца. Во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы – уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес.

Автор: Елена Спицына, психолог, специалист по раннему развитию

Нравится!
В закладки
Просмотров: 25924
Отметок «Нравится!»: 29
Комментариев: 37
15 Июль 2010
бэби.ру
Добавить комментарий
Комментарии (37)
ЕленаЕсли у девушки в глазах появились озорные огоньки - это значит, что тараканы в ее голове что-то празднуют.Омск
Мы сейчас как раз всерьез подошли к развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры, занятия с мелкими предметами, рисование пальчиками, пластилин.
Очень жалею, что со старшим сыном упустила этот момент.
14:36 | 15 июл 10
ЮлияИркутск
Спасибо за статью!
14:41 | 15 июл 10
АняСанкт-Петербург
Хотелось бы узнать побольше игр с темы предметами которые предложили выше в статье, которые смогут заинтересовать малыша.
14:51 | 15 июл 10
АнастасияСевастополь
Аня, А мы просто ходим на море и кидаем камушки. Я думаю, это тоже очень здорово развивает моторику.
16:59 | 15 июл 10
ВеленаЖизнь прекрасна!!!Екатеринбург
Планирует
Аня, жаль, что не всем так повезло )))))))
22:13 | 11 мар 13
ОльчикМосква
у племянницы проблемы были в плане развития речи. Бабушки переживали и сетовали на то, что сейчас у детей главная игрушка это пульт дистанционного управления, или игрушки с кнопками. Фантазия у ребенка не включается, речь не тренируется. Нажал на кнопку и получил желаемое, вот и все(
14:52 | 15 июл 10
ОльчикМосква
заинтересовала фраза в статье :… а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте
Т.е. если мулкая моторика не развита по каким-то причинам в детском возрасте, то это уже нельзя наверстать в более страшем возрасте???? Неуже ли действительно так?
14:57 | 15 июл 10
СветланаСанкт-Петербург
Ольчик, А ранний возраст в данном случае это до скольки?
15:12 | 15 июл 10
АнастасияСевастополь
Ольчик, Мне уже страшно, так как мы такими упражнениями не занимаемся, очень самостоятельны – любим ключи в замки тыкать и пр.
16:58 | 15 июл 10
НАТАЛИЯЯрославль
Ольчик, мне кажется, развитие может происходить не только в раннем возрасте, но и позже.Моя старшая дочка пошла в сад в 4,5 года и психолог сообщила мне, что у нас проблема с мелкой моторикой, но к моему удивлению с 5 лет дочку очень заинтерисовал пластилин и она сама по себе стала лепить всяких зверьков и то, что ей приходило в голову.В итоге мелкая моторика у неё развита очень хорошо.Даже в первом классе её тетради ставили в пример, как красиво и аккуратно она писала. Вот этого пёсика она слепила недавно, только фото получилось не очень четкое.

00:23 | 16 июл 10
НАТАЛИЯЯрославль
Ольчик, ну, вот фото почему-то не сохраняется, но если кто хочет можете посмотреть его у меня в фотографиях
00:29 | 16 июл 10
AELИерусали́м
Ольчик, U moego muzha v detstve byli ogromnye problemy s melko' motoriko', pocherk – uzhasnyi (dazhe sovkovaya sistema – po rukam linei'koi' ne pomogla). A vot v institute zainteresovalsya mikroshemami (ya dumayu vse predstavlyayut sebe ih razmer bolee ili menee) i vse poluchilos'. On payal i tvoril takie mel'chaishye vesh'i, chto mne s moei horoshei motorikoi bylo stydno i ne podvlastno. Takim obrazom ya dlya sebya sdelala vyvod, chto glavnoe ne tupo povtoryat' «ezhednevnoe zavyazyvanie shnurkov»,kotorye ne poddayutsya dressirovke, a zainteresovat' rebenka (dazhe inogda KUPIT', esli pozvolite tak vyrazit'sya) go interes.
19:00 | 20 июл 10
ОльчикМосква
не первый раз слышу про ФАСОЛЬ! Интересно кто-то реально в жизни дает ребенку играться с фасолинами?????
15:14 | 15 июл 10
АленочкаЕсть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крыльяНовосибирск
Ольчик, тоже насчет нее думаю… ни за что и никогда!!! так же как и пуговицы
18:34 | 15 июл 10
ИннаКазань
Ольчик, Да, мой Женька любил играть с фасолью под моим присмотром – брал фасолинки и наполнял ими разные баночки из-под йогурта и лекарств, а потом закручивал крышки у баночек. Кроме фасоли можно использовать с этой же целью макароны, фантики или сами конфеты, цельные игрушки из киндера, крупные пуговицы, счетные палочки и другие предметы, которые помещаются в баночки. Я часто предлагала сыну такие задания и результат налицо – в 1 год 4 месяца появились первые фразы, а сейчас Женя (2 года 6 месяцев) отвечает на вопросы взрослых, ведет беседу, рассказывает стихи и поет песенки.
23:03 | 23 июл 10

АнастасияСевастополь
Мелкие предметы пока не даю, до сих пор всё тянет в рот. А вервочками не интересуемся ((.
16:57 | 15 июл 10
АнастасияСевастополь
"-цветные клубки нитей для перематывания;
-мячики для тренировки мускулатуры кисти;
-наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;
-дощечки со слоем пластилина – на них можно выкладывать узоры из ракушек, камешков, бусин, крупы;
-счетные палочки для выкладывания узоров;

-проволочки для создания узоров и фигурок."

Всё это кроме палочек для нас опасно ((.

16:59 | 15 июл 10
Дарья СумароковаУльяновск
Мой хулигашка очень много всего трогает, щупает, перебирает пальчиками разные штучки! В общем он сам старается развивать моторику!!! ))))))))))))))))))))))))))))
17:09 | 15 июл 10
Янафанатею от своего малышаХимки
Дарья Сумарокова, +1, но я убедилась, что заниматься надо!
01:37 | 25 фев 11
ЮлиусМамиусВесна покажет, кто зимой пресс качал , а кто дверку от холодильникаНовосибирск
спасибо большое за статью распечатываю
17:17 | 15 июл 10
АрминаТоронто
Согласна с автором! Можно для малыша сделать пособие с пуговицами (сейчас так много красивых разных по форме). Сумочка «волшебная»,  клапан которой застегнут на разные пуговицы или зашнурован. А в сумочку можно положить сюрприз…
17:20 | 15 июл 10
Серебрякова Наталья
Каменск-Уральский
Хорошая статья :) И полезная, спасибо!
17:50 | 15 июл 10
Саша СтраннаяДорога возникает под ногами идущего.
Я купила книгу «Как развивать моторику у детей от 0 до 5 лет». Всем советую.
18:36 | 15 июл 10

АленочкаЕсть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крыльяНовосибирск
статья очень хорошая!!!
Обожаю играть  сдочкой во все развивающие моторику игры! У нас много игрушек с разными поверхностями, а сегодня еще купила ей игрушку-подушку, у нее внутри ооочень маленькие шарики, как крупинки, так приятно ее мять)))
18:37 | 15 июл 10
ЕленаС детства мечтаю увидеть трёх животных:сидорову козу,ешкиного кота и бляху-муху!Воронеж
спасибо за статью, уже в закладках)))) мы как раз сейчас уже потихонечку начинаем ручки развивать))))
18:55 | 15 июл 10
Добавить комментарий
Новый комментарий
12