x

Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.ру
мы рекомендуем обновить ваш браузер.

Для этого необходимо скачать и установить обновление,
с официального сайта браузера.

Наверх
Блог

Развитие речи у детей – все не так и сложно!

«А он как даст, а они налетели, раз, и в общем, хороший фильм»! – примерно так пересказал содержание фильма известный герой «Денискиных рассказов». Есть от чего схватиться за голову родителям и педагогам: неумение пользоваться богатством речи приводит не только к тому, что окружающие вряд ли поймут, что хотел сказать ребенок. Проблема с годами только усугубляется и в результате уже в начальной школе начинаются сложности с усвоением учебного материала.

И так научится?

Некоторые родители в первые годы жизни ребенка не придают особого значения тому, что малыш не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребенка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребенка. Мама думает: «Вот подрастет и научится сам, в чем премудрость-то?». Но  навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируются самостоятельно.

В действительности развитие речи у детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни, и воспитанием, причем именно последнее оказывает определяющее влияние. Сам процесс развития мозга, заложенный от природы,  основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врожденными неплохими данными, но если воспитатели не создают условий для того, чтобы речевое развитие ребенка шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребенка будет отставать от нормы с каждым годом все сильнее.

Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом,
роль речи в развитии ребенка огромна. В то же время сам процесс развития речи у детей не сопряжен с какими-то большими временными и денежными затратами, ибо в основе развития речи лежит общение взрослого с ребенком.

В старшем возрасте упущения в речевом развитии выражаются в том, что ребенок не может вычленять звуки последовательно, затрудняется с различением звуков по мягкости – твердости; глухости-звонкости; ошибается при письме; не имеет сформированного навыка словообразования,  не может правильно составлять и главное понимать грамматические конструкции, ошибается в расстановке ударений, падежей, родов. Это приводит к низкой успеваемости в школе и затруднению понимания учебного материала. Неумение пересказывать текст – следствие того, что развитие речи у малышей страдает. Без этого же навыка вообще невозможна успешная учеба в школе.

Этап за этапом: развитие речи у детей 

Процесс развития речи начинается с первых дней жизни. Оказывается, именно речь взрослого является запускающим механизмом детской любознательности. Чтобы младенец заинтересовался предметом, увидел его, захотел с ним познакомиться, требуется, чтобы взрослый обратил на него внимание ребенка. И происходит процесс знакомства с окружающим миром через общение. Поэтому с рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком – так стимулируется развитие речи у ребенка и формируется словарный запас, которым он начнет радовать через несколько месяцев. Не пеленайте и не кормите малыша молча. Говорите постоянно- «сейчас мы с тобой оденемся и пойдем гулять», «Малыш кушает» и так далее. Называйте предметы, улыбаясь – формируйте положительные эмоции и поощряйте активность в познании мира. Говорить с ребенком надо как можно больше и с разными интонациями.

При этом откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов. Все эти « нас малыс» и « смотли какая биби» оказывают разрушающее влияние на формирование правильной речи – малыш  привыкает к неправильному звукобуквенному ряду и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Каждое слово называйте правильно. Пусть вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами вы говорите «машина».

С детьми до года можно играть со звуковыми игрушками. Спрячьте ее за спину или за какой-нибудь предмет и издайте ею звук. Ребенок начнет искать игрушку – это формирует слуховую активность и сосредоточенность. Ладушки и сорока белобока- тоже прекрасные игры для развития речи и мелкой моторики рук.

Учтите, что развитие речи у ребенка идет  при живом общении. Передачи по телевизору, радио развитие речи не стимулируют, поэтому заменять ими общение со взрослыми не стоит.

Дети от года до двух  начинают активно говорить. Рекомендации здесь те же – говорите с ребенком, играйте, правильно произносите слова сами, но не требуйте пока этого от малыша! Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.

После трех лет можно уже начинать играть с ребенком в дидактические игры, стимулирующие развитие речи ребенка. К примеру, уже можно пробовать подбирать слова, противоположные по смыслу – «длинный-короткий», рассматривать картинки и просить ребенка рассказать, что здесь нарисовано, попросить его придумать историю про тех, кто нарисован на картинках. После прогулки расспрашивайте ребенка – старайтесь, чтобы он рассказал, что он видел, где он был, что делал. Это формирует память и связную речь, учит внимательности.

Развитие связной речи

Развитие речи детей, а  именно связной речи предполагает умение говорить развернутыми предложениями, точно формулировать мысли, выстраивать логически рассуждения.

Связная речь начинает развиваться в период с 3 лет, а наиболее активно ее формирование протекает в 5-6 лет. В этот период чаще предлагайте малышу пересказать прочитанную вами сказку. Чтобы малышу поначалу было проще, можно прочитать рассказ два раза, если требуется – задать наводящие вопросы. Очень хорошим упражнением является рассказ с объяснением смысла прочитанного произведения. Попросите малыша рассказать, чему учит история, почему герои рассказа поступили так, как можно было еще поступить. Это учит ребенка мыслить, формулировать мысль, искать причинно-следственную связь. Вариантом упражнения может быть игра «объясни значение пословицы другими словами».

Игры в слова

Хорошо пополняют словарный запас и стимулируют развитие речи игры в слова: по очереди надо называть слова, причем игрок называет свое слово на ту букву, на которую закончилось слово, придуманное предыдущим игроком. Игра веселая и даже взрослому иной раз придется хорошо подумать.

Игры в рифму, «назови синонимы», «назови слова, противоположные по смыслу» также хорошо пополняют словарный запас и учат оперировать словами свободно. Можно на прогулке развлекаться с ребенком так – предложите догадаться, почему предмет называется именно так. Подорожник, колокольчик, самолет, небоскреб – почему их так назвали? Игра учит  звукобуквенному анализу и словообразованию.

Со словами можно придумать множество игр самостоятельно – тогда у вас будут свои семейные игры, в которые будет интересно играть ребенку.

Автор: Елена Спицына, психолог, специалист по раннему развитию

Нравится!
В закладки
Просмотров: 22239
Отметок «Нравится!»: 14
Комментариев: 13
15 Июль 2010
бэби.ру
Добавить комментарий
Комментарии (13)
ЕленаЕсли у девушки в глазах появились озорные огоньки - это значит, что тараканы в ее голове что-то празднуют. Омск
Всегда считала, что в разговоре с детьми не стоит коверкать слова. Поэтому и с сыном, и с дочерью особое внимание уделяю четкому проговариванию слов. Дети сами без нашей помощи находят слова заменители, которыми и пользуются до определенного момента.
20:20 | 15 июл 10
Ольчик Москва
Елена

тоже считаю, что коверкать слова нельзя и наши сюси пуси только портят дело.
Понятно, что в каждой семье есть некие словечки для внутреннего обихода и произношение может коверкаться, но детям это наносит только вред

14:45 | 16 июл 10
Анастасия Севастополь
Я говорю малому уже и сложные слова.
00:19 | 16 июл 10
Наталия Жуковка
Никогда не сюсюкала с ребенком и бабушкам запретила, т.к. придерживаюсь мнения, что множество нарушений речи детей берут свое начало с младенчества. А то сначала взрослые умиляются:«Нас малыс такой холосый и класивый!» А потом удивляются, почему ребенок никак не научится выговаривать букву «Р». Разговаривайте с детьми  правильно произнося все слова, неправильно говорить они и без вас научатся.
00:41 | 16 июл 10
Ольга
Очень уж меня раздражают эти бибики мимики. С ребенком с рождения разговаривала без всяких сюсюканий. Разговаривала постоянно. Телевизор у нас при ребенке практически не включался (до года точно). Результат на лицо. Заговорил достаточно рано в 1, 5. Причем мог повторить любое слово.  
09:33 | 16 июл 10
Добейко Лариса
ОльгаСогласна с Вами полностью!!! мои дети говорить начали рано и легко .
17:21 | 19 янв 11
Надя Новосибирск
спасибо, очень познавательная статья, утащила к себе в закладки
10:40 | 16 июл 10
ШумкАСлабые - мстят...Сильные - прощают... а я - СЧАСТЛИВАЯ - всё забываю, прощаю и не вспоминаю...!!! Кириши
Планирует
С ребенком надо разговаривать нормальным человеческим языком, а иначе придется  потом с коверканого языка приучать к нормальному. Не усложняйте детям жизнь.
10:56 | 16 июл 10
Ольчик Москва
ШумкАсовершенно верно! С детьми вообще имеет смысл общаться на равных и по взрослому!
14:50 | 16 июл 10
ЕленА Санкт-Петербург
еще бы некоторые взрослые научились правильно говрить!
19:00 | 17 июл 10
iriiiiiiin
девочки у меня малая ей 1г.3 мес. она говорит тока мама, папа баба, дай, на.что мне сделать чтоб она началал повторять за мною слова?
16:59 | 30 окт 10
Добейко Лариса
iriiiiiiinчаще читайте вслух книжки, просто вслух читайте стишки
17:23 | 19 янв 11
Добавить комментарий
Новый комментарий
Прямой эфир

На сайте

У подруг

Мой город
      
   
Спасибо, Ваше сообщение
будет рассмотрено.