Из журнала пользователя Мой маленький
Доступно: Только для меня и подруг
Май, 2008

Враг ли левая рука?

О леворуких детях и проблемах их воспитания

Малыш потянулся левой ручкой к ложке. «Возьми ложку в правую руку», — одергивает бабушка. И, обращаясь к маме, добавляет: «Следи за ним. А то станет левшой! В школе проблем не оберешься!» Бабушка помнит, как учительница, обучавшая ее в первом классе, жестко боролась с теми, кто пробовал писать левой рукой. Действительно, быть леворуким неудобно. Наш быт устроен по принципу «удобно для праворуких»: ручки на дверях расположены «под правую руку», часы идут слева направо, страницы в книге удобнее переворачивать правой рукой. И все-таки! Стать левшой нельзя. Им можно только родиться. Леворукость — не дефект воспитания и не каприз ребенка. Это психофизиологическая особенность, связанная со спецификой функционирования парных органов человека.

Почему он так делает?
Человек устроен симметрично, и многие его органы дублируют друг друга. У него два глаза, два уха, две руки, две ноги (а также два легких, две почки и т.д.). Но парные органы у людей выполняют различные функции и развиты неодинаково. Один из двух всегда является ведущим. Наши руки тоже развиты в разной степени. У 85% населения земного шара ведущей является правая рука: она «умеет» гораздо больше, чем левая. Но не потому, что ее специально тренировали. А потому, что она более умелая от природы. А у 15% людей наоборот: ведущей является левая рука.
Учитывать это необходимо потому, что рука и ее активность связаны с работой больших полушарий мозга. «Ответственность» полушарий распределяется по зеркальному принципу: правое полушарие отвечает за левую руку, левое — за правую. Для праворуких людей главным является левое полушарие. Его отличает особая «ответственность» за речь: в левом полушарии располагаются центры речи. И развитие руки и развитие речи взаимосвязаны. Особенно чувствительна эта связь в раннем возрасте.

Что нам с ним делать?
Чтобы не навредить малышу, а помочь в преодолении жизненных сложностей, запомните несколько правил.
● Когда ребенок еще мал, создавайте развивающие ситуации, при которых он активно работает обеими ручками. Это стимулирует работу обоих полушарий и предотвращает ошибки в выборе ведущей руки.
● Играйте с ребенком в пальчиковые игры, водите, держа то за одну, то за другую руку. Когда он станет постарше, займитесь лепкой: она стимулирует развитие обеих ручек. Учите малыша ловить и кидать мяч.
● Начиная занятия рисованием, давайте крохе порисовать каждой рукой по очереди, или вкладывайте кисти сразу в две ручки. Лучше всего рисовать на больших листах бумаги симметричные предметы: бабочку, солнце, жука, домик.
● Первая ситуация, в которой нужно выделить «рабочую» руку, — обучение малыша пользоваться ложкой. Понаблюдайте, какой ручкой он предпочитает ухватить прибор. С определением ведущей руки вам помогут и наблюдения, относящиеся к более раннему возрасту: какой ручкой малыш начал тянуться к подвешенной над кроваткой игрушке, надевал колечки на пирамидку, катал машинку? Если ребенок не оказывает явного предпочтения одной руке, можно вложить ложку в правую руку.
● Вторая ситуация выбора руки связана с обучением малыша чистке зубов. Покажите ребенку, как вы это делаете, и предложите взять зубную щетку. В какую руку он ее возьмет? Если вы сомневаетесь в праворукости малыша, учите его чистить зубы обеими руками по очереди, или утром одной рукой, вечером — другой.
Предупредите о леворукости ребенка педагогов в детском саду или на курсах подготовки к школе. Ваша позиция должна быть сформулирована четко: вы не хотите, чтобы ваш леворукий ребенок рисовал и писал правой рукой. Современные педагоги, как правило, идут навстречу детям и их родителям, тем более что Институтом физиологии детей и подростков разработаны специальные прописи для леворуких.


Марина Александровская, психолог


Может, мой ребенок — гений?
Некоторые родители, познакомившись с психологической литературой о леворуких детях, приходят к выводу, что левшество — это не плохо, а хорошо, поскольку среди левшей много выдающихся людей. Список, действительно, кажется внушительным: Юлий Цезарь, Наполеон, Микеланджело и Рафаэль, Бетховен, адмирал Нельсон, Черчилль, Билл Клинтон и Пол Маккартни. Леворуким был и русский писатель Николай Лесков, написавший повесть «Левша». Правое полушарие мозга отвечает за целостное восприятие, за образное и пространственное мышление. Перенос центров речи из левого полушария в правое не означает, что оно утрачивает свои функции. Просто нагружается дополнительной «ответственностью». Может быть, это действительно ценное сочетание, благоприятствующее развитию способностей у детей. Однако совсем не у всех леворуких детей правое полушарие является речевым, а всего лишь у половины. И пока нет серьезных оснований считать, что леворукий ребенок — потенциальный гений. Представления о выдающихся способностях левшей, способных подковывать блох, является всего лишь обратной
стороной мифа об их ущербности.


Кстати
Никогда не настаивайте, чтобы, рисуя, ребенок брал карандаш в правую руку. Предоставьте ему выбирать рабочую руку для рисования. Ребенок может быть бытовым правшой и при этом — графическим левшой. Это верный признак того, что ему, скорее всего, нужно будет учиться писать этой же рукой. А рука, предназначенная для письма, должна пройти соответствующую тренировку, и лучше рисования для этого ничего нет.

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи