Из журнала пользователя Мой маленький
Доступно: Только для меня и подруг
Май, 2008

Быстро за стол

Правила поведения и этикета для самых маленьких

Каким родителям не хочется, чтобы их малыш освоил хитроумную науку застольного этикета, научился управляться с положенной к парадному столу армией ножей, вилок, фужеров… ну, или, на худой конец, просто есть с закрытым ртом, не проливать суп на скатерть, не класть локти на стол.
Неумение вести себя за столом — едва ли не самая частая тема конфликтов между родителями и детьми. Как быть? Одергивать, читать нотации, превращая в кошмар каждую совместную трапезу? Если успех и будет достигнут, цель явно не оправдает средства. Оставить все, как есть, в надежде, что со временем Маугли устыдится своих ужасающих манер? Увы, история педагогики не сохранила сведений об успешности этого метода. Главная причина упорного сопротивления большинства детей есть по правилам заключается в том, что, с точки зрения ребенка, они нелогичны, нелепы, и соблюдать их неудобно. Ну почему ложку можно держать в правой руке, а вилку надо в левой? Зачем резать арбуз на маленькие кусочки, если вкуснее кусать от огромного ломтя, чтобы сладкий сок щекотал тебя за ушами? Значит, чтобы у малыша возникло желание соблюдать правила хорошего тона, нужно сделать так, чтобы ему было удобно и комфортно им следовать.

С точки зрения педагогики
Навыки поведения, усвоенные ребенком на первом году жизни, оказываются самыми прочными, т.к. фиксируются подсознанием. Поэтому начинать учить ребенка правилам застольного этикета лучше до того, как он начнет есть самостоятельно. Оптимальный момент — введение первого прикорма. Не пренебрегайте мелочами: заведите нарядную посуду, красиво разложите еду на тарелке, наденьте едоку симпатичный фартучек. Как бы ни был мал ваш ребенок, предлагайте ему самому взять в руки ложечку, хотя он вряд ли с ней справится, а возможно, даже не поймет, для чего она нужна. Но так вы дадите понять, что он — активный участник процесса еды, а не пассивный объект маминых манипуляций.
К формулам вежливости приучать кроху тоже лучше прямо сейчас. Тогда они станут для него чем-то само  собой разумеющимся, и вам не придется напоминать о них подросшему чаду. Пожелайте крохе приятного аппетита, а когда он наестся, скажите, как бы от его лица: «Спасибо, мама!» Чем раньше вы начнете сажать малыша за общий стол, тем скорее он научится хорошим манерам. После полугода, чтобы кроха чувствовал себя полноценным участником взрослой трапезы, предложите ему кусочек хлеба, вареной картошки, ложечку супа с вашей тарелки. Такие микродозы взрослой пищи называются «педагогическим прикормом».

«Я сам!»
Вчера малыш радостно разевал ротик навстречу протянутой ему ложке с кашей, а сегодня скандалит и сбрасывает со стола тарелку. Если ситуация повторяется, значит, вы столкнулись с одним из проявлений кризиса самоидентификации, который дети переживают в районе года. Ситуация, когда мама кормит малыша с ложки, больше его не устраивает, и он начинает бунтовать. Настало время предложить ему есть самому. На первых этапах не обойтись без разрушений. Чтобы минимизировать их, подложите под детский столик клеенку, приобретите тарелку на присоске, которую невозможно сбросить со стола. Готовьте еду такой консистенции, которую малыш сможет есть самостоятельно: кусочки отварных овощей, паровые котлетки, оладьи.

Играем в гости!
Малыш подрос. Он управляется с вилкой и ложкой, умеет аккуратно есть. Но как убедить его, что застольный этикет — это не свод бессмысленных и неудобных правил? Лучше сделать это в ролевой игре. Пришли в кафе мышка и медведь. Огромный медведь, хоть и неуклюжий, но старается изо всех сил: режет кушанья на кусочки, осторожно отпивает сок из хрупкого стаканчика. А маленькая мышка не умеет себя вести: разложила локотки на столе — толкнула мишку. Потянулась через весь стол за салатом — угодила хвостом в соус. Полезла своей ложкой в общее блюдо — все перепачкала. Малыш с радостью будет исправлять промахи бестолковой мышки. А заодно усвоит без нравоучений: правила этикета нужны для того, чтобы всем было комфортно за одним столом. Не соблюдать их — значит, не уважать того, кто с тобой вместе обедает или ужинает.

Обойдемся без перегибов
Даже в благом деле лучше не переусердствовать. Если крохе с трудом даются хорошие манеры, не заостряйте на этом внимание: теплые отношения дороже умения пользоваться ножом и вилкой. Смешно ждать от двухлетки, что он, оказавшись на званом вечере, станет соблюдать правила поведения за столом. На протокольное мероприятие, требующее строгого соблюдения правил приличия, маленьких детей лучше не брать.
Помните, что правила этикета со временем подвергаются корректировке.
Ребенок, обученный «великосветским» манерам, выглядит умилительно на званом вечере. Но если он не знает, как справиться с гамбургером или с мороженым, как съесть куриную ножку без ножа и вилки и что делать с фруктами, оставшимися на дне стакана с компотом, он будет чувствовать себя неуютно и в компании друзей, и за обедом в детском саду.


Важно
Сразу приучайте ребенка есть твердую пищу вилкой, а после двух лет — и нарезать ее ножом. Не сердитесь, если малыш будет помогать себе при этом руками. Но обязательно дайте понять, что ручки после этого надо вытереть салфеткой. Необходимо с самого начала соблюдать жесткое правило: еда — не игра. Если ребенок не ест и явно балуется с едой (размазывает ее руками по столу или тарелке, крошит, разбрызгивает и т.д.), спокойно уберите еду и высадите его из-за стола.

Необходимо с самого начала соблюдать жесткое правило: еда — не игра. Если ребенок не ест и явно балуется с едой (размазывает ее руками по столу или тарелке, крошит, разбрызгивает и т.д.), спокойно уберите еду и высадите его из-за стола.

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи