Из журнала пользователя Мой маленький
Доступно: Только для меня и подруг
Октябрь, 2008

Простая арифметика

Обучаем детей счету

«Ты считать умеешь?» «Конечно! – важно отвечает трехлетний карапуз и с готовностью затягивает – раз, два, три, четыре…».
«Да он у нас до ста умеет. И цифры знает» – гордо вставляет бабушка. «А ну-ка, принеси мне четыре яблока!»
Мальчуган в недоумении замолкает. Он легко запомнил вслед за бабушкой порядковый счет, нисколько не заботясь о том, что на самом деле означают слова «два», «семь», «пятнадцать».

К сожалению, не только дети, но родители и даже педагоги дошкольных групп путают совершенно разные понятия: знание порядковых числительных, знание цифр, представление о количестве и собственно счет, то есть операции с числами. В результате процесс обучения счету с самого начала идет по неверному пути. Как правило, едва ли не в год ребенку вручают карточки или кубики с цифрами. Ведь любопытному малышу ничего не стоит запомнить несколько значков. Дети действительно легко запоминают забавные закорючки и, пока игра не надоедает, с удовольствием угадывают по заданию мамы или папы, где лежит нужная цифра.
Стоит малышу как следует научиться говорить, как его обучают пресловутому «раз-два-три-четыре-пять». То есть вновь происходит подмена понятий и, вместо того, чтобы учить ребенка оперировать числами, его заставляют манипулировать словами и знаками, смысл которых он по-прежнему понимает с трудом.

Любая задача должна быть связана с непосредственным опытом ребенка, жизненным или игровым, только в этом случае она будет интересна. Обязательно придумывайте дидактические ролевые игры: без них обучение ставится серым и скучным. Например, «Звери не могут попасть домой, потому что не понимают номеров, которые написаны на дверях их квартир. Нужно рядом с каждым номером приклеить карточку с нужным количеством точек».
Не пренебрегайте универсальным «орудием счета»: пальчиками. Дети недаром предпочитают их любому другому счетному материалу. В кончиках пальцев множество нервных окончаний, напрямую связанных с зонами мозга, отвечающими за развитие речи и абстрактного мышления. Считая на пальцах, ребенок приобретает сенсорный опыт. Поэтому очень эффективна незамысловатая, на первый взгляд, игра. Вы показываете карточку с цифрой, а ребенок – соответствующее количество пальчиков.

Раз, два… много! (от года до двух)
Важно, чтобы малыш понял, что может быть разное количество предметов и их можно пересчитывать. Вам кажется это совершенно очевидным? А вот для годовалого малыша будет великим открытием, что, оказывается, из множества однотипных предметов можно выделить один. «Сколько у нас яблок? Ай, как много! На, Машенька, одно яблочко!». Предложите ему самому поучаствовать в игре: «Как много у Пети кубиков! Дай один кубик маме!» «Давай кормить зверей. Положи один грибочек мишке, один – зайке, один – мышке». Обыгрывайте ситуацию в самых разных вариантах: может пройти довольно много времени, прежде чем он разберется, что же такое на самом деле «один». Если вам кажется, что малыш понял, о чем идет речь, можно ввести в обиход понятие «два». «Дадим мышке одно яблочко, а мишке – два. Смотри, какой он большой!»

Важно
И цифра, и порядковое числительное — всего лишь знаки, обозначающие количество. Учить ребенка цифрам раньше, чем он осознает, что такое количество, столь же бессмысленно, как знакомить младенца, не умеющего говорить, с буквами.

Учимся играя (от двух до трех лет)
Когда понятия «один» и «два» будут усвоены и ребенок поймет, что предметы в принципе можно пересчитывать, дело пойдет быстрее. Лучше добиваться того, чтобы малыш четко представлял, чему соответствует каждое число. На этом этапе очень полезно научить малыша определять количество не только визуально, но и при помощи других сенсорных систем: на слух или на ощупь. Сделать это можно при помощи веселых игр. Мама-коза сказала козлятам, что будет стучаться в дверь четыре раза. Козлятам нужно внимательно прислушиваться, чтобы понять, кто стучится в дверь: мама или злой волк. Мышки спрятались от кошки в норке и не хотят выходить наружу. А нам надо приготовить для них обед. Попробуем узнать, сколько их там: засунем ручку в норку (мешочек или коробку) и сосчитаем на ощупь.

При знакомстве с цифрами поможет сенсорная игра: «Золушка». Мачеха не просто приказала Золушке рассортировать крупу, но и разложить по банкам с номерами: четыре макаронины, пять фасолин, три горошины.

Цифра и число (от трех лет)
Когда можно начинать знакомить малыша с цифрами? Не раньше, чем он освоит понятие количества и будет в состоянии понять, что же на самом деле означает та или иная цифра. Для начала нужно объяснить малышу, зачем вообще нужны цифры, ведь, в отличие от вас, ему это совершенно непонятно. Попросите его дать вам, к примеру, одну шишку. Положите ее на карточку с цифрой 1. Затем попросите два предмета и положите на цифру 2 и так далее. Спросите как он думает, зачем вы это делаете, и, если он не сможет ответить (что, скорее всего, и произойдет), объясните, что есть специальные значки, при помощи которых вы можете угадать число, не пересчитывая предметы.
Предложите проверить, так ли это. Попросите его показать вам какую-нибудь из карточек. Назовите цифру. Этот незамысловатый фокус производит на детей поистине ошеломляющее впечатление, и они загораются желанием овладеть волшебными значками. Вам потребуется немало времени и фантазии, чтобы малыш твердо запомнил цифры. Пусть это будет открытие, к которому он придет – с вашей, конечно же, помощью – самостоятельно


Ася Штейн, педагог, мама трех детей


Нужные вещи

ИЗУЧАЕМ ЦИФРЫ.
ЭГМОНТ
Красочная книга с яркими рисунками поможет малышу познакомиться с цифрами и даже подержать их в руках.

 ГДЕ ЖИВУТ ЦИФРЫ.
ДВА ЖИРАФА
Аудио-путешествие в страну Математика. На что похожи цифры и где они живут? Сколько пальцев на руке и сколько месяцев в году?
Учимся считать ворон на дереве и цветы в поле.

ВЕСЕЛЫЕ УРОКИ БАНИЛАСКИ.
ВИМБО
Молодая мама и педагог Вера Дворянинова придумала развивающие стихи и песни про цифры. Малышу понравится!

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи