Из журнала пользователя Мой маленький
Доступно: Только для меня и подруг
Ноябрь, 2008

Осторожно – сказки!

«Я все больше убеждаюсь, что детские книги, которые доставляют удовольствие только детям, книги плохие. Долгая жизнь у тех книг, которые читают все».
Клайв Льюис, автор сказочного цикла «Хроники Нарнии»

«Мороз по коже даже у взрослого»
Даже в вечных русских народных сказках то и дело кто-то кого-то съедает. Современные неадаптированные книжки, например, братьев Гримм, полны кровавых подробностей, вроде голубей, которые выклевывают глаза злой сестре Золушки или мачехи, отрубающей голову своему пасынку, чтобы приготовить из нее обед мужу.

Мнение «против»
Анна Никулина, педагог, мама двоих дочек
«Скармливая» на ночь малышу сказочный кошмар, родители вряд ли добьются чего-то, кроме бессонницы и стойкого страха перед книгой. У детей еще не сформировалась психическая устойчивость, способность противостоять жестокости. Сказки должны будить воображение, а не рождать страх и тревогу. Добрая сказка дает детям ощущение защищенности, надёжности мира, а страшная это ощущение разрушает. Во всем мире неадаптированные сказки читают взрослые, глубоко изучающие фольклор или творчество какого-то писателя».

Мнение «за»
Ольга Юркова, психолог, мама взрослого сына, бабушка 4-летнего внука
«Даже если мы уберем «страшилки» из сказок, дети сами себе их придумают. Переживая «книжный», «невсамделишный» страх, дети учатся справляться со страхами реальными. Сегодня малыш одолел напавшего на него сказочного дракона, а завтра эта победа даст ему силы постоять за себя в реальной ситуации на детской площадке. Конечно, во всем важно чувство меры. Раньше с детскими книгами работали опытные и тонко чувствующие детскую психику редакторы. Сейчас, к сожалению, таких специалистов почти не осталось. Попробуйте стать редактором сами. Просто «пропускайте» моменты, которые кажутся вам жестокими. Страшные сказки вовсе не стоит читать, если ваш ребенок тревожен.

Важно
Как понять, что ребенок еще «не дорос» до какой-то книги?
Во время чтения попросите малыша поднимать руку, если ему что-то непонятно. Если на одну страницу «приходится» пять или более «голосований», значит, эта книга для ребенка пока сложновата.

«Что это за словечки?»
Недавно в книжных магазинах появился «Карлсон с крыши, или Лучший в мире Карлсон» А. Линдгрен в пересказе Э. Успенского. «Устроить шухер», «смотаться», «тырить», «не париться» – так теперь разговаривают сказочные герои.

Мнение «за»
Ольга Юркова, психолог
«Мы не в состоянии полностью «спрятать» детей от сленга. Они все равно слышат его: на улице, от сверстников, от посторонних взрослых. Ребенок, которого дома ругают за сленговые слова, подвергается большему соблазну их употреблять. Запретный плод, как известно, сладок. А ребенок, который знакомится с «дворовыми» словечками в сказке, получает возможность обсудить их с мамой, в игровой, а не в назидательной форме узнать ее мнение о таких словах. То есть получает своеобразную «прививку от сленга». Мы, психологи, часто предлагаем родителям рассказывать ребенку сказки, в которых скрытым героем является он сам. Малышу, который не делится игрушками, полезно послушать сказку про жадину; пугливому ребенку – про зайца, который всего боялся, а потом стал смелым. Если вам не нравится, что ребенок употребляет сленг – посмейтесь вместе над тем, как разговаривает Карлсон; предложите ребенку представить, как нелепо выглядел бы этот сказочный герой на утреннике в детском саду. Такая игра-обсуждение окажет лучшее воспитательное воздействие, чем поучения и запреты». «Одно дело употребить «дворовое» словечко на улице, и при это знать, что вообще-то так разговаривать не хорошо. Совсем другое – услышать это из уст своей мамы. Дети способны критично относиться к тому, что говорят их сверстники, посторонние взрослые. Но они полностью принимают на веру и не подвергают сомнению то, что исходит от родителей. Если вы приносите в дом и читаете вслух книги со сленговыми выражениями, вы тем самым «амнистируете» их в глазах ребенка и фактически даете ему добро разговаривать именно так.

 «Масс-культ для малышей»
Ассортимент книг для детей повторяет «джентльменский набор» вокзальных ларьков – детективы, ужастики, «любовные романы». А где же рассказы о животных, о природе, повести о дружбе, об истории нашей страны?

Мнение «против»
Анна Никулина, педагог
«Увы, это одна из «гримас» рынка: заказ на детскую литературу зачастую формируется «под копирку» продуктов взрослой масс-культуры. Во многих книгах нет подтекста, без которого немыслима настоящая литература; язык героев беден, сюжеты примитивны и предсказуемы. Но не надо забывать: взрослое «одноразовое» чтиво предназначено для того, чтобы человек мог «разгрузиться», отвлечься, как бы «выскочить» на время из реальной жизни. Дети же только в жизнь входят! Если не читать ребенку книг, которые требуют интеллектуальной и душевной работы, он так и не привыкнет совершать эту работу, а, значит, не сможет читать настоящую, качественную литературу и в пятнадцать, и в двадцать лет.

Мнение «за»
Ольга Юнисова, психолог
«Разумеется, нельзя покупать детям откровенно глупые и плохие книги. Но не стоит огульно критиковать детские детективы и фэнтези. Не бывает плохих жанров, бывает плохая и хорошая литература. Каждая из мам наверняка может вспомнить скучные, ничего не оставившие в памяти произведения, которые претендовали на «высокодуховность» и входили в программу «внеклассного чтения». Купите вы «мусор» или достойное произведение, зависит только от вас. Возьмите за привычку читать хотя бы несколько страниц из книг, которые покупаете детям»

Пожаловаться
Рубрика:  Чтение для детей
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи