Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 10 (октябрь) 2004 г.

Раннее развитие речи. Часть 1.

Где нас подстерегают опасности или
Может ли повредить раннее развитие речи?
Все без исключения родители хотят, чтобы их ребенок как можно раньше и как можно лучше говорил. Cтрашно гордятся первым словом своего крохи и ревниво сравнивают его успехи в этой области с успехами соседского малыша: «А ваш что уже умеет говорить?»
И неудивительно. Человечески детеныш тем и должен отличаться от других детенышей на Земле ─ и это самое явное, лежащее на поверхности его отличие, ─ умением разговаривать. Ребенок, отстающий в речевом развитии, вызывает сожаление и оправданное беспокойство родителей, а преуспевающий, ─ гордость и умиление. И я не исключение, тем более что я обладаю некоторыми знаниями в этой области: знаю, как сделать речевое развитие более ранним и более успешным. Когда я замечаю, что мои дети здорово опережают в своем речевом развитии, свободно и творчески обращаются со словами: сочиняют сказки и стихи, я невероятно радуюсь.
С развитием речи связано развитие так называемого «вербального интеллекта», умение рассуждать и обобщать, делать выводы и т. д.
Кроме того, умение говорить ─ одно из
важных условий успешной социализации – вхождения ребенка в общество. Каждый человечек, подрастая, ищет свое место в социуме. И здесь многое определяется тем, чем ребенок может выделиться, и чем он схож со сверстниками: может ли завоевать симпатию окружающих (не без помощи «хорошо подвешенного языка»). Не говоря уже о том, что он просто быстрее и точнее может объяснить, чего он хочет, что помогает избежать многих конфликтов и рождения негативных эмоций.
Уже в детском саду плохо говорящий ребенок подвергается насмешкам и чувствует себя некомфортно. Его не понимают, а значит, и не принимают. А это может нанести огромный ущерб его психике, и в дальнейшем помешать успешной адаптации в маленьких и больших коллективах. Поэтому армия логопедов, лингвистов и педагогов никогда не останется без работы. Разве что человечество прейдет на принципиально иной способ общения, например, будет обмениваться мыслями на расстоянии.
Я и не пытаюсь оспаривать прелестей раннего развития речи, тем более что сама консультирую родителей, как достичь в этом максимального успеха.
Только один небольшой факт сидит в моем сердце занозой: Эйнштейн не говорил до четырех лет…
Наивная картина мира
Существует в науке такое понятие, как наивная картина мира (образ, модель мира) – представление о мире, которое свойственно обществу (вернее, его представителям) на определенном этапе развития. Почему наивная? Потому что она кардинально может отличаться от научной картины той же эпохи и того же сообщества. Это те наивные знания, которые мы усвоили с раннего детства. Обычно наивная картина мира отражена в языке. Не просто отражена, закреплена. Неудивительно, что в языке эскимосов около сорока наименований снега (для снега пушистого, гладкого, рыхлого и т. д. есть свое специальное слово), ведь они живут в мире снега, им просто необходимо иметь эти названия. А у японцев почти столько же наименований оттенков и цветов (это у нас есть светло-розовый и темно-темно-красный, а у них каждый оттенок назван отдельно). Другой язык не передает тех нюансов снега или цвета, которые с детства знакомы говорящему на японском или эскимосском. Такие детали существуют в картине мира японца или эскимоса, и усваиваются маленьким ребенком, когда он учится говорить. Ему не приходит в голову, что может быть по-другому (а ведь у соседнего народа по-другому, значит это не «как на самом деле», а «как говорят» на его языке). Например, мы говорим: «солнышко уже встало», словно оно живое и может двигаться. Уже потом, подрастая, мы узнаем, что не солнце движется: встает или садится, а Земля, но это потом и это относится к научной картине, а где-то в «глубине души» мы продолжаем думать и говорить: «солнце встало».
Пока маленький ребенок не знает, как все говорят, он не имеет и рамок, которые накладывает язык. Никто еще не объяснил ему, что и как называется, для чего предназначено, а для чего уж точно не предназначено. Он должен сам узнать. А язык это в некотором смысле фильтр, который накладывается на свежее и непосредственное восприятие мира ребенка.
Это не так страшно, с одной стороны, ведь главное, чтобы говорение не стало заместителем мира, чтобы не было перекоса в сторону языка. Для этого, не упускайте случая показывать ребенку, как прекрасен и удивителен этот мир, сколько в нем красок, звуков, цветов. Как изменчива природа. Не отмахивайтесь, если он принес для вас одуванчик: понюхайте и рассмотрите его вместе. Любуйтесь миром вместе с ребенком так, словно вы увидели его впервые. Тогда перекос «в одну сторону» вам не грозит.

 

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи