Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 9 (сентябрь) 2004 г.

Луиза Исаева преподает географию своим ровесникам

Луиза Исаева из села Курлаково Нижегородской области в 5 лет закончила начальную школу, а в 13 лет – 11 классов с медалью. В пединститут Луиза поступала со свидетельством о рождении вместо паспорта. А в родной школе стала преподавать задолго до получения диплома. Юная учительница говорит на двух языках – русском и чеченском. И высших образования она тоже хочет иметь два, как и ее родители.

Педагогический эксперимент
Луиза Исаева родилась в Москве в семье чеченских студентов. Французское имя мусульманская девочка получила в честь своей тетушки. «У нас в Чечне часто дают женщинам необычные имена, – по-детски хвасталась нам Луиза, – маму, например, зовут Роза, а сестру – Адель!» На свет Луиза появилась в тот момент когда ее родители, закончив Тимирязевскую сельхозакадемию, поступили в пединститут. Жила молодая семья в общежитии, и ребенка оставлять было не с кем. Поэтому родители Луизы приходили на лекции прямо с коляской. Но преподаватели не ворчали на них – малышка редко плакала и вызывала у педагогов-теоретиков профессиональный восторг. Когда же Луиза стала постарше, ей даже разрешили бродить по лаборантским и кафедрам. «Меня все педагоги знали, – вспоминает Луиза, – И постоянно подкармливали конфетами… А маме все время говорили – попробуй позаниматься с ней. Ну, бывают же удачные эксперименты!».
Луиза развивалась быстро: ходить начала около 9 месяцев, почти сразу же заговорила. Причем, не отдельными словами, а стройными фразами. Заговорила на двух языках – на общепринятом русском и родном чеченском. А с иностранцами, которых в общежитии было предостаточно, даже пыталась разговаривать на каком-то своем, третьем наречии.
С 3-х лет мама начала обучать дочку школьным предметам. «Мы занимались каждый день по 5-6 часов, – вспоминала Луиза свой режим, – иногда даже по воскресеньям. Часа три я писала и считала, немного отдыхала. А потом еще два часа читала и учила стихи». За один год Луиза прошла программу первого и второго классов, за второй – всю начальную школу. Экзамены девочка сдала экстерном в московской школе на «отлично». В пять лет она прекрасно знала таблицу умножения, умела читать и писать.
Меняю Германию на Курлаково, а русскую деревню на Чечню
Педагогический эксперимент с дочкой закончился для мамы красным дипломом. Ей предлагали аспирантуру и работу в Германии для всей семьи, но молодые педагоги отказались. Видимо, из патриотических чувств… По окончании пединститута Исаевы вдруг уехали работать агрономами в село Курлаково Нижегородской области. Работы в совхозе было очень много, поэтому дочку родители отправили к бабушке и дедушке в Чечню. Луиза проучилась там весь четвертый класс. Когда романтика совхозной жизни рассеялась и нецензурная брань аграриев стала невыносима, родители перебрались в единственный культурный очаг села – школу. Папа – учителем истории и физкультуры, мама – математиком и биологом. Вернулась под родительское крыло и Луиза. Курлаково стало для Луизы второй родиной, но каждое лето девочка ездит отдыхать в свой Серноводский поселок в Чечню. «Я бы не хотела жить ни в Москве, ни в Германии, – юная учительница географии мысленно листает атлас, – Ведь в городе жизнь суматошная, и никто друг друга не знает. В деревне же знаешь каждого человека. Я родилась в Москве, мне нравится жить в нашем Курлакове… Но родина для меня все-таки Чечня, иногда меня туда очень тянет...»

Борьба за медаль
В средней школе Луиза училась уже без маминой постоянной опеки, самостоятельно штурмуя в 10 лет учебник физики 8 класса и штудируя «Войну и мир» в 12. Были проблемы и с математикой, над книжками Луизе пришлось просиживать не один час в день. Любимыми предметами оставались литература и особенно география. Все, что было дома – энциклопедии, карты, атласы – девочка читала с упоением, листала от корки до корки. «Труднее всего давалась физика, – Луиза с улыбкой вспоминает недавнее школьные проблемы, – Но теперь мне кажется, что это не из-за предмета, а из-за преподавателя. Он очень быстро и непонятно говорил… Но я своей настойчивостью и дотошностью, постоянными расспросами учителя «доконала», и он поставил-таки мне «пятерку»!»
Закончила среднюю школу Луиза в 13 лет с серебряной медалью. «Я действительно хотела получить медаль, – честно признается Луиза, – Прежде всего для того, чтобы люди не думали, что я какая-то выскочка. Ведь всего я достигла ежедневным упорным трудом. По сути же медаль мне была не нужна...» Единственная четверка в аттестате осталась по русскому языку. Учитель никак не мог смириться, что чеченская девочка на шесть лет опережает в развитии его собственного сына третьеклассника. «Он вскоре ушел из школы, – обида еще немного сквозит в словах Луизы, – А четверка осталась».

Маленькая среди больших
Отношения с одноклассниками в школе, которые были старше Луизы на 5 лет, тоже установились не сразу. «В начале кто-то завидовал тому, что я такая маленькая и такая умненькая, – Луиза пытается оценить свой опыт как психолог, – Но мне кажется, это шло скорее от родителей. А отношения между нами, детьми, постепенно выравнивались сами собой. Даже если вначале со мной не общались и не обращали на меня внимания, то потом это прошло. Я же всегда старалась держаться на равных со своими одноклассниками. А так как и по умственному развитию, и по физическому я была более развита хорошо, меня принимали как ровесницу». Луиза действительно выглядит старше своих лет. Но когда она приехала поступать в нижегородский пединститут на географический факультет в Нижний Новгород, у нее еще не было паспорта. Ректор, рассматривая метрики, удивился несказанно и выпалил родителям: «Вы что, дураки? Зачем мучить ребенка?» На собеседовании, которое Луиза проходила как медалистка, члены комиссии молча и загадочно улыбаться. «Меня попросили назвать стороны горизонта! – возмущалась Луиза, – Они, наверное, смеялись надо мной! Я же столько готовилась, целыми днями сидела над книгами!» Из шести человек-медалистов по результатам собеседования были приняты в институт только двое. Луиза одна из них. Возможно, девочка могла бы с той же легкостью поступить и на дневное, но родители не решились отпустить ее одну в город.
Сейчас Луиза уже сдала досрочно две сессии на одни «пятерки» и перешла на второй курс. Но в мечтах ее забрезжила новая идея-фикс: «Я хочу поступить еще на факультет программирования. Мне очень нравится работать на компьютере – у нас в Курлакове в школе есть один, правда, без Интернета… Кроме того, я хочу иметь два образования, как и мои родители».

«Лентяям ставлю двойки легко!»
Студентка Исаева после учебы сложа руки не сидит. В курлаковской школе не было специалиста по географии, и директор через департамент образования добилась разрешения на работу для своей бывшей выпускницы. Теперь Луиза учит детей 7-х классов своему любимому предмету. Правда, дети моложе свой учительницы всего на год-другой. Зовут учительницу по имени, и после уроков ходят с ней вместе в кафе «Мороженное». «На уроках они ведут себя, как ученики, – улыбается учительница, – а на переменах – как младшие приятели. Иногда клянчут «пятерки», хотя знают, что я неподкупна. А «двойки» мне ставить жалко только тем, чьи способности ниже средних. Лентяям я ставлю их легко». Единственный ученик, с которым Луиза справиться не может, это ее родной братишка Аслан. Мама решила не ставить больше педагогических экспериментов и в школу Аслана отдавать не стали, не смотря на природные способности. «Ему скоро шесть, и читает он лучше многих первоклассников –37 слов в минуту! – вздыхает Луиза, – но со мной заниматься этот чёрт совсем не хочет!». В день у Луизы Юсуповны 3-4 урока. Это меньше ставки, поэтому  она еще подрабатывает вожатой и ведет драмкружок при школе.

Просто Луиза

Зарплату свою учительскую – 1,5 тыс. рублей – маме отдает. Они хоть и друзья, но как одеваться и ко скольки возвращаться, решает пока мама Роза. «Мама моя очень настойчивая и властная, – делилась с нами Луиза, – Раньше нужно было всегда делать то, что она говорила. Но это хорошо, она мне очень сильно помогла. А сейчас мы с ней общаемся, как друзья. Она, конечно, старший друг. Но мне никогда не хочется ей перечить, мы всегда сумеем договориться». В быту же все, как в обычной семье со взрослыми детьми. Мама будит дочку на работу, а сама идет спать. Дочка делает завтрак. А вот обед готовит тот, кто придет раньше из школы.
Что касается национальных традиций, то в семье Юсуповых их чтят. Брюки на женщинах, например, мусульманским обычаем не предусмотрены. Поэтому  Луиза ходит в длинной юбке. А штаны надевает только на тренировках, и с разрешения отца. Вместе с папой дочка занимаются особым видом каратэ – киокушинкай. У Юсупа Исаева уже коричневый пояс, у Луизы пока только красный. Но осенью она надеяться побороться за синий. Еще Луиза неплохо рисует, с упоением читает любовные романы и пишет стихи. Но на дискотеки не бегает, модных стрижек не носит, а макияж предпочитает естественный. «Боевой раскрас я не люблю! – смеется Луиза – «Знаете, как мне родители говорят? Вот выйдешь замуж – будешь делать все, что позволит тебе муж, хоть наголо стричься!». Только такого мужа я здесь не найду… Придется в Чечню, наверное, за ним ехать.


Катерина ЗОЛИНА
Светлана ВЫСОЦКАЯ
Материал подготовлен при содействии нижегородского общества русско-чеченской дружбы.

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи