Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№4(апрель)2005

Ребенок, который не торопится…

Медлительный ребенок: проблемы с ним и проблемы у него.

Всем нам знакома картина, когда группа детсткого сада уже вышла на прогулку, а один или два ребенка все еще не могут одеться. У воспитателей читается укор в глазах, или даже вылетают оскорбительные прозвища: «А Витя у нас –как всегда копается…». Ребенок старается, на лице выступает тревожный пот, в глазах блестят слезы, а получается все хуже и хуже. Настроение окончательно испорчено, гулять не хочется..

Оглядитесь вокруг, насколько все мы разные. Одни выполняют работу очень быстро и приступают к ней без какой-либо подготовки – у них все «в руках горит», а другие –значительно медленнее подходят к решению задач – сначала составляют в голове план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно приступают к деятельности. Многих родителей может, мягко говоря, раздражать «медлительность» их ребенка – тратится много времени на одевание, раздевание, выполнение какого-либо поручения. Ребенок не может сосредоточиться и начать выполнять необходимое действие или не может вообще сконцентрироваться на мысли о выполнении заданий.
Родители «закипают», а дети обижаются и действуют все медленнее и медленнее. В ход идут обидные слова, и даже подзатыльники. Но воз и ныне там. Некоторые матери принимаются усиленно заставлять ребенка закончить действие, поторапливают его, множество раз повторяя уже сказанное. Другие избирают тактику «лучше сделаю все сама», и стараются решить все дела за ребенка, оставляя его в пассивном ожидании. Знакомая картина, не правда ли?
Разрешение этой непростой ситуации следует искать в исследовании причин медлительности ребенка. И эти причины могут быть более глубокими, нежели кажется на первый взгляд.
Часто проблема начинается уже в дошкольном детстве, а у некоторых детей она прослеживается даже в младенчестве.
Под понятием «медлительный ребенок» может прятаться множество проблем в семье и в здоровье ребенка. Но в последнее время принято объяснять медлительность ребенка только причинами чисто психологическими, такими как особенностями темперамента и характера ребенка. Такой взгляд на эту проблему представляется несколько однобоким.
При работе семейный или детский психолог или психоаналитик используют системный подход к иссследованию детской психопатологии, то есть рассмотрение всех систем организма во взаимосвязи.
У одних детей налицо может быть медлительность, связанная с особенностями нервной системы, а у других детей могут быть в наличии органические изменения, такие как сосудистая патология или последствия родовой травмы, недоношенной беременности и т.д. Существуют изменения ритма и темпа деятельности у ребенка, свзанные также и с неблагополучным климатом в семье – конфликтными отношениями между родителями и ребенком. Начинаясь в раннем детстве, проблема может стать причиной отставаний в учебе, плохой концентрации внимания на уроках, формирования школьных фобий (страха перед школой) и развития детских неврозов.
Нет двух одинаковых детей, каждый ребенок уникален,  и выявить причины его медлительности лучше поручить специалистам- педиатрам, детстким невропатологам, психоневрологам, детским и семейным психологам и детским психоаналитикам.

Причины медлительности детей могут быть разными:
– общая астенизация ребенка вследствие перенесенного острого или хронического заболевания;
– врожденная патология нервной системы, связанная с органической патологией мозга, недоношенной беременностью, родовой травмой и др.;
– медлительность как этап нормального развития ребенка;
– леворукость ребенка;
– особенности темперамента ребенка;
– влияние на ребенка кризисных этапов развития семьи;
– нарушения взаимооотношений между родителями и ребенком;
– авторитарный стиль воспитания в семье, сверхконтроль, жесткое воспитание ребенка.
Кратко остановимся на каждой из причин.

1. Астенизация ребенка после перенесения соматического заболевания или наличие у него хронического заболевания может вызвать нарушение темпа и ритма деятельности ребенка в сторону замедления. И связано это с тем, что дети ослаблены после болезни, концентрация внимания на любых действиях у них ниже,  чем у здоровых детей. Для таких детей необходим адаптационный период и их «медлительность» пройдет сама по себе после полного выздоровления и восстановления сил. С этими проблемами медлительности родителям помогут справиться педиатры, наблюдающие ребенка с момента его рождения. Иногда в некоторых случаях ребенку достаточно провести общеукрепляющую витаминную терапию, стимулирующую иммунитет.

2. Часто причиной изменения темпа и ритма деятельности ребенка – его замедления или ускорения- может быть врожденная патология головного мозга, связанная с последствиями тяжелого протекания беременности, трудными родами, недоношенной беременностью, где все системы организма ребенка являются незрелыми или поврежденными. Такие случаи являются прерогативой детских невропатологов, психоневрологов, детских психоаналитиков и психологов.  Органическая патология часто служит фоном для различных нарушений развития психики ребенка на протяжении всей жизни. И такому ребенку необходимо длительное наблюдение специалистами иногда вплоть до подросткового возраста и старше. В данном случае после всестороннего системного обследования ребенка опытный врач сможет подобрать ему индивидуальную медикаментозную терапию, а психолог и психоаналитик смогут разрешить его внутренние конфликты.

3. Медлительность ребенка можно рассматривать также как этап нормального развития в раннем возрасте. В раннем возрасте (от 1,5 до 3 лет) неторопливость ребенка может быть связана с естественным недоразвитием моторики детей, особенно это касается моторики пальцев рук, что не позволяет ребенку выполнять любые действия по своему обслуживанию быстро, четко и красиво. Такая замедленность проходит как этап развития у каждого ребенка. Дети изо всех сил стараются завязывать шнурки, застегивать пуговицы, но руки и пальцы еще не обладают той гибкостью и проворностью, как у мамы, няни, бабушки или воспитателя детского сада. И это может вызывать у родителей и других взрослых непонятное для дошкольника раздражение и даже незаслуженное унижение ими ребенка, который стремится к самостоятельности. Темп и ритм жизни взрослых людей, которые вынуждены решать за день множество задач, просто непостижим для ребенка младшего дошкольного возраста. И от терпимости мамы и папы зависит, станет ли ребенок самостоятельным в обслуживании или останется зависимым от взрослых. Так некоторые родители, не в силах справиться со своей раздражительность и утомляемостью, перестают «слышать» ритм своего ребенка и стараются сделать большинство дел за него, искренне полагая, что тем самым облегчают ему жизнь. Возможно, родители не подозревают,  что таким образом оказывают ребенку «медвежью услугу», провоцируя у ребенка развитие пассивности и безинициативности. Некоторые дети вплоть до подросткового возраста не справляются со своей закрепившейся в детстве неуклюжестью, что провоцирует формирование у них невротического склада характера.

4. В последнее время специалисты много внимания уделяют леворукости детей. Эта проблема может также стать причиной медлительности ребенка, если в детском саду, школе или дома с должным вниманием не относятся к этой особенности ребенка. Переучивание леворукого ребенка есть и писать правой рукой может привести не только к замедлению темпа и нарушению ритма деятельности, но и к тяжелым дисгармониям в развитии личности ребенка. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит.

5. Особенности темперамента ребенка-флегматика – классический случай ярко выраженной медлительности ребенка. Такой ребенок спешки просто не выносит. При своей неторопливости он отличается солидностью и рассудительностью. Что бы он не делал, он предпочитает уже проверенные, привычные способы и делает все обстоятельно, упорно преодолевая все препятствия. Отвлечь его от намеченной цели очень трудно, свои решения он не меняет, и если их надо отстоять, то проявляет в этом завидное упрямство. Ко всему новому он привыкает крайне трудно, но зато его психика крайне устойчива к любым внешним раздражителям, вывести его из себя почти невозможно. Малыш- флегматик очень сдержан в проявлении эмоций, зато чувства его глубоки и постоянны. Друзей такой ребенок находит с трудом, но в дружбе проявляется завидное постоянство и преданность. Ребенок-флегматик очень миролюбив. Он абсолютно неконфликтен и не агрессивен, он предпочитает уходить от борьбы и лишний раз не рисковать. Речь у такого ребенка нетороплива, часто с большими паузами, эмоционально невыразительна, он мало использует жесты и мимику. Все возрастные навыки формируются у ребенка дольше, зато они очень устойчивы. Больше всего флегматик боится любых перемен, отступлений от привычного ритма жизни. Родителям следует помнить, что темперамент ребенка –это врожденная данность (как и цвет глаз, форма носа), которую в своем малыше нужно научиться принимать. Важно также научиться справляться со своей раздражительностью.
6. Любые кризисные моменты в развитии семьи, как то: развод, переезд в новый город, переход ребенка в новую школу или детский сад, конфликты между родителями или другими членами семьи,- являются для ребенка стрессовыми факторами. Нестабильная детская психика подвергается большому испытанию. Повышается детская тревожность, с которой ребенок может бессознательно пытаться справиться замедлением общей активности, а также торможением выполнения различных действий. Эти тяжелые моменты в жизни ребенка являются травмирующими для его психики, создают почву для развития детского невроза. Чувство вины, подавленность, замкнутость малыша не способствуют восстановлению ритма и темпа его деятельности, а способствуют погружению ребенка в пучину бездеятельности. Решение проблемы состоит в разрешении хронической конфликтности в семье, снятии нервного напряжения у родителей и ребенка, обучении конкретной семьи способам бесконфликтного общения и т.д

7. Нерасторопность ребенка может быть проявлением дисгармоничных отношений между взрослым (например, матерью)  и ребенком. Всегда спешащая, часто отсутствующая, много работающая мама, которая поручает или перекладывает воспитание ребенка на плечи бабушки или няни, теряет эмоциональный контакт с ребенком. Малыш старается привлечь внимание матери своей медлительностью, продлить взаимодействие с ней. Также «заторможенность» малыша может являться скрытой формой выражения протеста против недостатка эмоционального тепла, внимания и любви со стороны матери и отца. Эти и другие дисгармоничные отношения в семье могут быть скорректированы в ходе кропотливой работы с психологом или психоаналитиком. И участие в ней всех членов семьи – залог успеха.

8. Авторитарный стиль воспитания в семье, жесткое принуждение ребенка к выполнению тех или иных требований и постоянный контроль за исполнением поставленных задач, а также строгие меры наказания за непослушание могут явиться причинами снижения детской активности и формирования невротизации ребенка. Медлительность может быть способом контроля и манипулирования ребенка над родителями или являться формой стойкого протеста и сопротивления малыша поставленным требованиям. Она может выражаться как в форме активного протеста- в подростковом возрасте, так и в форме пассивного протеста – как стойкая черта характера. Но это в целом не распространяется на всю деятельность, а только на отдельные ситуации. Например, ребенок не хочет учиться музыке, а его усиленно заставляют играть гаммы – развивается стойкое неприязненное отношение ко всей деятельности в целом и, как следствие, медлительность в музыкальном обучении. Другие стороны жизни протекают к обычном темпе. В этом случае родителям необходимо пересмотреть свой стиль воспитания.

Итак, что можно порекомендовать родителям,  у которых ребенок излишне медлителен?
После четкого определения специалистами и выявления точной причины в вашем конкретном случае, можно предложить следующие рекомендации родителям по взаимодействию со своим медлительным ребенком.

Рекомендации для родителей.
1. Взрослым важно помнить, что «замедленный» ребенок не виноват в своей нерасторопности. Постоянные окрики, насмешки, наказания способны сделать его невротиком, но не ускорят работу.
2. С неторопливым ребенком играют в игры, способствующие повышению активности, но делать это надо в доступном для малыша темпе. Можно познакомить своего малыша с понятием времени и учить его распределять, учить выделять в деле главное и второстепенное, более трудное и более легкое. Важно также приучить малыша к соблюдению режима дня, что поможет создать ему ощущение постоянства, к которому он так стремится.
3. Включение нерасторопного малыша в игры соревновательного типа заранее обречены на неудачу, поэтому лучше воздержаться от таких игр.
4. Лучше ободрять его, поощрять, хвалить за успехи, которые он может сравнить со своими собственными результатами: «Сегодня это получилось у тебя быстрее и лучше, чем вышло вчера», «Вот ты уже научился быстро застугивать пуговицу, кушать …как я», и т.д.
5. Замедленным детям требуется постоянное внимание со стороны взрослых, ненавязчивая помощь от мамы или папы, участие и сочувствие родителей. Эти малыши, как правило, не уверены в себе и в отношении к ним людей, поэтому необходимо поддерживать их убежденность, что все в результате получится хорошо.
6. Иногда флегматичный ребенок не может приступить к выполнению задания из-за опасения неудачи. Достаточно предложить ему помощь, и он наверняка сделает все сам. Ведь ему важнее всего ощущение, уверенность в том, что он не один, он получит поощрение и поддержку. Наказания и одергивания, а также поторапливание такого ребенка могут привести только к отказу от выполнения любых действий.
7. Если в семье не принято открыто проявлять свои чувства, то родители не могут расчитывать на то, что и ребенок будет эмоционально открытым, а флегматичному ребенку очень важно чувствовать эмоциональную поддержку своих близких, ежедневно чувствовать и знать, что он любим, его принимают, в него верят. Это усиливает оптимистическое отношение к жизни такого ребенка.
8. Раздражение со стороны более активного, нетерпеливого взрослого может привести к хроническим конфликтам, страданиям ребенка, а иногда и полной его невротизации. Ведь такой ребенок подозревает, что его недостаточно любят. А самые сильные страхи у детей- страх быть покинутым, и страх потери любви близких ему людей. И у медлительного ребенка они выражены подчас очень сильно из-за его неуверености в своих силах.
9. Стремительные, энергичные мамы замедленных детей способны довести ребенка до невроза и разрушить душевный контакт между ним и собой на всю последующую жизнь. Задача взрослых не мешать развиваться таким детям в присущем им темпе, учитывая их индивидуальные способности.
10. Так как медлительный ребенок боится всего нового и любых перемен, то поступление в детский сад или школу делают его уязвимым перед своей неловкостью. Он тяжело переживает свои неудачи. Важно чтобы родители уделили больше внимания периоду адаптации ребенка в этих и других учреждениях, проконсультировали учителей и воспитателей на тему особеностей своего ребенка, а иногда и защитили его от наказаний и унижений с их стороны. В некоторых случаях следует искать не престижную школу,  а тактичного и вдумчивого учителя.

И, наконец, помните, что самые вдумчивые, разумные, надежные и спокойные люди, способные добиваться своей цели в жизни, часто вырастают именно из флегматичных, замедленных детей.

Парамонова Анжела Анатольевна, детский психоаналитик.  

Пожаловаться
Рубрика:  Поведение ребенка до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи