Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 2 (февраль) 2005 г.

Особый малыш. Интеграция в детский коллектив

Интервью со специалистом
В семье растет ребенок с особенностями развития. Родители давно уже привыкли к нему и приспособились к своему не совсем необычному малышу. Но вот кроха подрастает. Встает вопрос, в какой детский сад его отдавать.

Ведь давно известно, что детям с отклонениями в развитии посещать детский сад просто необходимо. Но пойдет ли малышу на пользу, если он окажется в специальном детском саду, где будет видеть лишь себе подобных, детей страдающих такими же проблемами?
А затем и в такой же школе?.. Не окажется ли ребенок в своего рода резервации, комфортной, приспособленной к его особенностям и потребностям, но не практически не имеющей связи с реальной жизнью, с миром здоровых людей. ну, а если отдать малютку в обычный районный садик – не будет ли хуже. ведь там он не только не получит необходимой помощи, но и станет объектом насмешек других детей, окажется аутсайдером… Как же быть? Какие есть возможности оказать малышу необходимую помощь, не лишая его общества здоровых сверстников?
Рассказать об этом мы заведующую лабораторией педагогической коррекции нарушенной слуховой функции Института коррекционной педагогики РАО Наталью Дмитриевну Шматко
– Дети с отклонениями  в развитии нуждаются в особых условиях, особых методиках, своеобразных обходных путях, которые помогут им усвоить программу. Еще в советское время в нашей стране сложилась прекрасная, признанная на тот момент одной из лучших в мире, система специальных детских садов и школ для детей с особенностями в развитии. В них всегда работали великолепные специалисты-дефектологи, создавалась мягкая, комфортная атмосфера, и дети действительно хорошо себя чувствовали в таких садах и школах, но, выходя, они оказывались абсолютно неприспособленными к жизни в нормальном обществе среди обыкновенных людей. И в итоге, окончив школу, нередко отказывались идти в это общество, предпочитая себе подобных. Ситуация усугублялась еще и тем, что в условиях огромной страны нередко получалось так, в том или ином субъекте федерации могло оказаться лишь два – три садика или школы соотвествующего профиля. И ребенок автоматически оказывался в интернате, откуда попадал домой только на каникулы. А значит, его отрывали не только от общества, но и от семьи.

В то же время, на Западе еще в 70-е годы стала популярна идея интеграции детей-инвалидов в общеобразовательные детские сады и школы. И в начале 90-х, когда Россия подписала конвенцию о правах инвалидах, такие идеи начали звучать и у нас. С одной стороны, это, конечно, было очень привлекательно, тем более, что на Западе существовал уже немалый опыт.

Но следует учесть вот что. Специальное образование в 34 раза дороже массового. И абсолютно понятно, что любой чиновник от образования с удовольствием «интегрирует» ребенка с особенностями развития в массовую школу, ни сколько не заботясь о том, будет ли он получать там необходимую ему помощь. Нам было важно, чтобы интеграция не захлестнула ни специальное образование, ни массовую школу, а самое главное, наших детей –  чтобы они не потеряли того, что они имеют. И мы решили разработать несколько моделей интеграции, чтобы все дети, в зависимости от степени тяжести их дефекта, получили то, что им необходимо.

Но, чтобы ребенок смог по-настоящему адаптироваться среди здоровых детей, этим нужно начинать заниматься с раннего детства. И поэтому мы взялись за разработку интеграционных моделей для детского сада. Как правило, в большинстве своем (за исключением таких крупных городов, как Москва и Петербург), для детей с особенностями развития открывается специальная группа при обычном детском саду. Поэтому с такой, уже привычно формы мы и решили начать эксперимент. Сначала специальной группе, для детей с определенным дефектом (например, для детей с нарушениями слуха, или опорно-двигательного аппарата) подбирается группа-побратим, куда ходят здоровые дети. Эти две группы вместе гуляют, играют в подвижные игры, наблюдают за погодой. Кроме того, устраиваются общие праздники, ставятся спектакли.  В таких постановках дублируются: в теремке у нас две мышки, две лягушки и т.д. Первым выступает здоровый ребенок, затем его дублирует малыш с отклонениями в развитии. У нас единственное требование: чтобы костюмы были одинаковыми. Не реже двух раз в месяц проводятся совместные занятия: например, по рисованию, делают вместе гербарии, какие-то поделки. Такой тип интеграции подходит даже для самых тяжелых детей, которые без учителя-дефектолога не способны общаться со здоровыми детьми и могут объединяться с ними лишь на очень короткое время.

Если  в специально группе появляются дети с более высоким уровнем развития, то они могут принимать посильное участие в каких-то занятиях массовой группы. К примеру, не слышащий ребенок может со всеми рисовать, незрячий – петь и т.д.

Спустя некоторое время, если малыш хорошо развивается, мы можем направить его в массовую группу уже на полный день. Но учитель-дефектолог ежедневно берет его на коррекционные занятия.

Такая гибкая система оказалась очень эффективной. С одной стороны, мы можем подобрать каждому ребенку индивидуальную программу интеграции в зависимости от особенностей его развития. С другой стороны, учитель-дефектолог и психолог помогают малышу адаптироваться в группе, а воспитателю – принять необычного ребенка, рассказывают о трудностях, с которыми он может столкнуться. оказывают методическую поддержку. Кроме того, они заранее знают, что будут проходить в массовой группе, и могут индивидуально позаниматься с малышом, чтобы он чувствовал себя более успешным. Совместные занятия со здоровыми детьми очень полезны тем, кто отстает в развитии. был у нас такой случай. Детей с задержкой психического развития брал на занятия учитель-дефектолог. Но к концу первого года разрыв между ними и здоровыми детими из той же группы стал увеличиваться. И тогда мы решили на эти занятия брать по несколько нормально развивающихся детей. И с этого момента детишки, отстававшие в развитии, пошли как на дрожжах, и буквально за три года практически все дети были выведены к возрастной норме, все они пошли в массовую школу, и абсолютно нормально учатся.

Эта система начала действовать и казалась нам очень удачной. Но однажды, выходя из детского садика, мы застали двух детишек, которых перевели из специальной группы в общую, стоящими в одиночестве на крыльце. Мы их спросили, в чем дело, почему они не играют с другими детьми. И получили исчерпывающий ответ: «Ждем наших». Тогда мы поняли, что, была настоящая интеграция, необходимы смешанные группы, где с самого начала будут вместе воспитываться здоровые дети и дети с особенностями. Это была нелегкая задача. Мы прекрасно понимали, что нельзя автоматически слить две группы. Нужно было найти такое соотношение, чтобы комфортно чувствовали себя и те, и другие. Идеальным нам показалось соотношение одни к двум: на одну треть детей с отклонениями в развитии приходятся две трети здоровых. Помимо двух воспитателей в такой группе работает учитель-дефектолог.
– Как давно существуют интегрированные группы?
– Мы начали эту работу девять лет назад, и надо сказать, что она оказалось достаточно эффективной. причем выиграли не только дети с отклонениями в развитии, но и здоровые
– Не возражали ли родители здоровых детей против таких групп?
– Показательно, как со временем менялось отношение родителей к таким группам… Понятно. что детям с отклонениями лучше. Когда началась интеграция, были проведены родительские собрания, на которых мы объяснили, чем и как мы собираемся заниматься. В этих садах и раньше существовали коррекционные группы, родители видели таких детей на прогулках, на праздниках, и нам казалось, что недоразумений возникнуть не должно. Но поначалу родители здоровых детей отказывались отдавать своих детей в интегрированные группы. нас спасло только то, что в одном саду мы набирали младшую группу, и мамы, которым нужно было выходить на работу, соглашались отдавать в такие группы своих детей просто от безысходности. В другом саду, наоборот, собиралась подготовительная группа, и мы укомплектовали ее детьми, которых приводили на один год перед школой.
Но через пару месяцев из наших смешанных групп не только никто не ушел, но, наоборот, стала создаваться очередь из родителей здоровых детей, желавших отдать к нам своих детей. Дело в том, что родители убедились, что никто из их детей не «заразился», что маленькая группа лучше, чем большая, а учитель-дефектолог с высшим образованием лучше воспитателя со средним, что внимания их детям больше, занятия организованы интереснее. Не сразу, но со временем родители поняли и еще одну важную вещь: в такой группе дети безо всяких нравоучений, на личном опыте учатся добру, терпимости, толерантности, взаимовыручке.
– Все ли дети с особенностями развития могут посещать интегрированные группы?
– Конечно, часть таких детей с отклонениями в развитии никогда не сможет ходить в интегрированный сад или школу, и это тоже необходимо понимать.
-Есть ли какие-то критерии, позволяющие определить, что лучше для малыша: интегрированный садик или специальный?
– К сожалению, четких критериев нет. В каждом конкретном случае вопрос нужно решать индивидуально, совместо с врачом, педагогом-дефектологом и психологом.
– Если ли еще какие-то формы интеграции?
– Огромную роль в интеграции и социализации детей с любыми отклонениями в развитии играет дополнительное образвоание6 кружки, секции, студии. Здесь мы всегда стараемся выбрать сферу. в которой ребенок был бы конкуретноспособен, мог бы проявить себя на равных с другими детьми, а может – и превзойти их. наши дети участвуют в конкурсах, фестивалях. концертах и нередко поражают жюри не только своими талантами, но открытостью. непосредственностью. нестандартным видением мира.
– Возможны ли какие-тот отрицательные последствия интеграции.
– Как ни странно, да. Всегда остается вероятность, что ребенок, когда вырастет, захочет выбрать общество себе подобных, И нельзя его даже из самых лучших побуждений отсекать от таких же детей, как он. Если ребенок растет исключительно среди здоровых детей или они составляют подавляющее большинство в его окружении, он может чувствовать себя исключительным, не похожим на других. Поэтому ребенок должен бывать и в коллективе, где собираются такие дети, как он, это поможет ему понять, что он не одинок, что многих людей есть такие же проблемы, как у него.  Практика показывает, что даже дети, которые выросли в полностью условиях интеграции, когда встает вопрос о создании семьи, о досуге, очень часто стараются объединиться с теми, кто близок им по своему состоянию. То есть, важно предоставить ребенку с особенностями возможность влиться в общество обычных людей, но и оставить за ним право выбрать мир таких же, как он.

Пожаловаться
Рубрика:  Поведение ребенка до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 1
вера глагольева
вера глагольеваМосква
Анастасия
Я воспитатель такой группы.и это просто ужасно! обстановка в группе не нормальная.обычные дети не дополучают внимания, так как все время забирают больные дети.
Это спам
ОтветитьНравится 
Последние записи