Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 12 (декабрь) 2004 г.

Пятый месяц

Малышу исполнилось четыре месяца и окружающие удивляются: как вырос, как много теперь умеет младенец!

Действительно, если мысленно перенестись на месяц назад, видно, что ребенок стал совсем другим: бодрствование для него теперь – это время поиграть, увидеть или услышать что-то новое для себя, повозиться с родителями.
В ребенке просыпается любопытство, желание узнавать.
А если заглянуть вперед: каким станет кроха к концу пятого месяца? Что нового, интересного произойдет за этот месяц – целую эпоху в жизни младенца, которая, скорее всего, покажется родителям минутой?
Двигательная активность.
Самые большие перемены происходят в развитии двигательной сферы младенца. Мышцы ребенка окончательно освобождаются от гипер-тонуса и начинают действовать слаженно, развиваются так называемые локомоции – об-щие движения тела, в которых задействованы практически все мышцы. Казалось бы: с самого рождения ребенок может двигаться всем телом; матери знают, что в плаче новорожденный малыш «участвует» всеми мышцами – изгибается, напрягается. Однако такие движения лишены согласованности: мышцы ручек, ножек, спины действуют одновременно, но все по отдельности. Локомоции же, напротив – согласованные движения, подчиненные одной цели. Такие движения обеспечивают подвижность ребенка в пространстве, являются основой самостоятельности.
Но появляются эти движения не сами собой, а, с одной стороны – подчиняясь все возрастающей любознательности малыша, желанию увидеть, потрогать, схватить; и с дру-гой – при наличии определенной тренировки. Интерес стимулирует ребенка потрениро-ваться, научиться; умение удовлетворяет интерес – по такой формуле развиваются у ре-бенка на пятом месяце локомоторные движения: хватание и переворачивание со спины на живот.
Тренируем хватание.
Благодаря играм, занятиям с малышом, движения его руки постепенно становятся все более и более точными: к четвертому месяцу кроха захватыва-ет вложенный в ручку предмет и некоторые время удерживает. Ему нравится эта новая игра: захватывать, сжимать в ладошке, ему становятся интересны предметы, которые можно схватить. Вы видите, что малыш проявляет интерес к погремушке, которая лежит рядом, смотрит на нее, пытается потянуться к ней, схватить? Не спешите дать малышу желаемое: положите игрушку рядом с ребенком, чтобы он мог дотянуться до нее: ведь те-перь он и сам может научиться хватать предметы.

ИГРА “ОТГАДАЙ, ОТКУДА ЗВОН…”
Подвесьте бубенцы над малышом в кроватке. Две ленточки от бубенцов спустите к ручкам ребенка.
Покачайте бубенцы. Концами ленточек прикоснитесь к тыльной стороне ручек ма-лыша. Когда звон стихнет, потормошите малыша за грудку, читая стишок:
Трынцы-брынцы, бубенцы.
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диг-дон,
Отгадай, откуда звон!
Покачайте еще раз бубенцы, побуждая малыша схватить концы лент и самому по-звонить.
Некоторые мамы говорят про своего малыша: «Он совсем не интересуется игруш-ками-погремушками, как же с ним заниматься?» Ребенок часто проявляет больший инте-рес не к предметам, а к маминому лицу или собственным ручкам-ножкам. Этот интерес (иногда доставляющий маме неудобство) надо поддерживать и стимулировать.
Положите ребенка на спинку себе на колени. Возьмите ручку малыша в свою, рас-кройте ладошку, расслабьте ее, если она напряжена. Проведите ладошкой ребенка по сво-ему лицу, называя все, до чего он дотрагивается. Потом «познакомьте» малыша с его соб-ственным лицом – тоже называя все его части. Положите кроху на животик (так его не отвлекает Ваше лицо), дайте ребенку рассмотреть его собственную ладошку: раскройте ее, сожмите в кулачок.
Можно привлечь малыша к собственным рукам и ногам: сделайте из кpупных бу-синок бpаслет для малыша, нанизав их на резинку. Проверьте, браслет должен быть дос-таточно прочным. Вместо браслета можно использовать различные детские резиночки для волос с деревянными или пластмассовыми украшениями.
Наденьте браслет на ручку малыша. Подтолкните или приподнимите локоток ре-бенка так, чтобы он мог увидеть этот браслет. Дайте ему возможность последить за своей рукой. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и только тогда, когда вы убеди-тесь, что малыш не пытается схватить браслет другой ручкой, помогите ему. Подтолкните его ручку по направлению к игрушке, помогите ему захватить свою противоположную ручку и потянуть за браслет.
Надеть браслет можно и на ножку, чтобы привлечь к ней внимание, пробудить в ребенке желание схватить ее.
Так что, как видите, тренировать хватание можно и без специальных игрушек. Скорее всего, ребенок сам выберет то, что ему интересно: прислушайтесь к его инициати-ве и поддержите ее.
Тренируем перевороты со спины на живот.
С первых недель Вы выкладывали ре-бенка на животик: сначала ненадолго, потом все больше и больше времени он проводил в таком положении. Благодаря этому он научился крепко держать головку; вытягиваясь, подниматься: сначала с опорой на предплечья, к пятому месяцу – опираясь на ладошки.
Скорее всего, Вашей крохе нравится лежать на животике – из такого положения ему лег-че видеть все, происходящее вокруг; зато, лежа на спине, освобождаются ручки и ножки: есть свобода действий. И в том и в другом положении есть масса преимуществ; одно жал-ко: менять положение малыша может только взрослый. Однако это недолго остается так: однажды, случайно перевернувшись (например – потянувшись за игрушкой), ребенок от-крывает прелесть активных движений: он начинает понимать, что сам может изменять положение своего тела в пространстве.
Обычно на пятом месяце ребенок умеет переворачиваться со спины на живот. Вы можете помочь научиться повороту.

УПРАЖHЕHИЕ «Я САМ ПОВЕРHУСЬ HА ЖИВОТ»
Приготовьте погремушки, бубенцы и музыкальную игрушку.
Малыша уложите на коврик на пол. Привлеките его внимание к звучащей игрушке, перемещая ее в сторону. Легко подтяните ребенка за ручку, укладывая его на бок. Пусть малыш потянется за игрушкой в сторону. Если ребенок не пытается перевернуться, помогите ему, забросив его ножку через другую так, чтобы его коленочка коснулась подстилки или коврика с противоположной стороны.
Итак, малыш приобрел некоторую самостоятельность в своих движениях, а что происходит за этот месяц с его способностью воспринимать окружающий мир?
Зрение и слух: познаем окружающих людей. Развитие восприятия постепенно встраивается в социальное поведение малыша. Для ребенка самыми интересными объек-тами рассматривания становятся окружающие его люди. Приглядитесь: теперь он разли-чает близких и чужих взрослых и по-разному реагирует на них.
Причем кроха теперь способен узнать родных по звуку голоса. Это только кажется таким простым. Нужно научиться выделить звук голоса из остальных звуков, запомнить его. Голос человека – это сложный слуховой стимул: более сложный, чем звук погремуш-ки, колокольчика или даже музыкальной игрушки. В человеческой речи меняется высота звука, его громкость, темп. Все это нужно уметь выделить, проследить и запомнить. Именно на пятом месяце ребенок становится «асом» в этой сложной науке. Он способен теперь различать голоса, узнает маму по голосу, не видя ее, и радуется этому.

ИГРА “ПОД ПЛАТОЧКОМ”
Вам понадобится цветной платок или пеленка.
Положите малыша на диван или большую кpовать, а сами лягте напротив него.
Закройтесь платочком или пеленкой. Позвав малыша по имени, покажитесь, сказав: “А вот и мамочка!”. Вновь спрячьтесь, зовите малыша, говорите ему ласковые слова, побуждая его прислушиваться к Вашему голосу, искать Вас. Снимите с себя платочек, повторив малышу все, что Вы ему только что говорили. Играйте в эту игру, и Ваш малыш научится узнавать Вас по голосу.
Ребенок все тоньше различает интонацию речи. Познакомьте малыша с разными эмоциональными окрасками: веселой, грустной, спокойной, зажигательной, строгой, с ласковой… Проще всего сделать это, используя устное народное творчество – прибаутки и потешки. Читайте малышу стишок, меняя в соответствии со смыслом интонацию голоса, используя поглаживания, прихлопывания. Но ни в коем случае не пугайте ре-бенка!
Ой, люли, ой, люли,
Прилетели журавли.
Они сели на ворота.
А ворота скрип, скрип.
Вы, ворота, не скрипите,
Нашу детку не будите!
Повторите игру 2 – 3 раза, пока ребенок проявляет к ней интерес.
На 4 – 5 день целесообразно поменять потешку. Используйте следующие стишки и прибаутки:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет
Тебе хвостик отгрызет!
Понимание интонаций развивает чуткость, тонкость слухового восприятия малы-ша; а чтение потешек доставляет ребенку большое удовольствие.
Малыш теперь различает членов своей семьи
Эмоциональное развитие.
Чаще всего именно в это время – на пятом месяце жиз-ни ребенок открывает для себя, что окружающие люди разные: есть близкие, родные, лю-бимые и а есть чужие люди. В присутствии чужого ребенок напрягается, чувствует себя некомфортно; таким чужаком может стать не только сосед или прохожий, но и бабушка, встречающаяся со внуком «целых» два раза в месяц, а бывает – и папа, который считает, что воспитание младенца – женское дело.
Самый близкий человек – это, конечно, мама; но если другие члены семьи – братья, сестры, папа – участвуют в играх с маленьким, общаются с ним, то и они становятся «группой поддержки» для крохи. Если сначала ребенок безопасно чувствовал себя только на руках матери, в своей кроватке, то потихоньку вся квартира становятся «территорией» безопасности, а ее жители становятся «близкими» для ребенка. Но чтобы такое чудесное изменение произошло, необходимо, чтобы родные продемонстрировали свою любовь и желание общаться с младшим членом семьи.
Поднесите малыша к папе, бабушке или дедушке (любому члену семьи или близ-ким знакомым). Попросите взрослого ласково поговорить с ребенком, взять его ручки и провести по своему лицу, подуть на шейку, поиграть в «бодашки», читая малышу какой-нибудь стишок. Скорее всего, со временем каждый из членов семьи найдет свой «подход» к малышу.
Оказывается, совместное семейное общение – это не только прекрасная школа бла-гополучного социального и эмоционального развития ребенка, но и познавательного раз-вития малыша. Ведь, как мы уже говорили выше, к пятому месяцу кроха начинает узна-вать лица и голоса окружающих людей: теперь ему просто необходимо познакомиться со всеми членами семьи.
Развитие речи.
Не стоит на месте и речевое развитие малыша. Он постигает азы звукопроизношения. Все чаще он «гулит» – нараспев, протяжно произносит гласные зву-ки. Мамы замечают, что гуление – признак того, что ребенку хорошо, комфортно – он сух, сыт и доволен жизнью. Прекрасно: предоставьте ребенку возможность побыть одному. Ведь он уже самостоятельный – не так ли?
Итак, мы не напрасно прожили еще один месяц: теперь видны достижения ребенка на пятом месяце жизни. Он становится более самостоятельным – умеет переворачиваться, учится хватать; он уже может занять себя сам. И все же больше всего его интересуют ок-ружающие люди: теперь он умеет отличить маму от папы, а папу – от бабушки. Ребенок начинает понимать все прелести общения с несколькими людьми, а не только с одной ма-мой. У каждого есть какая-то своя приятная особенность: папа так приятно щекочет, а у дедушки такой завораживающий голос, и, конечно же, мама, рядом с которой так хорошо и спокойно.
Игры, использованные в статье, любезно предоставлены Ю.А.Разенковой и цитируются по книге ее авторства «Игры с детьми младенческого возраста»


Павлова Анна Владимировна, детский психолог, сотрудник лаборатории Ранней помощи ИКП РАО.

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи