Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 9 (сентябрь) 2004 г.

Второй месяц

Ваш малыш взрослеет не по дням, а по часам. Он окреп, подрос и готов к новым свершениям.

Почему мы плачем?
У младенца на втором месяце жизни уже довольно много потребностей: он нуждается в физическом комфорте и в полноценном питании, в новых впечатлениях и контакте с близкими.
Но сам-то он не может их удовлетворить. И очень рано малыш понимает, что помочь в этом может ему только мама
Но что делать, если мамы вдруг нет рядом? Выход один – попросить о помощи. Но ребенок мал, и единственно доступное ему средство общения – плач.
Постепенно малыш начинает связывать свой плач с проявлением немедленного внимания со стороны взрослого…
Многие мамы в растерянности жалуются: «Он как будто что-то говорит, а я не понимаю, чего он хочет...»
Чуткая мама очень скоро начнет понимать язык плача ребенка. Состоит он всего из нескольких сигналов: «Я хочу есть или пить», «Мне надоело лежать на одном месте», «Я устал», «У меня мокрые пеленки», «У меня что-то болит» (чаще всего – живот). Внимательно наблюдайте за малышом, и скоро Вы заметите, что какие-то «просьбы» ребенок сопровождает длительным, громким сердитым плачем, какие-то – хныканьем, другие – резким пронзительным вскриком.
Крик двухмесячного младенца – это не свидетельство «избалованности», не капризы, от которых надо «отучить как можно раньше». Пока что Ваша задача –сформировать у малыша чувство доверия ко внешнему миру, уверенность, что ему всегда помогут и поддержат. Поэтому, не откладывая, откликайтесь на плач ребенка.
Голливудская улыбка
Постепенно малыш обретает новую потребность: ему необходимо присутствие мамы. И не потому, что она дает ему еду, тепло и создает комфорт, а потому, что она просто нужна ему. Кроха жаждет общения с мамой. Ему необходимы ее песенки, ее теплые руки и родной запах. Малышу так хорошо с мамой, что он блаженно улыбается рядом с нею.
Улыбка, как и плач, изначально рефлекторна, отражает благополучие организма ребенка. Уже на первом месяце жизни крохи нечто похожее на улыбку появляется на его лице во время сна, или при кормлении. Однако на втором месяце улыбка изменяется: малыш улыбается, глядя в глаза взрослого. У счастливой мамы нет сомнений: это не просто гримаса; улыбка обращена именно к ней, это приглашение к взаимодействию.
Обратная связь
Итак, у малыша в арсенале к двухмесячному возрасту есть уже желание общаться со взрослым и два средства общения – плач и улыбка.
А у мамы? Какими средствами общения со своим малышом располагает она?
Во-первых, это тактильная чувствительность. Руки мамы способны передать ребенку ее спокойствие. Ребенок постарше будет тянуть ручки к маме: он хочет достать до нее, войти с ней в контакт. Эмоциональный контакт между матерью и ребенком тесно переплетается с тактильнм. Объятия, нежные поглаживания передают на древнем, но знакомом ребенку языке: «Не бойся, я с тобой, все хорошо».
Запах – также своеобразное средство общения. Запах мамы дает малышу сигнал: «Мама здесь». Младенец может успокоиться и уснуть, если рядом с ним положить мамин халат, ведь он чувствует родной запах.
Речь… Речь, состоящая из слов и фраз, конечно же, пока недоступна ребенку, но ее интонационная основа, уже понятна малышу и очень важна.
К двум месяцам младенец различает несколько интонационных окрасок и адекватно реагирует на них: в ответ на сердитую фразу он плачет; при любовном, нежном обращении улыбается, даже если и не видит говорящего.
Чрезвычайно богато интонациями устное народное творчество. Прибаутки, напевки, пестушки, колыбельные окажутся Вам прекрасным подспорьем, ведь нашу обыденную речь интонационно ровную, однообразную маленькие дети понимают плохо.
Кроме того, в фольклоре есть скрытая для первого взгляда особенность – его напевность. Это сильнейший потенциал для развития речи ребенка. Практически с первых недель ребенок начинает учиться произносить звуки, звукосочетания «гхы», «кхы». Потихоньку ребенок начинает гулить – распевать долгие протяжные гласные. Такое «гуление» прекрасно обыгрывается в напевных прибаутках: «Ла-а-а-душки, ла-а-а-душки, где-е-е были? У ба-а-а-бушки. Что-о-о ели? Ка-а-а-шку. Что-о-о пили: бра-а-а-жку». Некоторые малыши с радостью подхватывают игру и начинают «подпевать», к великой радости мамы. Совместили приятное с полезным: и речь развиваем и с мамой общаемся! Так незаметно от общения мы перешли к развитию речи.
Мир, доброжелательный к малышу.
Все развитие ребенка, начиная со второго месяца тесно вплетено в процесс общения с близкими, в первую очередь – с мамой. Это отражается в самой активности ребенка: ему нравится смотреть на яркие игрушки, но интереснее рассматривать мамино лицо; малыш любит яркие окраски, но предпочитает те цвета, которые присутствуют на мамином халате; он с удовольствием слушает колыбельную Чайковского, но заснуть ему помогает только мамин голос. И еще вот что важно: чтобы у ребенка появилось желание познавать мир, у него должно появиться стойкое чувство, что этот мир добр к нему. И такое чувство может создать в нем только любящая, заботливая, чуткая и отзывчивая мама.
Первые «уроки»
Напомним, что за первый месяц ребенок научился многому: он умеет концентрировать свое зрение на предмете, плавно следить за ним глазами; он может сосредоточиться на звуковом стимуле и даже пытается поворачивать голову в направлении источника звука.
Опираясь на эти достижения, на втором месяце можно приступать к «развивающим занятиям». Напомним, что лучшее время для занятий – утренние и дневные часы бодрствования.
Для развития зрительного восприятия уже с конца первого месяца следует подвешивать яркую игрушку на кронштейне, укрепленном на борту кроватки, на высоте примерно 70 см от лица ребенка. Игрушка должна быть разноцветной, обязательно звучащей например. Проходя мимо, находясь рядом, не ленитесь чуть толкнуть ее. Звучание привлечет внимание малыша. Это ему только на пользу. Через 2-3 дня игрушка перестанет интересовать его, поэтому не забывайте менять их. Не забудьте также снимать кронштейн перед сном малыша: время для игр и занятий закончилось.
Неплохо устроить специальное «игровое» место (например, на широком диване), где бы ребенок проводил часть бодрствования. Это поможет ему приобрести полезную привычку: играть в одном месте, засыпать в другом. Через некоторое время уютная кроватка будет рождать в ребенке желание заснуть, а яркий, светлый «игровой уголок», с новыми интересными игрушками будет стимулировать его активность.
С широко раскрытыми глазами
Первый способ изучать мир, который открывается малышу – это осмотреть все вокруг. Но этому еще надо научиться. Если ребенок хорошо фокусирует свой взгляд в течение 5-10 сек на игрушке в 40-50 см от его лица, можно усложнить задание – приблизить игрушку, к лицу ребенка на 30-35 см, затем удалить. Слежение за приближающимся и удаляющимся предметом развивает координацию глаз ребенка, формирует умение сконцентрировать взгляд. Развивайте к тому же разнообразные движения его глаз. Пусть малыш следит за игрушкой, медленно перемещающейся из стороны в сторону на расстоянии 40-50 см от его лица, сверху вниз относительно его тела. Через некоторое время малыш начинает понимать, что можно немного повернуть головку, чтобы получше увидеть интересный предмет. Так к тренировке глаз подключатся еще и мышцы шеи. Если же при этом игрушка будет негромко пищать или греметь – совсем хорошо: кроха постепенно научится выделять разные свойства предмета: звук, цвет, форму.
Малыш научится плавно следить взглядом за предметом. Теперь уже можно на кронштейн (на высоте 50-70 см) повесить мелодично звучащую и движущуюся карусель. При этом помните: глазные мышцы двухмесячного ребенка еще недостаточно сильны, следить за 2-3 предметами задача не из легких, а уж за постоянно вращающимся – совсем «высший пилотаж». Поэтому занятия должны быть совсем недолгими, в первое время – не дольше 2-3 минут.
Умение фокусировать на предмете взгляд и прослеживать за ним глазами необходимы ребенку для труднейшей познавательной деятельности – рассматривания. Для рассматривания у ребенка есть множество объектов: цветочки на занавесочках или пеленках, ковер на стене, и, конечно, лицо близкого взрослого. Человеческое лицо чрезвычайно привлекательно для ребенка; постоянно меняющаяся мимика, родной голос, запах, глазной контакт – все это невольно привлекает его внимание. И собственное лицо заинтересует малыша: повесьте над ним зеркало, в котором он заметит свое отражение, и увидите, как долго кроха вглядывается в свое отражение. Конечно, он пока не понимает, что в зеркале отражается он сам, ему интересно само человеческое лицо.
Вы можете предложить ребенку рассмотреть куклу – неваляшку, его заинтересует не только лицо, но и мелодичный звон, ритмичное покачивание.
Развиваем моторику
Если в развитии восприятия у малыша есть явный прогресс, то в совершенствовании движений до таких явных успехов еще далеко. Это связано с тем, что тело ребенка находится в гипертонусе: все мышцы скованы напряжением, сохранившимся еще с рождения. Постепенно повышенный тонус исчезнет, особенно если родители не забывают регулярно делать ребенку массаж и гимнастику.
Развитие руки. Мышцы рук младенца до 3х месяцев напряжены, поэтому его ручки сжаты в крепкий кулачок. Однако, с Вашей помощью его ладошка вскоре раскроется.
Вы, наверное, заметили, как силен у ребенка хватательный рефлекс. Стоит взрослому дотронуться до тыльной стороны ладони, как она раскрывается, и ребенок захватывает палец взрослого. Предложите ему хватать не только палец, но и ручку от погремушки, палочки – все, что он сможет зажать в кулачке. Старайтесь, чтобы поверхности этих предметов были разные на ощупь: ребристые. пупырчатые, мягкие, твердые, деревянные, пластмассовые…
Развитие мышц шеи. Ребенок пока не способен крепко держать головку в вертикальном положении, но к концу второго месяца он уже довольно хорошо поднимает ее в положении лежа на животе. Это положение станет ведущим для ребенка вплоть до шестого-седьмого месяца: лежа на животе ему проще глядеть вокруг. Если в положении «на спине» ребенок имеет возможность повертеть головой вправо-влево, практически только в плоскости его тела, то лежа на животе малыш развивает движения головы вверх-вниз. Кроме того, он получает возможность двигаться в трехмерном пространстве: что очень важно, т.к. у ребенка при этом формируется устойчивая ось зрения, которая сыграет свою роль в успешном развитии координации движений.
Класть малыша на животик можно после сна или через 30 минут после кормления. Перед ним можно положить интересную игрушку: она привлечет внимание, заставит поднять и подольше подержать головку. Каждая такая тренировка значительно укрепит мышцы шеи ребенка, увеличит количество новых и интересных впечатлений.
Заканчивается второй месяц жизни. Малыш теперь уже не то беспомощное существо, каким был после рождения. Сколько новых ярких и интересных событий с ним произошло за этот месяц! Новая игрушка, солнечный зайчик на стене, свое отражение в зеркале – все так ново и необычно. Впереди еще так много открытий, что можно лишь порадоваться за маленького исследователя. А родители наверняка запомнят второй месяц жизни своего ребенка, время его первой улыбки.

Павлова Анна, детский психолог, сотрудник лаборатории Ранней помощи.

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи