Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 10 (октябрь) 2004 г.

Пустите меня на свободу!

Издавна было принято пеленать детей, причем думали, что чем тщательнее ребенок завернут, тем лучше. Применялись так называемые свивальники — длинные узкие полосы ткани, которыми обвивали младенца поверх пеленок.

Считалось, что при этом ребенок будет спокойным, а когда подрастет — станет красивым и стройным. В таком положении движения были невозможны, а сам малыш, по образному выражению английского писателя-юмориста Джерома К. Джерома, «напоминал постельный валик, в котором все перья сбились на один конец».
Возможно, древний инстинкт когда-то очень давно подсознательно диктовал матери стереотип поведения: обездвижить дитя, чтобы отвлечь от него, спрятать от покушения, скажем, хищника, который реагирует обычно на движущуюся добычу. Все живые существа прячут своих детенышей в гнездах, норах, яйца зарывают в песок. На Руси существовал обычай прятать детей чуть ли не до года «от дурного глаза» и всяких напастей. Некоторые горные племена и сейчас прячут грудных детей в темных чуланах.
Впоследствии свивание сочтут вредным, диким обычаем. На смену свиванию пришло тугое пеленание, когда старались выпрямлять ноги и руки, тем самым насильственно изменяя физиологическую (то есть естественную) позу ребенка. Тугое пеленание не только стесняет движения: в таком положении у малыша затрудняется дыхание, нарушается кровообращение.
В последнее время высказываются сомнения в необходимости пеленания вообще — предлагается практически сразу после рождения надевать на младенца кофточки, ползунки, комбинезоны, а если позволяет температура окружающей среды, то и вовсе оставлять ребенка в легкой распашонке и подгузнике. Но многие родители, особенно те, которые прислушиваются к советам более старшего поколения, не отваживаются «следовать моде». Нас пеленали и ничего, это проверенная временем методика, да и спокойнее ребенок, если его завернуть-запеленать. «Лежит себе, тихонько посапывает, маме отдохнуть дает». Спит. А что ему остается делать? Только нужно ли урезонивать детскую активность в столь раннем возрасте?
Привычная поза
Ребенок «помнит» тот комфорт, который он испытывал, находясь внутри материнского организма: Внутри организма матери ребенок находился в ограниченном пространстве, в типичной для этого периода развития эмбриональной позе: голова наклонена к груди, конечности согнуты и прижаты к передней поверхности тела. Эмбриональная поза оптимальна для нормального течения родов. Да и новорожденный занимает совершенно определенную позу, как бы сворачиваясь калачиком. Крошечные кулачки сжаты, ручки и ножки согнуты, голова «смотрит» внутрь. Физиологи объясняют это большой активностью мышц-сгибателей по сравнению с мышцами-разгибателями. К тому же так легче сохранить тепло. Это поза естественна, а не давая малышу «свернуться», мы боремся с самой Природой.
Поза «лежа на спине» – физиологически самое невыгодное положение. В жизни лежачее положение – чаще всего – символ слабости. Не случайно умирание у многих животных, птиц, насекомых и рыб связано с переворачиванием на спину. Если животных после большой физической нагрузки класть на спину, у них затрудняется дыхание, нарушается гемодинамика, иногда начинаются судороги, они долго не приходят в себя и могут погибнуть. Кстати, в тренерской практике замечено, что если спортсмен после интенсивного бега, не отдышавшись, ложится на спину, у него резко нарушается жизнедеятельность, особенно работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Врачи-реаниматоры также заметили такую особенность: если тяжело больные подолгу лежат на спине, их жизнеспособность заметно снижается.
Целый коллектив физиологов под руководством Ильи Аршавского исследовал эту проблему. Согласно их рекомендации одежда должна помогать младенцу сохранить естественную и физиологически необходимую для него позу сгибательной гипертонии. Выравнивание и пеленание ребенка, особенно в положении на спине, мешает скелетным мышцам полноценно производить тепло, увеличивает поверхность теплоотдачи, не дает маленькому человечку полноценно развиваться.
Поэтому вместе с понятием «свободное вскармливание» появилось «свободное пеленание». Основной принцип свободного пеленания — не ограничивать движений ребенка и дать ему возможность занять удобное положение. Не надо путать термины «свободное» и «широкое» пеленание. Широкое пеленание — это выполняемый с лечебной целью специальный ортопедический прием, который используется при патологии тазобедренных суставов. Однако пеленать широко (ножки максимально разведены в стороны) можно только при свободном пеленании, выпрямлять ноги категорически нельзя. Ведь вывих или подвывих тазобедренного сустава не всегда можно распознать сразу после рождения, тугим же пеленанием можно лишь усугубить проблему. В то время как «широкое положение» лучшая профилактика, возможность поправить положение. При свободном пеленании руки оставляют свободными. Ноги не выпрямляют: ребенок должен свободно двигать ногами.
Движение – это жизнь?
«Раннее развитие движений – почти нераскрытый резерв необъясненного пока, но столь же несомненного развития УМА ребенка» – писал Борис Павлович Никитин в своей книге «Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней». Между развитием интеллекта и развитием движений существует удивительная зависимость: для нормального развития мозга в младенчестве необходимо прежде всего движение. Доказано это множеством экспериментов: дети, которых с рождения не ограничивали, а наоборот, учили плавать, ползать и ходить, делали с ними гимнастику, опережают своих сверстников и по интеллектуальному развитию. Может, поэтому появилось новое поколение детей, которое очень и очень отличается от предыдущих поколений: дети, которые в два-три года учатся читать и считать, рисуют и лепят, поют, играют на музыкальных инструментах, уже никого не удивляют. Их не ограничивали в свободе.
«Успеет еще, подрастет, будет двигаться» – возразят многие. Зачем так рано? У младенца, появившегося на свет, проделавшего нелегкий путь по родовым путям, процессы возбуждения некоторое время преобладают над процессами торможения – у малыша повышенная рефлекторная возбудимость. Это инстинкт самосохранения, иначе человек просто не выживет, а проявляется это в резких вздрагиваниях с разведением ручек, постоянном плаче и частых криках, срыгиваниях и т. д. Кроме того, у большинства детей первых месяцев жизни отмечается нарушение мышечного тонуса. Ограничивать их движения ни в коем случае нельзя. В ползунках или комбинезонах, в которых дети получают возможность свободно двигаться, они ощущают себя комфортнее, чем в пеленках. Что же происходит, если искусственно ограничивать двигательную активность крохи? Когда не работают нормально мышцы человека, перестают нормально функционировать и другие системы организма: лимфатическая. Нервная, дыхательная, тормозятся все процессы.
Почему нельзя пеленать и «успокаивать» ребенка во время сна? Вот как отвечает на этот вопрос профессор Аршавский: «В первые недели жизни ребенок спит почти все время. Однако природа не может допустить такого безделья. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительного выдоха. Возникает дефицит кислорода, своеобразный (пусковой механизм) двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате 50 – 60 процентов времени спящий ребенок проводит фактически в движении».
Во всех государствах, поддерживающих принципы Всемирной организации здравоохранения, детей не принято скручивать уже в роддоме. Кстати, ухаживать за ребенком, который «носит» ползунки, легче, чем при использовании пеленок. Правда, его труднее «нейтрализовать».
Сто одежек?
Новорожденный – удивительное создание. Обычно рекомендуется его укутывать потеплее, так как «механизмы терморегуляции у него еще не совершенны», существо это принято считать, слабым, нежным и беспомощным, хотя оно и может выжить в условиях нечеловеческих, попав, например, к диким животным. Перекутанный же, в нескольких пеленках, чепчиках и одеяле, ребенок, не сможет противостоять простому сквозняку или солнышку. Кроме того, укутав малыша, мы угнетаем механизмы естественной терморегуляции ребенка, его феноменальные возможности приспосабливаться буквально к любым условиям: у финнов повитуха водила роженицу в жарко натопленную баню и парила там хорошенько, потому что считалось, что распаренные, мягкие ткани способствуют успешному течению родов. У некоторых народов новорожденных обмазывали глиной, у других – маслом, у третьих обязательно крестили в проруби, обмывали холодной родниковой водой. У якутки малыш мог родиться на стойбище при сорокаградусном морозе. И все выдерживали младенцы, а все за счет механизмов адаптации – приспособления к окружающей среде. Достаточно одной недели для того, чтобы механизмы физической терморегуляции свернули свои функции за ненадобностью.
Не нуждается новорожденный в таком количестве одежек, которые рекомендуется ему надеть, а холодные ножки в прохладной комнате должны обрадовать родителей, – меньше отдают тепла, восстанавливается тепловой баланс организма, работают, значит, врожденные термоадаптивные механизмы. Определять, замерз ли ребенок, нужно ощупывая не ручки и ножки, а плечо малыша.
На улицу же вполне достаточно надеть еще один «слой» к тому, что есть на вас, например, если надета рубашка и кофта, малышу подойдут две рубашки и кофточка или распашонка и легкий комбинезон. Никитины же и на улице советуют одеваться легче всех окружающих, а в теплую погоду – отпускать детей гулять голышом. Осторожность следует соблюдать в первые месяцы лишь с детьми, родившимися недоношенными – их система терморегуляции может быть незрелой.
Вспомните, наконец, картины, изображающие мадонну с младенцем. Ни на одной из них нет укутанного в сто одежек малыша. Требования эстетики или реальность?
Личность с пеленок
Конечно, ребенок вырастет, в пеленках ли, в ползунках ли, голышом. Но уже известно, как важны первые впечатления, то, как его встретил мир. С первых минут жизни, сразу после рождения включается в работу механизм импринтинга, или запечатления. Если после рождения ребенка положили на живот к маме, дали вкусить свободу движений – это одно, а если туго спеленав, унесли от мамы – совсем другое.
Положение же на спине, да еще без возможности шевельнуться – это положение мертвого, побежденного, больного, слабого. Некоторые психологи считают, что положение на спине и невозможность свободно двигаться начинает формировать рабские чувства, психологию подчинения. Не оттого ли многие поколения туго спеленутых младенцев вырастали послушными чужой воле приспособленцами и лишь единицы – яркими личностями? Упасть на спину – это, как правило, признать поражение, отказаться от борьбы, а в биологическом плане это – свертывание жизненно важных функций. Лучше укладывать новорожденного на животик или на бочок, освободив ему ручки и ножки, на животе он старается приподнять головку, тренируется (задохнуться он не может, так как у младенцев рефлекс поворота головки).

При подготовке материала была использована книга Б. П. Никитина «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней»
Пожаловаться
Рубрика:  Поведение ребенка до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи