Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 3 (март) 2004 г.

Как противостоять учителям. Тактика любящей мамы

Когда мой сын пошел в школу, наиболее сильное впечатление от первого учебного дня на него произвел одноклассник, кукарекавший на уроке и виртуозно доводивший учительницу до белого каления своими ужимками и смехом. Впоследствии этот самый одноклассник стал постоянным объектом критики на родительских собраниях – главной причиной неуспеваемости класса, подрывателем классной дисциплины и вообще наказанием Божьим.

А потом…. потом я подружилась с его мамой, Светой, педагогом по профессии, и узнала каких трудов и усилий ей стоит эта постоянная, изматывающая борьба с учителями, не желающими видеть в подвижном ребенке никого, кроме нарушителя дисциплины ( а способности у мальчика, между прочим, неплохие).
И когда меня впервые вызвали на педсовет, Света, вполне профессионально, как опытный психолог, дала мне несколько советов, что делать, как себя вести при общении с учителями и особенно на педсоветах, когда против одного родителя работает команда учителей.

Самое главное – это, конечно, любовь к своему ребенку, желание его защищать и в любой ситуации быть на его стороне. Ребенок должен знать и чувствовать: родители любят его ни за «что-то», совершенно независимо от получаемых им оценок и поведения. И когда вас вызывают на педсовет, ощущение силы этой любви должно ощущаться вами; тогда его почувствуют и окружающие.

Ну, а теперь по порядку – то есть с самых первых мгновений встречи. Известно, что основа отношения к собеседнику закладывается в первые пятнадцать секунд общения с ним. Как вы входите в кабинет, какую ауру источаете, выражение вашего лица – это может сыграть решающую роль. По тому, как человек поворачивает входную ручку, можно сказать о нем многое и главное, о его психологическом настрое. Вспомните, на кого лают собаки?
Только на тех, кто их боится.

Если вы боитесь своего собеседника, он это почувствует за долю секунды. Если, входя в кабинет, вы уже заведомо настроились, что сейчас на вас начнут кричать, то хозяину кабинета ничего не остается, как последовать возложенной на него программе. А потому входить в кабинет учителя надо уверенно.

Если вам не предложили сесть и приходится разговаривать стоя, примите позу, которую принимают борцы на ринге, перед боем. Они стоят, широко расставив ноги. Руки свободны, не перекрещены, прямая спина. Они спокойно сморят перед собой. Голову не наклоняют и не отворачиваются от собеседника. Вы, наверное, знаете, что очень трудно хамить человеку, который спокойно и уверенно смотрит на вас. По-бойцовски широко расставлять ноги не надо, но на уровне плеч, достаточно. Должно быть, ощущение, что вы прочно стоите на земле, и ни что вас не сможет испугать.

У учителей накопились претензии к вам и к вашему ребенку. Не перебивайте их, дайте высказаться. Не имеет смысл пытаться заткнуть пожарный шланг. Надо подождать, пока в шланге спадет напор воды.
Да, вам есть, что возразить. Вы, конечно, уверенны, что учителя ошибаются, что правы именно вы, а они ничего не понимают. Можно объяснить, что… но лучше постойте и помолчите – высказаться вы еще успеете. А пока внимательно рассматривайте лицо говорящего. Каков этот человек в гневе? Вроде пожилая женщина.

А как оказываются у нее, страстно начинают сверкать глаза! Какие глубокие морщины недовольства на переносице. Настоящий уральский хребет! Седые волосы вздыбились. Уши в такт киванию подрагивают. А жесты? Широкие, красивые. Ладонью воздух рубит! Эх, сейчас бы березовое поленце подставить! Наверняка, не заметив, разрубила одним махом! Столько пыла и страсти в движении!
Обычно в моменты крика и оскорблений в свой адрес человек чувствует себя неловко и пугается.

Как уберечься от негативных эмоций?
Сделайте упор не на словах, сказанных в пылу гнева, а на визуальной картинке. Представьте себя в театре, в первом ряду. Вам прекрасно видно актера и все его мимические морщины. Наслаждайтесь игрой – человек очень интересен в гневе! Пока есть время, задумайтесь – а как вы сами выглядите в момент крика? Чем вы руководствуетесь, когда кричите? Выплескиваете энергию или пытаетесь кого – то унизить?
Главное – научиться отстраняться и смотреть.

Молча наблюдать за тем, что происходит. Это сэкономит ваши нервы, придаст уверенности. Более того, когда учительница поймет, что не может вас вывести из себя (вы на нее смотрите, как на экран телевизора), то замолчит. Всегда приятно бить по пуховой подушке. Она сминается и принимает форму вашего кулака. А какой смысл бить по дереву? Оно, как стояло, так и стоит. По прежнему шевелит кроной в такт дуновению ветерку, а на наши удары кулачком в ствол игнорирует.

И только когда учитель успокоится, и вы почувствуйте, что гнев, владеющий им, прошел, имеет смысл начать с ним говорить.
Не нужно выяснять кто прав и виноват. Ваш диалог с учителем не должен напоминать фехтовальный турнир. Удар справа, удар слева, снова удар справа. Не надо соревноваться в остротах и колкостях. Не должно быть «наездов» и взаимных обвинений. Да, есть проблема. Давайте подумаем вместе, как можно решить назревшую проблему. При этой позиции вы одновременно делаете несколько правильных ходов: присоединяетесь к собеседнику, соглашаетесь с его точкой зрения и одновременно решение проблемы распределяете на двоих: на себя и на своего собеседника.

При разговоре, как можно чаще называйте имя и отчество учителя. Как писал еще Карнеги: « Нет звука сладостней для человека, чем его собственное имя».
Предположим, что учителя обвиняют вашего ребенка в том, что он срывает уроки. Конкретизируйте проблему: «Конкретно, какие уроки он срывает?»
– Он срывает уроки математики, чтения и русского языка.
– Хорошо. А как вы думаете, почему он не срывает уроки других учителей? Почему на других уроках он ведет себя более спокойно?

При этом вы спрашиваете мнение учителя и заставляете его задуматься: «А действительно, какие уроки ребенок срывает, а какие нет? » Пусть учитель сам задумается и потихоньку завязнет в мелочах. А вы можете высказать предположение – возможно ваш сын или дочь срывают именно эти уроки потому, что учитель не нашел к ним подход? Может вам стоит подойти к учителю и обсудить эту проблему, чтобы вместе ее решить?

Постоянно подчеркивайте, что вы готовы решать проблему совместными усилиями. Предложите обсудить поведение вашего ребенка с каждым учителем по отдельности. Всегда проще иметь дело с одним человеком, чем с командой. Попросите совета у учителей – как, на их взгляд, лучше справиться с задачей? Что они порекомендуют изменить? Они, как профессионалы с большим опытом работы, что посоветуют? Может быть, порекомендуют обратиться к специалистам? К каким? Куда?

Рассредоточивайте проблему.
Расскажите, какие действия с вашей стороны уже предприняты. Можно слегка и приукрасить. Не забывайте, что ваша задача – это задача адвоката. Защищайте своего подопечного. Не забудьте заметить, что не только школа страдает от описанной проблемы, но и ваш ребенок тоже. Покажите, как он переживает, как страдает от обстановки в школе.

Дайте рекламную характеристику своего ребенка.
Подчеркните, что проблема поведения вашего ребенка действительно серьезная проблема. Вы согласны. Поэтому одним днем данный вопрос не решить. Понадобятся месяцы, чтобы постепенно, разрешить наболевшее.
Постоянно подчеркиваете, что вы едины с коллективом учителей. Цель у вас и у педагогического состава школы одна – это наладить учебный процесс. Не смотря на возможные разногласия, обе стороны: школа и родители, будут, прежде всего, исходить из интересов ребенка. Помочь ему стать адекватной личностью и при этом постараться не сломать юную душу. Нарисуйте картину того, как будет жутко страдать ваш ребенок в случае исключения из школы. Как ему нравится класс, как хочет он учится именно в этой школе, но ни как не может найти для себя правильной линии поведения.

Скорее всего, ваш ребенок по складу – лидер. Просто в связи еще с незрелостью, он ни как не может найти для себя форму самовыражения. И вот такими детскими способами пытается, стать лидером в классе, привлечь внимание к своей персоне. И возможно, именно учителя, имеющие большой опыт работы, помогут найти форму самовыражения для вашего сына.

Побольше комплиментов и готовности сотрудничать. Не забывайте, основной контингент в школе – женщины. Поэтому комплименты необходимы, как смазочный материал.
Если учителя порекомендовали обратиться к специалистам на стороне, то, если вы считаете нужным, обратитесь. Если нет, то сделайте вид, что обращались. В этом аспекте исходите из интересов ребенка. Может быть, ему действительно нужен совет специалиста?

Ни в коем случае нельзя идти на открытый конфликт с администрацией школы. Она, прежде всего, начнет отыгрываться на слабом, то есть на вашем сыне или дочери. И в борьбе: ребенок или команда учителей, силы будут не равны и с очевидностью понятно, кто одержит победу. Не рискуйте психикой и здоровьем своего ребенка.
Избегайте конфликта.

Можно порекомендовать посмотреть несколько телевизионных передач и поучиться у политиков, людей из высшего эшелона власти, у людей публичных уходить от прямых ответов, от четких обязательств. Можно научиться говорить, одновременно обещающе и размыто.

Если ваши отношения со школой зашли далеко, и вы ни как не можете найти общий язык с учителями, то постарайтесь завуалировано намекнуть, что назревший конфликт ни школе, ни вам не нужен. И поэтому никому не выгодно выносить его в вышестоящие инстанции. Ваше оружие – невзначай брошенная фраза вроде: « Мария Алексеевна и Федор Петрович из РОНО и так загружены работой, зачем же их еще и этим нагружать?». Если вы дадите понять, что в РОНО вы – «свой человек», половина битвы вами фактически выиграна. А сделать это несложно. Достаточно накануне позвонить в РОНО и узнать имена и фамилии сотрудников, которые курируют данную школу.

Поверьте, имя куратора школы и главного в РОНО произведут магическое действие на учительский состав школы.
Любой разговор с учителем – это возможность увидеть своего ребенка со стороны и призадуматься. «Да, возможно, есть и придирки, но не на пустом же месте они возникли? Значит, есть проблема. И, придя домой, нужно разобраться – почему она возникла и как можно ее решить».

Марина Саватеева.

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи