Дорога на Ай-Петри Крым – история создания

(статья не несет политический смысл, комментарии по этому поводу будут удаляться. Если не интересует Вас данная информация, пожалуйста, не читайте и не комментируйте).

Гора Ай-Петри в Крыму по праву считается одной из самых красивых. Ай-Петри Крым обязательно должен посетить каждый, кто путешествует по удивительному полуострову. Каждый, кто хоть раз проедет по дороге, ведущей к вершине горы, обязательно задастся вопросом – а как вообще она была создана? Дорогу через Ай-Петринскую яйлу не назовешь иначе, чем памятником человеческому упорству, терпению и инженерному таланту.

Строительство дороги на Ай-Петри Крым

Строительство же всей дороги, как отмечается в книге Александра и Андрея Ены «Перевалами горного Крыма», длилось 30 лет:


«Работа потребовала поистине титанических усилий – чтобы в этом убедиться, достаточно один раз пройти или проехать по головокружительным серпантинам этого шоссе, врезанного в склон крутизной (на некоторых участках) до 60-80 градусов. Однако дерзкий проект, не смотря на серьезные трудности, был полностью реализован. В честь его завершения император Александр Второй, патронировавший строительство дороги, высочайше повелел назвать «отличительную скалу на Ай-Петринской яйле – скалой Шишко».


Скала с видовой площадкой на высоте 1182 метров стала одной из достопримечательностей пути на Ай-Петри. Иван Станиславович Шишко, полковник инженерных войск, помимо дороги внес немалую лепту в курортное процветание Ялты: он строил первый в городе водопровод, планировал и проложил нижнюю Магарачскую дорогу до Никитского ботанического сада.


В 1872 году, когда был завершен участок дороги до водопада Учан-Су, экскурсия в это живописное место стала чуть ли не обязательной для каждого приезжего: ведь отныне добраться туда можно было с комфортом, в экипаже.


Разрушение части дороги на Ай-Петри

Тогда казалось невероятным, что однажды разрушение части Ай-Петринской дороги тоже будет считаться подвигом. Но именно так и случилось осенью 1941 года. Чтобы помешать фашистам перебросить технику к осажденному Севастополю через плато, группа партизан взорвала самый сложный участок дороги – на 20-м километре. И для немцев этот путь был закрыт. Возглавил группу подрывников ялтинец Василий Кулинич.

«Мастер-часовщик он был известен чуть ли не каждому ялтинцу. Артист, мудрец и на дудочке игрец. – вспоминал его в своих мемуарах партизан Илья Варгасов. – Из тех, кто хочет добра людям. И хитер же Василий Моисеевич!»

Не только подрывом дороги прославился среди партизан Кулинич – в том же 1941 году он провел военную операцию, когда немцы прочесывали лес: устроил засаду, заставил фашистов бежать и лично застрелил коменданта Ялты Биттера, которому вздумалось принять участие в лесном рейде.

Почему по дороге на Ай-Петри Крым не ездят автобусы?

Но вернемся к дороге: подорванный участок восстановили после войны, и до 80-х годов прошлого века через Ай-Петринскую яйлу ходили рейсовые автобусы Ялта-Бахчисарай. Но после того как оползень «съел» часть дорожного полотна, маршрут закрыли. Автобусы стали ходить через Байдарскую долину. Но когда-то путь к Ай-Петри Крым занимал намного больше времени.


Воспоминания об Ай-Петринской дороге

«Верхняя дорога начинается в трёх верстах от Ялты в виду Ливадии, — сообщал в своем «Путеводителе по Крыму» 1902 года Александр Безчинский, — проходит Ливадийскую слободку и затем идет парками, среди которых разбросано несколько больших дач – Вырубова, Мережковского, наследников Полянцева. За дачей Вырубова начинается сосновый лес. Кроме верхней есть и другая, нижняя дорога, на одну версту короче. Она начинается в городе с Алупкинской улицы, прорезает вдоль Алупку и идет по живописной местности».

Обычно первую остановку путешественники делали у водопада Учан-Су. Здесь размещалась палатка, которую содержало Общество содействия благоустройству курорту Ялты. Проезжающим предлагали чай, кофе, газированную воду, молоко, пирожки, несколько видов закуски. Второй раз извозчики останавливали лошадей у Суук-Су на водопой, третий – на площадке у скалы Пендикюль.


Первая корчма на Ай-Петри Крым

«На полянке есть столики и скамейки, а из стоящей рядом казармы можно получить самовар, чай сахар, хлеб, иногда яйца и молоко, — читаем в путеводителе Безчинского. – За самовар платят обычно от 50 копеек до 1 рубля». На десерт – прекрасные виды. На Пендикюле в 1894 году была установлена ротонда, которую стали называть «Серебряной беседкой». Четвертая остановка у скалы Шишко предполагала основательный отдых и обед.

Удивительно, почему владельцы многочисленных, большей частью нелегально построенных кафе и ресторанов на плато Ай-Петри Крым ещё не догадались установить памятный знак в честь человека, который догадался привлечь всех, кто совершает восхождение. Первая корчма на плато Ай-Петри появилась в 1895 году и была скромным деревянным бараком. Её украсили позже приветливой надписью «Милости прошу!»


Член Крымского горного клуба, один из «отцов» южнобережного туризма, доктор Фридрих Вебер, описывая первую экскурию Ялтинского клуба на Ай-Пери в апреле 1898 года, упоминал об остановке в корчме:

«Представляет из себя порядочный домик для приезжих и маленькую буфетную комнатку. Хозяин подал нам самовар, яйца, молоко и шашлык, все эти припасы были свежи и довольно дешевы».

В 1902 году были такие цены:

порция шашлыка – 40 коп.;

яичница из 10 яиц – 40 коп.;

кувшин молока – 20 коп.

Позже приезжие поминали немилосердные цены в этом приюте для путешественников: за самовар и скромную закуску здесь брали рубль. Столько же стоил обед из четырех блюд в ялтинской гостинице «Россия». Несколько лет спустя содержатель корчмы отставной солдат Семён Свиридов хлопотал о расширении – устройстве отдельного помещения, где приезжие могли бы отдохнуть.

От корчмы к цели путешествия – вершине горы, приходилось идти пешком примерно три версты. Не каждая группа экскурсантов нанимала проводника, предполагая, что «на гору можно и самим влезть». К слову, ещё и не каждый проводник из тех, которых нанимали в Ялте, являлся знатоком этих мест.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет