Сейчас все чаще встречаются дети, которые в три года умеют читать, в пять – писать, а в школу идут, уже практически полностью освоив программу начального обучения. Но все-таки многих родителей продолжают мучить вопросы, а надо ли учить малыша с раннего возраста, не повредит ли ему это, не лишат ли они его детства, а если все-таки учить, то какую выбрать методику.
С этими вопросами мы обратились к специалисту по раннему развитию, психологу, педагогу-наставнику психолого-педагогического центра «Белые паруса» (г. Ставрополь) Татьяне Белозеровой.
– Татьяна Владимировна, когда нужно начинать учить малыша?
– Специалисты по раннему развитию в один голос утверждают: «Чем раньше – тем лучше». В принципе начинать заниматься с малышом нужно с самого рождения, буквально с первых недель, а вот обучать с помощью развивающих методик можно уже с полугода. Многие родители удивляются и не понимают, зачем нужно учить малыша, который еще ничего не умеет. Но они не правы. Полугодовалый малыш уже многое умеет и знает: он замечательно ползает и пытается самостоятельно сидеть и вставать, опираясь или цепляясь за какие-либо выступы, отзывается на свое имя, начинает различать «своих» и «чужих», с удовольствием манипулирует игрушками, лепечет, то есть всячески пытается познавать окружающий мир, причем использует для этого все органы чувств, его любимые знятия: посмотреть, потрогать, полизать, послушать, понюхать. Поэтому именно в полгода лучше всего начинать развивать малыша, используя методики раннего развития детей, адаптированные и направленные на раннее развитие детей до года.
– На что направлено раннее развитие детей до года?
- Полгода – это тот возраст, когда малыш очень жадно впитывает знания, т.е. закладывает фундамент всего дальнейшего своего развития. Поэтому на данном этапе очень важно уделять внимание развитию зрительных, слуховых, тактильных ощущений, формированию восприятия, концентрации внимания. Огромное значение также имеет и развитие крупной и мелкой моторики, поскольку развитие речи в будущем будет зависеть именно от развития рук. Программы раннего развития детей, которым еще не исполнился год, обязательно должны включать занятия по овладению перцептивными эталонами (форма, размер, цвет). Для этого прекрасно подходят кубики Зайцева. Малышам очень нравится не только трясти их и грызть, но и слушать «песенку кубика», отслеживая глазами мелькающие перед носиком склады. Они с удовольствием выстраивают из них башни. Сначала вместе с мамами, а потом уже самостоятельно они выбирают из кучки сначала большие, потом маленькие кубики, делят их на железные, деревянные, золотые, то есть учатся классифицировать их по величине, цвету, весу и звучанию. Выполняя несложные упражнения, слушая попевки наставника (воспитателя), наблюдая за артикуляцией взрослого, крохи учатся правильно воспринимать звуки родной речи, сами подпевают и пританцовывают. Если раннее развитие ребенка построено правильно, то есть малыша не перенапрягают и не перегружают, но в то же время занимаются с ним постоянно, уделяя внимание и телу, и психике, его умственное и физическое развитие ускоряется в несколько раз.
– Какие существуют методики раннего развития детей?
– Методик на самом деле достаточно много, но наиболее эффективными и зарекомендовавшими себя считаются:
– методика Монтессори – занятия построены на потребностях малыша, например, в 2 года малыши любят вставлять предметы в отверстия, следовательно, этим ему будет интересно заниматься. Но главной особенностью является самостоятельность малыша, то есть родители или воспитатели лишь наблюдают, изредка помогая ребенку, но лишь в те моменты, когда он не может справиться самостоятельно.
– методика Глена Домана. Особенность этой методики заключается в том, что зрительное восприятие информации ставится во главу угла. Детям с первых дней жизни начинают показывать карточки, посвященные различным отраслям знаний – язык, биология, история, математика и т.д. Сама по себе эта методика, конечно, эффективна, но исключает такие важные элементы, как творческие и исследовательские способности. Ребенок не участвует в процессе, у него нет движения. Поэтому ее обязательно нужно дополнять или использовать как вспомогательную.
– методика Никитиных. Их методика заключается в использовании игр, называемых авторами «СТУПЕНИ ТВОРЧЕСТВА», они направлены на развитие мышления, творческих способностей, которые заложены в ребенке от рождения. Но, к сожалению, как самостоятельная методика, она не удовлетворяет полностью, но, дополняя программы раннего развития детей, в разы увеличивает эффективность развития творческого начала у малыша.
– методика Зайцева, которая представляет собой кубики, причем не простые, а звучащие, разного размера и цвета, на которых написаны все слоги русского языка. С их помощью проводится обучение чтению, письму и счету. На сегодняшний момент эта методика считается одной из самых лучших для обучения малышей чтению с самого раннего возраста. Мы даже используем кубики Зайцева во время занятий с полугодовалыми малышами. Мы заметили, что, например, после 8-10 занятий крохи уже могут найти свое имя, выложенное из кубиков, выбирая из 2-3 предложенных вариантов.
– Татьяна Владимировна, но ведь все дети разные, как проводится диагностика развития детей раннего возраста?
– Методик определения уровня развития ребенка достаточно много, но все они при оценке выделяют высокий, средний и ниже среднего уровни развития малыша. Причем для каждого возраста существуют свои тесты, которые помогают диагностировать определенные навыки и знания малыша. В принципе даже раннее развитие детей имеет определенные нормы или планки, выше которых малыш прыгнуть не в состоянии. Задача взрослого –привить малышу определенные навыки, а не сделать из него гения, порой полностью подавив ребенка как личность.
Автор: Елена Чуденцова