Блог

Психомоторное и сенсомоторное развитие детей

Понятие «психомоторное развитие ребенка» достаточно широко – в него входят оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности; двигательная сфера – начиная от оценки мышечного тонуса и способности держать голову у новорожденного и заканчивая осознанными движениями рук и тонкой пальцевой моторикой. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка: узнавание материнского голоса, игры с ролевыми сюжетами.

Нужно ли беспокоиться?

Каждого из родителей волнует вопрос: насколько правильно развивается их ребенок? Особенно беспокоятся родители, у которых растет первенец и которые не имеют еще опыта воспитания детей. Самый простой и надежный путь избавиться от этого беспокойства – постоянно наблюдать за малышом, разговаривать с врачами, а также стремиться к получению как можно большего количества информации о психомоторном развитии.

В последнее время все популярнее становится мнение, что малышу не надо мешать, следует дать ему свободу и позволить развиваться индивидуально. Это мнение довольно опасно, так как снижение внимания к ребенку может привести к пропуску тревожных симптомов, которые могут сигнализировать о начале заболевания.

Чтобы быть уверенными в том, что психомоторное развитие ребенка проходит нормально, нужно знать основные этапы развития малыша первого года жизни.

Психомоторное развитие младенца первого года жизни

Новорожденный. Реагирует на яркий свет, жмурится при включении лампочки, поворачивает голову к источнику света. На звуки тоже реагирует: вздрагивает, моргает от неожиданности. Младенец находится в «позе эмбриона»: ручки и ножки приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки. Новорожденный ребенок много спит, обычно просыпается от чувства голода или дискомфорта, если лежит в мокрых пеленках.

1 месяц. Ребенок научился фиксировать взгляд на лице взрослого или на предмете, следит за движущимся предметом, при резком свете жмурится. Может на короткое время сосредоточиваться на звуке знакомого голоса, при резких звуках моргает и вздрагивает. Издает звуки, напоминающие «к» и «г». Когда лежит на животе, делает попытки приподнять и удержать голову. Если к малышу обращается взрослый, разговаривает с ним – ребенок открывает рот и внимательно прислушивается.

2 месяца. Малыш любит смотреть на лицо матери, внимательно разглядывает черно-белые геометрические фигуры. Прислушивается к звукам, поворачивается к источнику звука. К концу второго месяца начинает гулить. Головку держит уже уверенно, может удерживать в ручке игрушку. Улыбается родным.

3 месяца. Рассматривает предметы долгое время, следит за движущимися предметами, лежа на животе. Поворачивается на звук, отыскивая источник звука глазами. Часто гулит, пытаясь подражать интонациям взрослых. Лежа на животе, пытается приподняться, опираясь на руки. Пытается захватить руками подвешенные перед ним игрушки. Двигательная активность усиливается. Внимательно разглядывает свои руки.

4 месяца. Умеет переводить взгляд с одного предмета на другой. Различает голоса родных. С интересом кричит и прислушивается к собственным звукам. Лежа на животе, опирается на руки, пытается повернуться на бочок. Громко смеется, может испугаться резкого звука. Тянет в рот одежду, ручки, игрушки.

5 месяцев. Следит взглядом попеременно за двумя предметами, может найти наполовину спрятанную игрушку. Прислушивается к звукам музыки. Произносит слоги – «ма», «ба», «па». Лежа на животе, высоко приподнимается. Может повернуться со спины на живот. Если слегка потянуть за руки – усаживается. Активно хватает игрушки, может держать бутылочку.

6 месяцев. Услышав шаги, поворачивается и приподнимает голову, стараясь рассмотреть, кто пришел. Долго говорит сам с собой или с игрушками. Может подползти к игрушке. Часто захватывает игрушку и удерживает, перекладывая из одной руки в другую. Внимательно следит за выражением лица взрослого и пытается ему подражать.

7 месяцев. Узнает родных, может оценивать размер предмета – когда тянется к нему, соизмеряет захват. Понимает интонацию, когда его хвалят или, наоборот, укоряют. Начинает лепетать. Сидит самостоятельно, иногда опираясь на одну руку. Умеет ползать по-пластунски. Играет – рвет бумагу, бросает игрушки из кроватки, развязывает широкие ленты.

8 месяцев. Проявляет интерес, удивляется, увидев незнакомый предмет. Слова «На», «Дай», «Где?» – понимает хорошо. Говорит отдельные слоги, лепечет. Садится самостоятельно, может вставать на четвереньки, на колени, у опоры может вставать на ножки. Хлопает в ладоши, машет «до свидания», просится на ручки. Разбирает пирамидку, может складывать мелкие предметы в банку, коробку.

9 месяцев. Выполняет просьбы, например: «поцелуй папу», «возьми куклу», «дай ручку». Говорит отдельные слова. Возле опоры встает на ноги. Мелкий предмет может брать двумя или тремя пальцами. Любит играть: ищет спрятанный предмет, стучит игрушкой о кроватку, играет с музыкальными игрушками.

10 месяцев. Если назвать ему предметы – показывает на них. Узнает некоторые мелодии. Повторяет слова, сказанные взрослым. Может ходить, держась за две руки. Показывает, где у него ручки, ножки, носик, глазки. Собирает пирамидку. Бросает мячик, катает машинку. На протяжении 10-20 минут способен играть самостоятельно.

11 месяцев. С интересом рассматривает незнакомую обстановку. Выполняет просьбы, например: «Принеси мячик». Пытается что-то сообщить взрослым, произнося слова на «своем» языке. Ходит, держась за одну руку взрослого. Начинает понимать слово «нельзя». Может играть сам, но с особым удовольствием откликается на предложение взрослого поиграть.

12 месяцев. Может узнавать предметы на картинке. Подражает мяуканью кошки, лаю собачки и другим звукам. Говорит 8-10 слов. Самостоятельно ходит, может присесть и встать. Жалеет маму, если она ударится. Пользуется ложкой.

Сенсомоторное развитие детей

Сенсомоторное развитие детей – это фундамент умственного развития. Недостаточное сенсомоторное развитие может стать причиной всевозможных сложностей.

Все знают, как важно развивать у ребенка мелкую моторику. Дело в том, что зона пальцев связана с речевым центром. Развивая пальчики, мы готовим малыша к освоению не только устной речи – такому ребенку в дальнейшем будет легче научиться писать, освоить грамоту.

Сенсомоторное развитие детей – игры

Попробуйте насыпать в коробку или непрозрачный мешочек разные мелкие предметы и попросите, чтобы ребенок вытаскивал то, что вы ему скажете, находя предмет наощупь. Малышу понравится раскладывать бусинки по цветам (под наблюдением взрослого!). Можно выкладывать дорожки или геометрические фигуры из бисера. Хорошее упражнение – нанизывание прищепок на веревку. Отлично развивает мелкую моторику лепка из пластилина или теста, а чтобы было интереснее – можно украсить вылепленную фигурку бусинами или бисером. Попробуйте еще рассыпать бусы и попросить ребенка нанизать бусинки на леску.

Ирина Шаповалова

Нравится!
В закладки
Просмотров: 8420
Отметок «Нравится!»: 6
Комментариев: 17
23 Июль 2010
бэби.ру
Добавить комментарий
Комментарии (17)
АленочкаЕсть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крыльяНовосибирск
Ой, бусинки… Это конечно здорово… Но жутко опасно!
18:03 | 23 июл 10
ОльчикМосква
Аленочка, если на прочной нитке, то думаю не опасно. Да и бусики надо выбирать с крупными бусинами
12:23 | 26 июл 10
ТатьянаГлавное в жизни - это семья. Карьера - не ждет тебя дома, деньги - не вытрут слезы, а слава - не обнимет ночью..Петрозаводск
Аленочка, во время собирания ребенок может проглотить. Согласна с Аленой – это опасно.
12:44 | 26 июл 10
ЕленаЕсли у девушки в глазах появились озорные огоньки - это значит, что тараканы в ее голове что-то празднуют.Омск
Беру в закладки. Скоро это снова пригодится.
18:29 | 23 июл 10
LenaХарьков
Бред! В 12 месяцев ребенок не может пользоваться ложкой, говорить 8-10 слов! Откуда такая информация??? Так 90 процентов детей можно назвать отстающими в психимоторном развитии.А в 11 месяцев слово «нельзя» никто не понимает. Мой ребенок пошел в 10,5 месяцев, а наши сверсники и в год сами не могли ходить. Но это не является показателем каких либо отклонений, у каждого ребенка наступает готовность к таким вещам по-разному, и многое зависит также от генетики( в каком возрасте родители малыша могли делать то или другое действие) Нельзя грести всех под одну гребенку. Вот после таких статей родители и начинают искать у своих детей отклонения!
23:55 | 23 июл 10
TeslaGirlДочка - это маленькая девочка и большой друг))Новосибирск
Lena, Согласна, в статьях почему-то всегда берутся крайности… Но, с другой строны здесь все таки описано, что в общем и целом должен уметь ребенок и к чему-так сказать стремиться… А под 8-10 словами имеются в виду слоги в том числе. У меня Ника говорила 8-10 слов, если посчитать не полные слова.
08:34 | 24 июл 10
ОльчикМосква
Lena, 

я тоже прочитала и обратила внимание на столь раннее развитие ребенка. В моем окружении таких вундеркиндов нету, но все нормально развитые дети

12:27 | 26 июл 10
ТатьянаГлавное в жизни - это семья. Карьера - не ждет тебя дома, деньги - не вытрут слезы, а слава - не обнимет ночью..Петрозаводск
Lena, Аля, что касается статьи, Собирает пирамидку в 10 месяцев. Возможно колечки надеть сможет, но не в правильном порядке, и это уже будет не собиранием пирамидки.
12:48 | 26 июл 10
АленочкаЕсть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крыльяНовосибирск
Lena, уф, а я уже напряглась, что моя доча в 8 месяцев умеет только разбирать пирамидку, а собирать не умеет
13:45 | 26 июл 10
TeslaGirlДочка - это маленькая девочка и большой друг))Новосибирск
Lena, У меня Ника и в полтора года не собирала пирамидку, ей это было вообще не интересно....)))))
14:32 | 26 июл 10
АнастасияСевастополь
Мы до сих пор не пользуемся ложкой, потому как не хотим. Пить из кружки научились лишь к 1,10 мес. До этого просто ее не умели держать.
12:44 | 24 июл 10
ОльчикМосква
Анастасия, А ты Володю получается все время сама кормишь?
12:27 | 26 июл 10
МаринаМирный
С играми больше похоже на фантастику.  Мой в 1,5 годика не все делает, а тут и подано не будет вытаскивать что-то специально на ощуп или раскладывать по цветам. Геометрические фигуры – это вообще за гранью фантастики. Бусинки на леску годовасик точно не оденет, скорее попытается съесть
07:31 | 26 июл 10
ОльчикМосква
Марина, съесть это святое!:))))
12:28 | 26 июл 10
ТатьянаГлавное в жизни - это семья. Карьера - не ждет тебя дома, деньги - не вытрут слезы, а слава - не обнимет ночью..Петрозаводск
«Попробуйте насыпать в коробку или непрозрачный мешочек разные мелкие предметы и попросите, чтобы ребенок вытаскивал то, что вы ему скажете, находя предмет наощупь».
Интересно, для какого возраста автор предлагает такую игру?

12:43 | 26 июл 10
ПусюкаСнова лето)))Саратов
Ой, а нам полтора месяца почти и мы еще только учимся держать головку, ну ни как тут написано – держит уверенно. Я думала, это к 3 месяцам (((
15:11 | 26 июл 10
Добавить комментарий
Новый комментарий