Сколько часов в неделю стоит уделять бассейну, английскому и музыкальной школе, а сколько — уже перебор для растущего организма? Разбираемся вместе с Татьяной Буцкой — педиатром, блогером и мамой.
Татьяна БуцкаяРазрабатывая режим жизни и выбирая дополнительные занятия для дошкольника, надо иметь в виду, что по законам психического развития ведущая деятельность дошкольника – игра! Об этом сейчас часто говорят и врачи, и психологи, об этом пишется множество книг и статей.
Не стоит недооценивать функцию игры. Играть – это не просто тратить время, это — тоже учиться! Учиться — в первую очередь — следовать правилам. Это умение будут оценивать у ребенка при поступлении в школу. Неважно, настольная игра или ролевая: правила есть везде. Соблюдая правила, ребенок учится контролировать себя! Поверьте, этот навык для первоклассника куда важнее, чем умение блестяще писать, считать и читать уже до школы.
Ребенку, который пишет и читает, но не может высидеть урок и удерживать внимание, придется наверстывать то, что было упущено в дошкольном возрасте. А ребенок, который достаточно наигрался до школы в самые разные игры, скорее всего, научился главному: концентрироваться, соблюдать правила, удерживать в голове сразу несколько условий и факторов, взаимодействовать со сверстниками и понимать разные социальные ситуации. Поэтому нагромождения вида «английский-бассейн-шахматы-музыкальная школа» могут «обокрасть» дошкольника, если при этом у него не остается времени на главное – на игру.
Следующий фактор: при выборе дополнительных занятий для ребенка не делайте упор исключительно на занятиях, требующих умственной активности. Дети, особенно в возрасте до 3 лет, развиваются «через тело»: через тактильные ощущения от разных предметов и материалов, через исследования пространства с помощью тела.
Исследования показали, что дети, которых уже в 3-4 года научили читать и писать, не имеют никаких особых преимуществ перед другими детьми в школе. Поэтому интеллектуальные занятия должны составлять не более половины от общего количества «развивалок» и кружков ребенка.
Далее, при составлении расписания дополнительных занятий дошкольника, нужно понимать, каким должен быть в норме режим дня ребенка.
В 2-4 года ребенок должен спать 11-13 часов в сутки, в 4-7 лет – 10-13 часов. На дневной сон при этом уходит 1-2 часа. Оптимально, если ребенок встает между 7:00 и 8:00 и ложится между 19:00 и 21:00. Часов активного бодрствования при этом у него — примерно 11-14.
В эти часы ежедневно «вмещаются» детский сад (если ребенок его посещает), активная прогулка, приемы пищи, гигиенические процедуры, игры, чтение, общение с родителями и сверстниками.
Составляя расписание дополнительных занятий, нужно учитывать, что эти занятия не должны лишать ребенка чего-то из вышеперечисленного. Конечно, если малыш не ходит в детский сад, включить в его жизнь кружки и секции намного проще.
По нормам СанПин для детей от 1,5 до 3 лет количество занятий в детском саду должно составлять не более 100 минут в неделю, для детей 3-5 лет – 2 часа занятий в неделю, в 5-6 лет – 2,5 часа в неделю, в 6-7 лет – 3 часа в неделю.
При этом продолжительность занятий должна быть:
- для малышей до 4 лет — не более 15 минут;
- до 5 лет – не более 20 минут;
- до 6 лет — не более 25 минут;
- до 7 лет — не более получаса.
После дневного сна рекомендуются занятия не чаще 2-3 раз в неделю.
При этом учтите: если ребенок за день не наигрался, не наобщался с родителями – он будет пытаться компенсировать это за счет времени отхода ко сну. В результате режим будет сдвигаться.
Конечно, возрастные нормы стоит учитывать, но также важно понимать, что, например, один 5-летний ребенок не «равен» другому 5-летнему ребенку.
Для первого нормально хоть каждый день заниматься, для второго — и два раза в неделю много. Одному занятия по английскому дарят энергию, у другого они забирают силы. Поэтому нужно учитывать темперамент, неврологические особенности ребенка, его реальные возможности и желания, наличие мотивации к занятиям.
Как понять, что ребенок испытывает чрезмерные нагрузки?
Главный показатель – резкие изменения в поведении ребенка и появление чего-то совсем нехарактерного для ребенка ранее. Спокойный ребенок может вдруг стать беспокойным, плаксивым. Активный и эмоциональный ребенок – грустным, тихим, вялым. Могут нарушиться сон и аппетит.
Окончательно определиться с расписанием дополнительных кружков в жизни ребенка поможет наглядный план. Составьте расписание жизни ребенка на неделю и оцените, насколько оно реально, достаточно ли у ребенка времени на игру, свободного времени, соблюдается ли режим дня дошкольника. Оцените и время, необходимое для перемещения, например, из детского сада на занятия. Вы не сможете туда телепортироваться – нужно и поесть, и переодеться, и собраться. Если вы не рассчитаете это время, то будете каждый раз торопить ребенка и нервировать его.