Сейчас стало очень модным общаться с будущим малышом с первых недель беременности, гладить животик, ставить ему музыку. Якобы для налаживания психологической связи с материю. Но нужно ли это малышу на самом деле? И когда станет нужным? Отвечает Филиппова Галина Григорьевна, научный руководитель Института перинатальной и репродуктивной психологии, доктор психологических наук:
Чем определяется возможность психических связей? За нее отвечают нервная система и органы чувств. Женщина начинает ощущать шевеления к середине срока. К 20-й неделе – при первой беременности, к 18-й неделе во время второй.
Почему так? Все дело в матке. Матка – впяченная внутрь часть тела. При беременности поверхность кожи внутри матки должна покрыться специальными рецепторами. Они созревают как раз к этим срокам. И вот тогда мама начинает чувствовать шевеления. Это не значит, что до этого малыш не дотрагивался до матки, просто раньше у нее не было механизма, который бы позволил ей это воспринимать.
Почему рецепторы формируются только сейчас? Потому что примерно к этому моменту у ребенка уже есть почти все органы чувств и нервная система. А до этого момента рецепторы не нужны, так как ребенок информацию с поглаживаниями и песнями еще расшифровать не сможет. Разумеется, если вам на более ранних сроках беременности хочется погладить животик и поговорить с ним, делайте это. Но это для вас, не для ребенка.
А вот когда шевеления начнутся – тогда поглаживания, песни и разговоры и для мамы, и для малыша становятся полезны: так они готовятся к контакту после родов.
Впрочем, контакт начинает налаживаться раньше, только с помощью других органов чувств.
Первый орган чувств – это вестибулярный аппарат. С помощью вестибулярного аппарата малыш получает информацию о всех движениях, которые совершаются в маме. Так, ритм сердца задает все ритмы в организме. Мама двигается, органы внутри нее двигаются, ну и сам ребенок тоже начинает двигаться. Что тут нужно понять родителям?
Представьте, что вы живете в водном мешке, и в нем вселенная двигается по-разному. Но определенные типы движения сопровождаются тем, что кислорода больше или меньше, а запахи разнятся. Так вот – именно в такой вселенной живет кроха, и по количеству кислорода и ароматам он учится чувствовать психологическое состояние мамы. Кроме того, детеныш воспринимает не только стиль движения, но и работу дыхания мамы, ее сердцебиение, спазмы, выплеск гормонов, которые, оказывается, пахнут и проникают к нему посредством диффузии. Все это для малыша соединяется с тем, как мама двигается. Именно поэтому нервная и возбужденная мама успокоить ребенка не может.
К 8 неделям у ребенка появляется тактильная чувствительность. Пуповина, плодные воды, плодный пузырь – все это теперь кроха может почувствовать, близнецы даже обнимать друг друга могут. Пуповиной можно поиграть, плаценту можно потискать, можно и себя потрогать.
В 9 недель появляются вкусовые сосочки на языке, активные клеточки в эпителии носа. На этом этапе развития у малыша заячья губа. Поэтому обонятельный и вкусовые впечатления одинаковы. С помощью диффузии в пузырь, в котором находится малыш, из организма мамы попадают микроэлементы. Ученые выяснили, например, что малышам очень нравится глюкоза. А глюкоза приходит с едой. И если мама всегда обедает в два, то за пять минут до этого (а вестибулярный аппарат ребенка хорошо определяет время) в животе у мамы начнутся шевеления. Так малыш готовится к вкусняшке. В пять минут третьего, если обед еще не начался, он начнет бузить.
Поэтому если хотите ребенка приучить есть какую-то определенную еду, питайтесь ей во время беременности – малыш к ней привыкнет и будет ее любить после рождения.
В 16 недель у крохи формируется слух. И тут его ждет много различных впечатлений. Легкие мамы шумят (поэтому дети любят шум волн), идет перистальтика кишечника, сердце бьется, мама разговаривает. И вот на этом этапе с малышом можно начать общаться. Кстати, идея, что ребенка оглушает наш мир после рождения, не верна. Маленькие дети, привыкнув к постоянным звукам в материнском организме, не спят, когда ничего не происходит.
А вот зрение к малышам не торопится – свет проникает понемножку, конкретики нет, потому что сейчас пока зрение ему для контакта с мамой не нужно. Оно формируется, как и рецепторы в маме, только когда остальные органы чувств полностью сформированы и могут дать маме обратную связь.
Природа оберегает ребенка от излишних контактов. Поэтому любая дополнительная стимуляция ему не нужна, она его путает. Основной принцип в утробе, чтобы все хорошо работало: необходимо и достаточно. Поведение мамы должно быть ответным ребенку. Не надо специально малыша на что-то вызывать, у него там своя жизнь и свои ритмы.
Больше информации вы сможете узнать из видеолекции на сайте Московского института психоанализа, в рамках спецпроекта «Ребенок. От рождения до школы» (http://www.mip-event.com/ ) – открытого бесплатного образовательного лектория для активных родителей, посвященного развитию и воспитанию детей.