Блог

Домашние дела как упражнения для развития

Что такое предметная деятельность? Чем заняться с ребенком на кухне? Почему так важно стучать по кастрюле? Узнайте ответы на эти и другие вопросы из очередного отрывка из книги психолога и педагога Анны Быковой «Развивающие занятия “ленивой мамы”».

Почему так важно стучать по кастрюле

Спрашивают: «Как вообще можно организовать занятия с ребенком дома? Я его за столом держать не могу. Ему интереснее по дому с веником бегать». На самом деле с ребенком все в порядке. Бегая по дому с веником, он выполняет важную задачу своего возраста. Вот лет через десять, когда ему будет 12, я соглашусь с мамой, что это проблема — нельзя его удержать за столом. А пока что для него нет ничего важнее предметной деятельности. Развитие для него будет заключаться в том, чтобы от первого знакомства с веником перейти к стадии его использования по назначению — мести пол. И это не просто подражание взрослому. Символическое значение такого действа гораздо глубже — ребенок осознает: «Я могу как мама». Это — автономия от взрослого. Это — управление собой через управление предметами.

Следующей стадией будет перенесение функции с одного предмета на другой. Например, ребенок подберет на улице пару опавших после грозы веточек, соберет их в пучок и начнет мести. Хорошему родителю при этом полагается восторженно замереть и подумать: «Как крут мой ребенок! Он понял назначение предмета, он увидел сходство тополиных веточек с прутьями веника, он перенес функцию с веника на веточки». Ну и, конечно, непременно нужно похвалить малыша. Взрослые часто недооценивают важность предметной деятельности. Им кажется, что нужно как-то специально развивать ребенка, а на самом деле важно предоставить ребенку свободу в рамках безопасного пространства. Чтобы вокруг было много всего, что можно трогать, с чем можно взаимодействовать. Чтобы можно было делать то, что делает взрослый. Пылесосить, мыть пол, мыть посуду, стучать молотком. (Качество работы я вам не гарантирую, но сам процесс развивает).

Практически в каждом деле можно отвести ребенку зону личной ответственности, назначив его помощником:

Мама развешивает мокрое белье, а ребенок подает ей его из тазика, предварительно встряхивая трусики и маечки и тем самым расправляя их.

Мама снимает с веревки уже высохшее белье и предлагает ребенку найти в общей куче пару для каждого носочка. А потом просит аккуратно сложить носочки в шкаф.

Можно собрать комплект трусики-маечка, ориентируясь по рисунку на ткани или по цвету изделия.

Можно показать, как аккуратно стопочкой складывать полотенца. Если полотенец много, предложите рассортировать на две кучки: большие полотенца и маленькие.

На кухне тоже есть, где себя проявить. Пока мама варит суп, ребенок может порезать пластиковым ножом мягкую вареную морковку. Или натереть для салата вареное яйцо на терке. Или по листочку оборвать петрушку. Или распотрошить кочанчик салата айсберг. «Ленивой маме» лень все делать самой — она привлекает ребенка. Мама накрывает на стол и просит ребенка положить рядом с каждой тарелкой ложку. Ложка ребенка может заинтересовать настолько, что он не положит ее рядом с тарелкой, а начнет стучать по столу. Потом по табурету. Потом по другой ложке. Потом по кастрюле. Он удивится, что звук разный. Обрадуется и начнет стучать еще больше, еще громче. Это — тоже развитие. Важный процесс, хотя и неприятный для взрослых ушей, согласна. Это — развитие фонематического слуха, а развитый фонематический слух — основа для становления речи.

Узнайте больше о том, как совместить рутинные домашние дела с развитием ребенка в книге Анны Быковой «Развивающие занятия “ленивой мамы”». http://www.labirint.ru/books/551796/?p=12468

Нравится!
В закладки
Просмотров: 1342
Отметок «Нравится!»: 221
Комментариев: 62
22 Октябрь 2016
Бэби
Добавить комментарий
Комментарии (62)
AlinaБалхаш

Как полезно, скидывайте чаще — буду читать!!!

20:31 | 24 окт 16
АнжеликаСлавянск-на-Кубани

Интересно почитать, спасибо))

21:02 | 24 окт 16
МаМавКуБе

Очень познавательно, спасибо!!!

21:17 | 24 окт 16
Оксана

Полезная информация, спасибо

21:18 | 24 окт 16
АлинаАльметьевск

?

21:29 | 24 окт 16
ЮлияЧебоксары

Спасибо за информацию)

21:32 | 24 окт 16

ИринаМосква

.vi

21:59 | 24 окт 16
Анна ОгурцоваБрянск

Интересная информация) спасибо)

22:38 | 24 окт 16
ОльгаСаратов

Я читала книгу ленивой мамы и она меня совсем не впечатлила:(...

22:54 | 24 окт 16
Юлия ФедотоваТула

Интересно)

23:09 | 24 окт 16
Екатерина Карабанов
а
Ростов-на-Дону

фигня какая то

23:10 | 24 окт 16
НаталиРостов-на-Дону

Оказывается, я на подсознательном уровне выполняла эти советы!??

23:27 | 24 окт 16
Mama RussiaЕсть воля, - всё достижимо.Санкт-Петербург

Хорошая статья!

23:32 | 24 окт 16

КсенияКраснодар

это не фигня! Все правильно. Моя мне помогает как только пошла, иногда конечно не так, сейчас нам 1.6 она достает белье с машинки в тазик, у бабушки полтвает со шланга, подметает. Я считаю это очень важным, т.к ребенку ( не обязательно девочке ) это пригодится в жизни. Есть девочки которые и в 20 не могут суп сварить ( это я еще высоко взяла).

23:46 | 24 окт 16
НаталиМосква
Планирует
Ксения, 

Это про меня, в 20 лет не уметь сварить суп. Мама всегда все делала сама. Потом, когда мы с сестрой подросли ёё жутко бесило, что мы ничего сами не можем приготовить. Так нас никто и не учил, нам это не надо. Лучше привлекать детей к труду и делать это ласково)

07:45 | 25 окт 16
СветланаВсе будет хорошоВладимир
Ксения, 

Это точно, согласна с вами. Нужно привлекать к труду с малого, как только начнет в ручки брать предметы. И не в коем случае не отбивать эту охоту. Пусть познают мир и как в нем жить.

10:06 | 25 окт 16
ИринаМосква

Супер… а то я с годовасиками ваще сумамсхжу… я бы прочла как справлятсч когда одному месяц а другому 1.6 года...

00:06 | 25 окт 16
Добавить комментарий
Новый комментарий