Понятие «психомоторное развитие ребенка» достаточно широко – в него входят оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности; двигательная сфера – начиная от оценки мышечного тонуса и способности держать голову у новорожденного и заканчивая осознанными движениями рук и тонкой пальцевой моторикой. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка: узнавание материнского голоса, игры с ролевыми сюжетами.
Нужно ли беспокоиться?
Каждого из родителей волнует вопрос: насколько правильно развивается их ребенок? Особенно беспокоятся родители, у которых растет первенец и которые не имеют еще опыта воспитания детей. Самый простой и надежный путь избавиться от этого беспокойства – постоянно наблюдать за малышом, разговаривать с врачами, а также стремиться к получению как можно большего количества информации о психомоторном развитии.
В последнее время все популярнее становится мнение, что малышу не надо мешать, следует дать ему свободу и позволить развиваться индивидуально. Это мнение довольно опасно, так как снижение внимания к ребенку может привести к пропуску тревожных симптомов, которые могут сигнализировать о начале заболевания.
Чтобы быть уверенными в том, что психомоторное развитие ребенка проходит нормально, нужно знать основные этапы развития малыша первого года жизни.
Психомоторное развитие младенца первого года жизни
Новорожденный. Реагирует на яркий свет, жмурится при включении лампочки, поворачивает голову к источнику света. На звуки тоже реагирует: вздрагивает, моргает от неожиданности. Младенец находится в «позе эмбриона»: ручки и ножки приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки. Новорожденный ребенок много спит, обычно просыпается от чувства голода или дискомфорта, если лежит в мокрых пеленках.
1 месяц. Ребенок научился фиксировать взгляд на лице взрослого или на предмете, следит за движущимся предметом, при резком свете жмурится. Может на короткое время сосредоточиваться на звуке знакомого голоса, при резких звуках моргает и вздрагивает. Издает звуки, напоминающие «к» и «г». Когда лежит на животе, делает попытки приподнять и удержать голову. Если к малышу обращается взрослый, разговаривает с ним – ребенок открывает рот и внимательно прислушивается.
2 месяца. Малыш любит смотреть на лицо матери, внимательно разглядывает черно-белые геометрические фигуры. Прислушивается к звукам, поворачивается к источнику звука. К концу второго месяца начинает гулить. Головку держит уже уверенно, может удерживать в ручке игрушку. Улыбается родным.
3 месяца. Рассматривает предметы долгое время, следит за движущимися предметами, лежа на животе. Поворачивается на звук, отыскивая источник звука глазами. Часто гулит, пытаясь подражать интонациям взрослых. Лежа на животе, пытается приподняться, опираясь на руки. Пытается захватить руками подвешенные перед ним игрушки. Двигательная активность усиливается. Внимательно разглядывает свои руки.
4 месяца. Умеет переводить взгляд с одного предмета на другой. Различает голоса родных. С интересом кричит и прислушивается к собственным звукам. Лежа на животе, опирается на руки, пытается повернуться на бочок. Громко смеется, может испугаться резкого звука. Тянет в рот одежду, ручки, игрушки.
5 месяцев. Следит взглядом попеременно за двумя предметами, может найти наполовину спрятанную игрушку. Прислушивается к звукам музыки. Произносит слоги – «ма», «ба», «па». Лежа на животе, высоко приподнимается. Может повернуться со спины на живот. Если слегка потянуть за руки – усаживается. Активно хватает игрушки, может держать бутылочку.
6 месяцев. Услышав шаги, поворачивается и приподнимает голову, стараясь рассмотреть, кто пришел. Долго говорит сам с собой или с игрушками. Может подползти к игрушке. Часто захватывает игрушку и удерживает, перекладывая из одной руки в другую. Внимательно следит за выражением лица взрослого и пытается ему подражать.
7 месяцев. Узнает родных, может оценивать размер предмета – когда тянется к нему, соизмеряет захват. Понимает интонацию, когда его хвалят или, наоборот, укоряют. Начинает лепетать. Сидит самостоятельно, иногда опираясь на одну руку. Умеет ползать по-пластунски. Играет – рвет бумагу, бросает игрушки из кроватки, развязывает широкие ленты.
8 месяцев. Проявляет интерес, удивляется, увидев незнакомый предмет. Слова «На», «Дай», «Где?» – понимает хорошо. Говорит отдельные слоги, лепечет. Садится самостоятельно, может вставать на четвереньки, на колени, у опоры может вставать на ножки. Хлопает в ладоши, машет «до свидания», просится на ручки. Разбирает пирамидку, может складывать мелкие предметы в банку, коробку.
9 месяцев. Выполняет просьбы, например: «поцелуй папу», «возьми куклу», «дай ручку». Говорит отдельные слова. Возле опоры встает на ноги. Мелкий предмет может брать двумя или тремя пальцами. Любит играть: ищет спрятанный предмет, стучит игрушкой о кроватку, играет с музыкальными игрушками.
10 месяцев. Если назвать ему предметы – показывает на них. Узнает некоторые мелодии. Повторяет слова, сказанные взрослым. Может ходить, держась за две руки. Показывает, где у него ручки, ножки, носик, глазки. Собирает пирамидку. Бросает мячик, катает машинку. На протяжении 10-20 минут способен играть самостоятельно.
11 месяцев. С интересом рассматривает незнакомую обстановку. Выполняет просьбы, например: «Принеси мячик». Пытается что-то сообщить взрослым, произнося слова на «своем» языке. Ходит, держась за одну руку взрослого. Начинает понимать слово «нельзя». Может играть сам, но с особым удовольствием откликается на предложение взрослого поиграть.
12 месяцев. Может узнавать предметы на картинке. Подражает мяуканью кошки, лаю собачки и другим звукам. Говорит 8-10 слов. Самостоятельно ходит, может присесть и встать. Жалеет маму, если она ударится. Пользуется ложкой.
Сенсомоторное развитие детей
Сенсомоторное развитие детей – это фундамент умственного развития. Недостаточное сенсомоторное развитие может стать причиной всевозможных сложностей.
Все знают, как важно развивать у ребенка мелкую моторику. Дело в том, что зона пальцев связана с речевым центром. Развивая пальчики, мы готовим малыша к освоению не только устной речи – такому ребенку в дальнейшем будет легче научиться писать, освоить грамоту.
Сенсомоторное развитие детей – игры
Попробуйте насыпать в коробку или непрозрачный мешочек разные мелкие предметы и попросите, чтобы ребенок вытаскивал то, что вы ему скажете, находя предмет наощупь. Малышу понравится раскладывать бусинки по цветам (под наблюдением взрослого!). Можно выкладывать дорожки или геометрические фигуры из бисера. Хорошее упражнение – нанизывание прищепок на веревку. Отлично развивает мелкую моторику лепка из пластилина или теста, а чтобы было интереснее – можно украсить вылепленную фигурку бусинами или бисером. Попробуйте еще рассыпать бусы и попросить ребенка нанизать бусинки на леску.
Ирина Шаповалова