Твоя Россия будущего
Векторы развития
// Журналистика

Блогер — это работа? Особенности веб-журналистики

Ты любишь снимать всё происходящее на видео? Мечтаешь вести свой блог? Или тебе просто нравится рассказывать о чём-то своим подписчикам и быть в Сети 24/7? Тогда тебе можно задуматься о профессии веб-журналиста. Чем он занимается? И что у него общего с блогером? И, главное, можно ли считать это полноценной работой? Давай разберёмся!

В чём разница? 

Сегодня сложно представить жизнь без соцсетей. Ты наверняка подписан на десятки аккаунтов разных людей, которые регулярно делают обзоры, делятся новостями, берут интервью и при том делают всё это довольно профессионально. Кто они: блогеры или журналисты?

Веб-журналист — это специалист, который пишет тексты или делает репортажи для размещения в интернете. 

Например, у какого-то журнала есть интернет-версия. Там статьи, новости и публикации выходят намного чаще, чем в печатном варианте. Веб-журналист как раз и наполняет контентом такой интернет-портал.

Это единственное отличие веб-журналиста от коллег, которые работают в печатных СМИ, на ТВ или на радио. У него даже может быть официальное удостоверение журналиста, корочка с надписью «Пресса».

А блогеры? Блогер тоже работает на просторах интернета, но по-другому. Допустим, у блогера получается круто рассказывать о собственной жизни, делать обзоры на новые косметички и машины или снимать анпакинги посылок. У него  получается заинтересовать аудиторию своим контентом. И ничего общего с журналистикой это не имеет. Блогер работает с личным блогом. Но если его пригласить снимать или делать репортажи, например, для какого-то интернет-портала или канала, то у него могут возникнуть сложности из-за незнания специфики профессиональной работы.  

Например, блогер занимательно рассказывает про автомобили. У него набирается хорошая база подписчиков, он становится популярным. Вдруг ему приходит приглашение от телеканала на кастинг ведущих для новой передачи про авто. Зачем это телеканалу? Там хотят поднять просмотры с помощью аудитории блогера. Но уже на кастинге ведущих выясняется: блогер не всегда знает, о чём спросить гостя на интервью, не может запомнить слова, зачитывает всё с пятнадцатого дубля, сам писать тексты не умеет. Для съёмочной команды это неудобно, а переучивать человека времени нет. 

Веб-журналист — это профессионал. Он умеет писать тексты, готовиться к интервью, понимает специфику работы и в СМИ, и в интернете.

Если у человека есть и азарт блогера, и профессионализм журналиста, получается идеальное сочетание. У веб-журналиста всегда есть возможность завести собственный блог. Тогда он сам себе начальник и может делать тот контент, который считает нужным.

Блогер — это профессия?

Если веб-журналист — это специалист, то кто же блогер? Наверняка ты часто слышал, что, блогинг — это не работа. Те, кто так говорит, просто ни разу не пробовал снимать видео, а если и пробовал, то ролик точно не попал в топ.

Сейчас в России есть десятки бесплатных онлайн-курсов для блогеров, появились целые школы и даже Институт профессионального блогинга. По крайней мере, возможность введения блогинга в образовательные программы вузов педагогического профиля уже обсуждался.

Блогер и веб-журналист: сравнение 

  • У журналиста есть договор или контракт с конкретным интернет-порталом.
  • У блогера – рекламный контракт с компанией, которая продвигает продукт или услугу.
  • Журналист пишет тексты/снимает сюжеты по той теме, которую ему выдали в редакции.
  • Блогер сам выбирает темы.
  • Журналист получает зарплату.
  • Блогеру приносят доход монетизация роликов, реклама, донаты, тренинги, онлайн-марафоны, продажа мерча. Например, некоторые блогеры выпускают одежду с принтами своих коронных фраз.

Тут можно выбрать, что больше по вкусу тебе: когда дают тему, на которую тебе нужно снять репортаж, или же самому сгенерировать идею, снять видео или провести фотосессию, выложить это всё, а потом ещё раскрутить свой пост.

Но есть тут и важный плюс! Если блогер начал достаточно зарабатывать, он может нанять целую команду для продвижения своего контента.

Что нужно знать о работе веб-журналиста

  1. Интернет-журналист должен уметь писать тексты. Поэтому тренируйся писать как можно чаще. Уметь быстро печатать на компьютере тоже очень важный навык.
  2. Ты любишь бодрствовать ночью? В информационных агентствах следят за новостями круглосуточно. Зачастую у них работает специалист, который пишет новости по ночам, чтобы к утру было, чем занять читателей. А вдруг пока все спят, случится что-то важное? 
  3. Профессиональное образование журналиста иметь желательно, но не обязательно.

Что нужно знать о работе блогера?

  1. Это труд. Иногда, чтобы снять один видеоролик, профессиональные блогеры тратят по несколько месяцев. Найти героя, договориться с ним о съёмках, выбрать локацию для интервью, придумать концепцию — это всё стоит денег, сил и времени.
  2. Лучше выбрать ту тему, которая тебе интересна. Ты в ней профи, всегда знаешь, что рассказать. Так будет проще набрать подписчиков.
  3. Вакансий блогеров практически нет. Скорее, ищут ведущих для интернет-каналов. Блогер — это всегда эксклюзив. В личном блоге только ты сам решаешь, как, когда и о чём рассказывать.

Так что если кто-то тебе скажет, что блогинг — это не работа, можешь показать им рейтинг Forbes. Самые топовые российские блогеры делают весьма интересный контент и зарабатывают не менее 2 млн руб. в месяц. Будь внимательным, следи, что происходит вокруг, и в любой момент будь готов достать телефон и снять сюжет!