Наша философия.

Какая польза человеку, если он весь мир приобретет,
а душе своей повредит. (Древняя мудрость)

Известно, что квалифицированная медицинская и психологическая помощь стоит дорого. Но с другой стороны ни для кого не секрет, что высокая цена за услугу, особенно в российском социуме, этически невменяемом, вовсе не является гарантией качества. Представительный сайт, изящный фирменный стиль, презентабельный офис и прочие необходимые атрибуты, конечно, в первом приближении демонстрируют уровень успешности психолого-консультационной «фирмы», услугами которой хотел бы воспользоваться «клиент» для повышения собственной эффективности. Но на чем построен этот демонстрируемый успех, на каком фундаменте? В ситуации, когда серьезный бизнес основывается на психологии, а психология сама становится бизнесом, к кому отнестись с доверием покупателю на рынке консультационных услуг, тем более что в последнее время он приобретает черты восточного базара, на котором, бойко предлагая свои товар, говорят, перебивая друг друга, на всех языках одновременно? Казалось бы ответ очевиден – конечно нужно выбрать то, что соответствует уровню, во-первых, современной науки, во-вторых, передовых технологий, в третьих, учесть конъюнктуру на рынке (уровень запрашиваемых цен), при этом не переплатить, но и не испортить свой внешний и внутренний имидж … стоп! Уже здесь необходимо остановиться, задуматься и понять, что мы уже не чужой территории, а может быть даже в плену у той самой современной психологии, услугами которой хотим воспользоваться.

Спектр и разнообразие предлагаемых сегодня консалтинговых, коучерских, рекрутинговых и прочих услуг, построенных на авторитете современной научной психологии, огромен. Наверное, его диапазон соответствует количеству психологических и психотерапевтических школ, умноженному на такое же количество разнообразных подходов, методов, технологий. Можно задать вопрос: а как же сориентироваться в таком рыночном разнообразии, граничащим с хаосом, потребителю? Речь ведь идет здесь о покупке компьютера или автомобиля и даже не о выборе адвоката или стоматолога. При всей значимости сопровождающих нашу жизнь юридических, медицинских или представительских проблем, мы хорошо понимаем, что, в случае выбора психолога или персонального коучера, речь идет о том, кому мы доверяем и кому хотим позволить прикоснуться к самому ценному сокровищу, которым самовластно обладаем – это к саму себе, своему внутреннему миру, своей душе (не поворачивается язык сказать психике, хотя в научном смысле это просто синонимы).

В современной научной психологии нет единого взгляда на природу человека, его души (психики) и, следовательно, на причины возникновения тех или иных психологических проблем. Зато существуют десятки, если не сотни конкурирующих школ и направлений, каждая из которых говорит и работает на своем особом языке, как правило семантически отличном от традиционного.

Что есть человек?.. Какова его миссия на этой земле?.. К этим древним как мир вечным вопросам новый век прибавляет новые. Почему террорист-смертник будто в каком-то экстазе и с сознанием исполненного святого долга лишает жизни себя и окружающих? Почему ни с того ни с сего загорелась старая добрая и внешне благополучная Европа, и какова природа этого огня? Можно ли пользоваться услугами суррогатных матерей и улучшать природу человека при помощи генной инженерии? Следует ли запрещать на законодательном уровне афтаназию, клонирование или разрешать однополые браки? В чей огород антиглобалисты бросают свои камни, и имеет ли современная глобалистика антропологическую составляющую? Что происходит с человеком при погружении его в Виртуальную реальность или Измененные состояния сознания? И что вообще такое этот Человек?! Можно продолжать и продолжать вопросы, одолевающие нас в последнее время, но можно также обратить внимание и на то, что все эти присущие современному сознанию «вызовы» имеют один общий знаменатель – антропологический.

В России, несомненно, растет сознание того, что между нами и оградившим себя от нас же глубоким рвом благополучным Западом – зияют высоты и пропасти религиозно-философского и мировоззренческого порядка.

Философы уже давно бьют тревогу. Европейская наука, «доказавшая» что Бога нет, что «Бог умер», вплотную подошла к еще одному «фундаментальном» открытию – оказывается что человека тоже нет, он расчленен и тоже умер, утерян и забыт.

Отсутствие и вторичность целостного Человека в европейской базовой антропологической модели имеет глубокие религиозно-философские корни. – это укоренившиеся в сознании социоцентрические («человек – продукт социальных отношений») или биологические (психоанализ) и другие формы антропологического редукционизма. Безуспешные попытки вернуться к целостности человека, осмысленности его существования (экзистенциализм) в рамках сложившейся западно-европейской мысли ессенциально-индивидуалистической трактовки личности человека ставят на повестку дня разработку новых антропологических подходов.

Принципиально новый с точки зрения классической науки подход к проблемам человека, который можно называть холистическим, (от слова цельность, целостность), или «энергийным», в противовес классическому «ессенциальному» обозначился в интересных работах российских философов и психологов академиков С.С Хоружего, Бибихина В.В., Генисаретского, проф. Ф.Василюка. В этих работах сделана попытка заложить основы новой «синергийной антропологии» (см. К антропологической модели третьего тысячелетия. www. synergia-isa\prop.htm). Предлагается универсальная система понятий и метод, позволяющие соотносить научное познание о человеке с познанием, добытым в области духовной (религиозной) практики.

Новый подход назван «синергийным» («синергия», греч. – со-трудничествее, со-работничество в человеке двух энергийных начал – природного и сверхприродного, божественного). Сделаны попытки применения нового подхода в методологии и в реальной психолого-консультационной практике в рамках формирующейся христиански-ориентированной психологии. Внутренний мир человека выводятся из субъективной самозамкнутости, размыкается и рассматривается в перспективе открытости человека к Другому, Иному бытию. Новый взгляд, базируется на усвоении и научном осмыслении богатейшего духовного опыта религиозных «практик себя», выстраивает в строгих научно-философских категориях топику уровней и границ сознания, не противопоставляя себя ни классическому психоанализу, ни аналитической или когнитивной психологии, ни гештатьт-терапии ни даже супермодернистским методам трансперсональной психологии. Он вместо реакции на уже совершившееся до него как бы провоцирует, зачинает принципиально новое философско-богословское осмысление всем этим методам и подходам, открывает возможность продуктивного диалога между научным и религиозным знанием.

Нам представляется весьма актуальной и своевременной задача создания в контексте обозначенного подхода Центра психологического консультирования, ориентированного на традиции Восточного Христианства с осмысленным применением методов, разработанных и апробированных в классической научной психологии. Фактически речь идет об апробации в практике психологического консультирования предложенной интегральной концепции человека, основанной на синтезе святоотеческой и научной антропологии. Психотерапевтическая энциклопедия под редакцией проф. Б. Ф. Карвасарского определяет «православную психотерапию» как уже сформировавшуюся в своих главных постулатах практику, построенную на фундаменте православного мировоззрения, то есть на «духовном, аскетическом и литургическом опыте Церкви»(1998, с.336).Такое определение выдано, как нам представляется, авансом. Реальное положение дел на «христианском направлении», по-видимому, далекое от идиллии, подробно исследовано в интересной работе А.Е. Кремлева, предложившего свой анализ феномена христианской психологии в контексте современной церковной истории, психологической науки и практики.

О реальной возможности и осуществимости нового подхода свидетельствуют инересные исследовательские работы отечественных психологов таких как Т.Флоренская, Б.Братусь, А.Копьев, Л.Шеховцева и многие другие. О продуктивности христианского подхода свидетельствуют многочисленные работы как российских, так и западных психологов-практиков. Так, например, проф. Д.В.Новиков (ИПРАН) обозначает перспективы научно-психологического анализа аскетического понятия «страсть» с позиций теории поля К.Левина и намечает перспективную методологию борьбы как с древними «страстями» (алкогольная, табачная, наркотическая зависимость), так и новыми напастями(компьютерная, телевизионная). Проф. Элизабет А. Гассин с коллегами из университета Olivet Nazaren, США чрезвычайно интересно подошла к проблеме прощения, как эффективного психотерапевтического средства.

Разумеется, в реальной практической работе психолога, ориентированного на христианское мировоззрение всегда будет стоять задача теоретического осмысления и адаптации той или иной психо-технологии, особенно заимствованной у западных коллег, к нашей российской специфике – от этого никуда не уйти. В этой работе мы хотели бы принимать, в меру своих сил, самое активное участие, избегая при этом декларативности и чрезмерной идеологической ангажированности, предоставляя нашим сотрудникам право в открытой дискуссии защищать правомерность применения того или иного метода.


Логвиненко Григорий Дмитриевич
Логвиненко Григорий Дмитриевич
Психолог
001007

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества