Мультики, компьютерные игры и другие «детские болезни»

Мультики, компьютерные игры и другие «детские болезни»Как я уже много раз писал, основная потребность  растущего организма – это развитие. Обучение, получение новых знаний, нового опыта.  И так уж устроен человек, что в большинстве ситуаций он стремится получить желаемое самым легким путем. Вот несколько психологических теорий, занявших прочное место в психологической науке, которые объяснят нам все про мультики и про «нежелание учится».

В качестве основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта. Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Каждый раз, когда Вы, занимаясь своими делами, включаете малышу мультики  – Вы тем самым приучаете его к такому способу освоения и изучения мира.

Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением. Когда ребенок, общаясь с Вами, получает негативную реакцию на свои успехи в чтении, ему читать хочется все меньше и меньше. Когда малыш общаясь со сверстниками получает позитивную реакцию на свою осведомленность в области героев того или иного мульт-сериала, то он получает всяческое одобрение (сильное, длительное, позитивное, искреннее).

Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен. Так, например, потребности читать у ребенка нет. А потребность общаться с друзьями у него есть. Он легче будет заниматься тем, что дает ему возможность общаться с друзьями.

Американский психолог Б.Скиннер ввел понятие  «оперантное обусловливание». Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.

Еще одна теория научения принадлежит К.Халлу. Согласно его взглядам, научение происходит за счет того, что при каждом ответе возникает подкрепление в виде частичного удовлетворения, т.е. «редукции», потребности. Индивид учится реагировать определенным образом, если вследствие этого уменьшается влечение или потребность – например, в еде или сексе. Такая реакция становится привычкой. Согласно Халлу, привычка, становящаяся сильнее с каждым подкреплением, – основной закон научения. В отсутствие привычек и потребностей человек не станет осуществлять никаких действий, поскольку без привычки не будет знать, как действовать, а без потребности лишится мотивации к действию.

Что мы имеем в итоге. Ребенку нужны только те знания, которые приводят к удовлетворению потребности. Если Вы учите ребенка читать, то нужно начинать играть с ним в интересные для него игры, где ему, для победы,  нужно читать.

А сейчас, для победы, ему нужна  куча бакуганов и знание того, что произошло в последней серии Бен тен. Это необходимо для комфортного общения со сверстниками. А для комфортного общения со взрослыми – необходимо «не путаться под ногами».

Что дают компьютерные игры и мультки? Прежде всего – представление о жизни. читать далее

Лунев Денис
Лунев Денис
Психолог
101222

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Другие статьи на эту тему